Что такое дружба?.. Кто такой друг?..

Евгений Мазук
Интересно, что хотя все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, они неизменно считали «подлинную дружбу» крайне редкой, особенно - между мужчиной и женщиной, которой, говорят, вовсе не бывает, а есть только нечто иное, замаскированное под это.
Как заметил философ Артур Шопенгауэр - «Истинная дружба  одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».
Не кажется ли вам, что расцвет дружбы, как правило, относится к прошлому?.. Вот раньше были времена, - любим вспоминать мы, и моложе мы были, и дружили как-то интереснее…
В детстве нам предлагали дружбу буквально. «Давай дружить?» - говорили нам. А теперь, как это происходит? – задается аналогичным вопросом Гульнара Руд в своем блоге, название и девиз которого совпадают с названием книги известного психолога Эрика Бёрна - «Люди, которые играют в игры и игры, в которые играют люди» - Оговоримся (вместе с Гульнарой), что речь пойдет не о социальных сетях. Там дружбу предлагают направо и налево. И у каждого на то свои причины. Что же касается жизни на земле, то тут совсем другое дело.
Рассказав о взаимоотношениях со своими подругами, Гульнара просит читателей блога поделиться своими мыслями о том, что же такое дружба на самом деле, и как (всегда ли бескорыстно?) друзья поступают по отношению друг к другу.
- Дружба, - пишу я ей свой комментарий - как дает определение словарь — бескорыстные [!] личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях... По-моему, если с какой-либо стороны начинает присутствовать корысть (не обязательно материального характера), то это уже, пожалуй, не дружба... Это грустно... Еще более грустно, что легко можно остаться и вовсе без друзей... Потому что, всегда ли мы и сами бескорыстны?.. С другой стороны, я считаю, всегда можно относиться к вопросу философски, ведь как поется в известной песне "С другом не будет драки, если у вас друга нет..."
- В дружбе, как в браке, - отвечает Гульнара - обеим сторонам нужно вносить свой вклад. Спасибо, Евгений. Мне важно каждое мнение. А мужское - в особенности ценно. Мужская дружба отличается, как мне думается, от женской.
Я соглашаюсь с ней,  и мы начинаем обсуждать нюансы дружбы между мужчиной и женщиной.
- Головной мозг, - привожу я мнения ученых - подразделяется на два полушария – правое и левое. Эти братья-близнецы, живущие в одном доме, выполняют разные обязанности. Правое полушарие отвечает за эмоциональный анализ информации, за чувства, интуицию, предчувствия, а левое – за логическую обработку данных, поступающих из внешнего мира. Естественно полушария–братья между собой общаются, ведь любая ситуация требует совместного решения.
Вот здесь, по наблюдениям физиологов, и выявляется половое различие.
«Мост», соединяющий полушария у женщин, похож на дорогу с двухсторонним движением, у мужчин - с односторонним, где информация движется упорядоченно либо в одну сторону, либо в другую сторону. Речь женщин одновременно может быть и рациональной и эмоциональной.
Мужчины часто воспринимать такую информацию не могут, в силу того, что им просто необходимо определенное время, чтобы перестроить свое мышление с эмоционального на рациональное или наоборот.
Наверное, поэтому в виртуальном мире с мужчинами общаться проще, чем в реальном. А еще - потому, что здесь проще не доводить дело до постели, ведь, как мне кажется, секс убивает женско-мужскую дружбу. В том смысле, что такая дружба всегда подразумевает соблюдение некой дистанции, как на дороге, и возможна либо до, либо после секса, а во время такой близости эти отношения называются иначе. Кстати, у древних римлян дружба и любовь были однокоренными словами… Может быть поэтому между ними здесь так тонка.
При общении мужчины с женщиной у каждого способа обработки информации есть свои преимущества и недостатки.
У женщины хорошо то, что это больше отвечает ее природным задачам!
Она со своими мозгами быстрее спасёт ребёнка, начнёт и закончит войну, найдёт нестандартный выход из любой ситуации. Минус в том, что у женщин часто и мухи, и котлеты вместе, поэтому трудно понять женщину, иногда практически невозможно.
Преимущества мужского способа состоят в аналитичности, умении выделять существенное. Мужской ум отличается большей целеустремлённостью и сосредоточенностью. Кроме того, мужчина более понятлив. Если мужчина понял причину каких-либо явлений и уяснил цель событий, то он прямо говорит об этом.
Женское «Поняла!» зачастую однозначно интерпретировать невозможно. Может быть, в это время в голове у неё проносится мысль: «Ладно, я устала – скажу, что поняла! А то, как я буду выглядеть, если скажу, что не поняла?».
Минус мужского способа мышления – некоторая беспомощность в делах житейских, попадание в такие ловушки, которые женщина интуитивно обязательно бы почувствовала.
Гульнаре нравятся мои рассуждения и она предлагает мне опубликовать эти строки. Я задумываюсь об этом. Но… Но могу ли я внести что-то новое в эту старую, как мир мысль?.. Субъективно – возможно. Но объективно – вряд ли?!.
О дружбе задумывались еще первые древние мыслители. И одним из первых синонимических понятий дружбы было равенство. Но сказать, что дружба возможна лишь между равными людьми, по сути, означает сказать, что дружба невозможна, ибо все люди разные. Тем более – мужчины и женщины, как и было сказано выше.
Потом появилось суждение о том, что дружба – удел добродетели. Сказать о ком-то, что они друзья, значит, указать на то, что они – честные и справедливые. Поэтому подлинная дружба возможна, но столь редка.
В дальнейшей истории мысли к идеям, высказанным Платоном и Аристотелем, уже немногое было добавлено. У Эпикура, например, есть замечательное высказывание, указывающее на то, что дружба - непременное условие счастья и одно из фундаментальных оснований блаженной жизни мудреца: "Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой".
И что бы в последующем ни говорили другие мыслители о дружбе, разве не будут они упоминать Цицерона, который описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение?..  А "Первый закон дружбы" Цицерона – просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб – в свою очередь по существу разве не воспроизведение Аристотеля, который утверждал:
- к другу следует относится, как к самому себе, т.е. любовно, бескорыстно и безусловно;
- истинный друг – это как бы второе Я;
- дружба основывается на согласии и взаимной благожелательности.
Из всего сказанного нетрудно понять, что же такое дружба. Гораздо труднее уяснить, кто же твой друг, не разобравшись, кто есть ты.
Скажите мне, кто я, и я скажу, кто мой друг…
Скажите мне, кто мой друг, и я скажу кто я…