Аотероа-земля маори. Часть 11

Марина Хованская
29-30 декабря
Твайзел-Квинстаун (Twizel-Queenstown)
 
   Знатоки утверждают, что в Новой Зеландии нет некрасивых мест. Есть красивые и очень
красивые. Перевал Артура – из разряда последних. Осознание этого факта приходит не сразу и, конечно, не на многострадальной тропе к «Панораме». Начиная с мелкого населенного пункта Отира (Otira) на тысячу квадратных километров простирается зеленое пространство национального парка Артура (Arthur’s National Park). В летний сезон парк служит резиденцией крутых хайкеров, способных по-спартански уходить в горы на неделю-другую, и прочих категорий странствующих граждан. Кроме машины они могут добраться сюда по железной дороге из Крайстчерча. Поезд пересекает Южный остров от края до края дважды в день через перевал Артур-пас.
   Засыпанная речной галькой одноколейка тянется двойной железной змейкой вдоль автотрассы, то скрываясь в альпийском разнотравьи долины, то неожиданно выныривая на холмах. Это одна из красивейших дорог Новой Зеландии, не считая горной дороги из города искусств и студентов Дунедин (Dunedin).
   Зимой парк превращается в центр горнолыжного туризма с довольно крутыми спусками. Среди густого леса просматриваются «рогатки» подъемников. Сейчас предновогодний разгар лета, как ни парадоксально это звучит. Люди меняются на этом перевале так же быстро, как в очереди за пивом. Перевал обновляется новыми лицами почти каждый день. Он напоминает беспокойно кишащий пчелиный улей. Наша команда тоже вносит свою лепту в это движение, покидая гостеприимный поселок навстречу новым приключениям и Новому 2010 году.
   Тепло распрощавшись утром 29 декабря с японцами, садимся в машину с нескрываемой радостью. Они выходят нас провожать по-семейному, на порог коттеджа, будто соблюдая неписаные традиции общежития.  От датчан не доносится ни звука.
   После вчерашнего изуверства ноги подозрительно никак не реагируют на вертикальный вес тела. По-видимому, они до сих пор в состоянии шока, поэтому не болят. Зато завтра наверняка молочная кислота продемонстрирует все свои садистские приемы. Сегодня вместо собственных ног всю нагрузку берет на себя потрепанная перевалом «старушка». Она напоминает  наших дорогих стариков, готовых в трудный час без раздумья пожертвовать собой ради здоровья и благополучия попавших в халэпу детей!      Предстоящий трехсоткилометровый мотопробег по горным дорогам- не шутка ни для нее, ни для пассажиров. Хотя частично дорога знакома и обкатана. Это участок от городка с романтичным именем Геральдин (Geraldine)через озера Текапо (Tekapo), Пукаки (Pukaki), Вонака (Wanaka)до городка Твайзел (Twizel). Чего не скажешь об отрезке до «сочной» красотки Геральдин по внутреннему кольцу Южного Острова. Геральдин славится фруктовыми садами, полными румяных яблок, гладких персиков и сочной черешни. Все дары природы выставлены вдоль дороги в больших и малых лавках.
   Путь до Твайзела неблизкий, учитывая планы по массовой закупке горбуши  на бирюзовом озере Пукаки. Однако перевал Артура не торопится выпускать нас из своих поистине королевских объятий. Машина мчится в глубине такого изумительного ущелья, которое может поспорить по красоте со швейцарскими Альпами. За каждым изгибом дороги открываются потрясающие картины вечных гор: необъятная долина,
закрытая со всех сторон темной громадой гор, синее небо, яркое солнце, сочный салат травы,узкая змейка дороги посреди долины и простор, насколько хватает глаз!
Возникает непреодолимое желание вырваться из тесной малолитражки и раствориться в этом магическом просторе, слившись в ним воедино подобно «запятым»гармонии инь-янь». Поэтому машина то и дело скатывается на обочину, пассажиры выскакивают из нее и в безмолвном экстазе делают бесчисленные кадры. Индикаторами красоты служит частота остановок. О Зеландия! Ты не перестаешь удивлять! Как говорят, "мал золотник, да дорог".
   Долгое пребывание в состоянии "инь- яня" может быть чревато потерей ориентиров маршрута. Из этого состояния нужно  выбираться как можно быстрее, иначе «улет» в другом направлении неминуем.  Стоит не вовремя среагировать на правый поворот, как выскакиваем по прямой на Крайстчерч, где нас никто не ждет. Зато ждут в славном Твайзеле, в ста километрах по праву руку.
   С усилием покинув благостную нирвану, штурман сосредотачивается на карте. Тем временем миноем "многолюдное" поселение Касс (Cass), представленное всего двумя хижинами, Касл Хил Виладж (Castle Hill Village) и вовсе одной, но хорошо срубленной, а также Спрингфилд  (Springfield). Важно не пропустить еще один городок такого же плана-Шеффилд (Sheffield). Стратегическое значение этого городка в том, что табличка с его названием  как раз и служит индикатором поворота.
   Нужный знак появляется, как принято в этой стране, будто из-под земли. На
размышление всего полторы секунды. Накатанные  на зеландских дорогах километры приучили к любой неожиданности и выработали молниеносную реакцию
- Сворачивай!-  не своим голосом орёт штурман.
   Водитель, все еще находясь в состоянии  "янь", нервно дергается и давай рулить налево.
Напоминаем, что в Новой Зеландии левосторонее движение, поэтому легче всего свернуть налево, чем направо.
- Направо-о-о-о!- в отчаянии хрипит штурман.
   Прозеваешь поворот- не обессудь! По хайвэю ехать придется до пригородов Крайстчерча. Других поворотов направо на карте не видать, развернуться –проблема, ведь сзади поджимает нетерпеливый трафик.
    Подчиняясь не столько децибелам крика, сколько его эмоциональной окраске, водитель судорожно дергается вправо. Проявив чудеса сноровки, он в последний момент выписывает угловатую кривую запоздалого поворота. Потревоженная стрессом гармония "инь-янь" бесследно улетучивается.
   О Мужчины! О чем думаете вы, когда преданные вам спутники заранее предупреждают об «опасных» поворотах? Как всегда о несбыточных "инях"? А ведь они совсем недобрые. Древнекитайская философия олицетворяет "инь" с женским, значит, черным, земным и злым.  В отличии от мужского  белого, небесного и доброго "яня". Ладно, мы хоть не белые и пушистые, зато в состоянии в нужный момент не только переломить ситуацию, но и к прекрасному приобщить. Расторопность штурмана обернулась очередной жемчужиной в копилке впечатлений всей команды.
   После долгих и однообразных петляний в лесу машина выскочила на широкое светлое
пространство. Мы благополучно проехали ли бы мимо, если бы не стоящий на «островке» обочины  полуджин-полуавтобус цвета хаки. По корпусу он размалеван надписями «Самые яркие приключения на внедорожнике» (Best 4WD adventures).
Сзади от джипа стоит группа туристов и разглядывает что-то вдалеке. Люди кажутся
знакомыми и  невольно притягивают взгляд.
   Выбираемся из машины и следуем в их направлении. Что они там увидели? По мере
приближения к перегородке наши шаги замедляются, а рты раскрываются. На лицах  появляется  незатейливый имидж «отпавшая челюсть» (jaw dropping). Мы стоим на вершине такого глубокого обрыва, что становится немного жутко.
   Перед масштабом картины душа встрепенулась и захлебнулась в судороге безмолвного восторга. Чем ближе подходим к его кромке, предусмотрительно огороженной мощными деревянными перекрытиями с натянутой между ними стальной сеткой,тем шире открывается драматическая мезансцена долины. Невиданное по размаху русло реки Ракайя (Rakaia River) c круто обрывистым левобережьем и взметнувшимся нагромождением гор правобережьем поражает воображение. С высоты обрыва река кажется застывшим светло-голубым полотном, уходящим куда-то далеко за горизонт.
 Из состояния полной прострации нас выводит фраза, произнесенная на чистом русском языке.
- Пойдем теперь к мосту!- обратился мужчина к одной из девушек.
Ну конечно же, это свои! Их ни с кем не спутаешь. Мужская половина представляет собой класс интеллигенции среднего возраста, одетый по старинке в легкие куртки из плащевки, собранные  на бедрах планкой с симметричными резинками. Женская половина выглядит помоложе и одета помоднее в выбеленные,  рваные на коленях джинсы.  Их яркий макияж затмевает краски природы. Мужскую и женскую половины роднит  одно: напускное безразличие на лицах! Эка невидаль, речка с обрывом!
   Правда,оказавшись на мосту, где открывается сногшибающая панорама искрящейся на солнце реки, они на время забывают свои надуманные роли видавших виды москвичей и хватаются за фотоаппараты. Девчонки в мгновение ока усаживаются на неширокие перила моста, балансируя обеими руками в пространстве и поправляя прически для снимка на память.
   Надо было видеть выражение лица бедного гида и водителя по совмещению. При виде бесстрашных канатоходок он просто потерял дар речи. Бледный до белизны ксероксной бумаги, он метался от одной безрассудной модели к другой, убеждая их слезть с перил. Его можно понять. Одно неловкое движение- и парить этой модели с высоты птичьего полета на дно самого глубокого ущелья.  Глядя на сидящих над пропастью девчонок, в животе неприятно холодеет. Даже проходящие машины притормаживают, чтобы получше разглядеть довольно симпатичных сумашедших, с легкостью балансирующих на узкой каменной планке между жизнью и смертью.
   Не знают люди, что тут русские гуляют! В незабываемой фотосессии участвуют преподаватели столичных колледжей России. Зрелище – не для слабонервных. Ни одна из проезжавших машин не рискнула остановиться возле моста, чтобы полюбоваться рекой. Видимо, никто не желал стать невольными свидетелями возможной трагической развязки. Мы тоже не выдержали этого  зрелища. Без лишнего шума ретировались в надежный хэчбэк и покинули место опасных съемок.
  Продолжение читайте  на www.scribd.com  или заказывайте по адресу mbfreebird28@gmail.com