Неоконченное путешествие

Ольга Ан Сорокина
Опубликовано в ежемесячном красноярском журнале "Наводка туристу" (№ 10, декабрь 2010 г.)

Кемеровская область. Какие ассоциации вызывает эта часть Западной Сибири у большинства россиян? Конечно же, «уголь», «руда», «шахтеры» и «Кузбасс». Зато горнолыжники и сноубордисты наверняка расскажут вам, как им понравилось «в Геше гонять по пухляку», туристы-пешники – о том, как они заблудились в туманном поднебесье на склонах Мустага, а поклонники театра вспомнят, что Кемерово – родной город Евгения Гришковца, автора и исполнителя замечательных моноспектаклей, наполненных одновременно юмором и глубоким смыслом.
Намотав полтысячи километров на колеса велосипеда и в несколько раз больше – автомобиля, я поняла, что красивейшая Кемеровская земля хранит в себе не только уголь и руду – вместе с ними она бережет множество загадок и тайн, готовых открыться внимательному взору путешественника…

О чем «пишут» на Томи?
На некоторых слово «музей» почему-то навевает скуку. Но я уверена, что после посещения «Томской писаницы» отношение любого человека к музеям изменится кардинально – по-другому просто не может быть! Мы побывали там весной 2006 года, во время первомайского велопохода, – такого мега-всплеска положительных эмоций от увиденного я даже не ожидала. И это несмотря на то, что до главной изюминки – петроглифов – мы так и не добрались. Вода в Томи, на обрывистом берегу которой, собственно, находится древнее святилище, была слишком высокой, и подойти к скале не удалось.
Побродив по корабельному сосновому лесу, под сенью которого и располагается музей, мы узнали много интересного о жизни коренных народов Сибири. Особенно мне запомнился настоящий шорский улус с бревенчатой юртой и берестяным свадебным шалашом.  Казалось, над крышей вот-вот закурится дымок. Да и исторические реконструкции (славянское языческое капище и древнетюркские каменные изваяния) на высоком берегу Томи в окружении стройных сосен, смотрелись гораздо органичнее, чем их «коллеги» в тихих музейных залах.

Вставка в текст:
Музей-заповедник «Томская писаница»
Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» основан в 1988 году. На его территории расположен замечательный памятник первобытного искусства – древнее святилище с наскальными рисунками IV-II тыс. до н.э. На прибрежных скалах сохранилось более 300 петроглифов. Запечатлены лоси, медведи, антропоморфные существа, солярные (солнечные) знаки, птицы, лодки.
Другие музейные объекты представляют культуру народов Западной Сибири. Это  «Древнее святилище», «Шорский улус Кезек», «Мифология, эпос», «Археодром», «Музей наскального искусства Азии», «Славянский мифологический лес», «Время и календари», «Русское сибирское село» и другие. Все экспозиционные комплексы объединяет общая идея: показать посетителям способы существования человека в данной географической среде с глубокой древности до недавнего прошлого.
Музей находится в Яшкинском районе в 60 км от Кемерово. Проехать можно на автомобиле или междугороднем автобусе на Яшкино, Пачу, Тайгу до остановки «Музей-заповедник «Томская писаница».
Сайт музея: www.gukmztp.ru


Пещерские скалы
Дорога от «Томской писаницы» в сторону Кемерово идет вдоль берега реки. Плавные спуски и подъемы позволяют велосипедистам, то есть нам, вдоволь налюбоваться окружающими пейзажами. Через 15 км въезжаем в небольшую деревню Пещерка, рядом с которой находятся одноименные скалы (иногда их называют кемеровскими или яшкинскими). Обрамленная березняком поляна на берегу Томи наверняка придется по душе как спортсменам-экстремалам, так и любителям спокойного созерцательного отдыха. Тех, кто наслаждается высотой и риском, матушка-природа порадует отвесными, обрывающимися прямо в воду скалами, по которым можно лазить со снаряжением и без него. Сюда регулярно выезжают на тренировки томские и кемеровские скалолазы, поэтому есть несколько пробитых скальных маршрутов. Внизу, под скалами, – небольшая пещера, но попасть в нее возможно только при низком уровне воды. 
Фотографы и художники могут запечатлеть великолепную панораму Томи, березовый рассвет над противоположным берегом и подснежники на охристо-желтых скалах. Простор и спокойствие располагают к размышлениям, поэтому йоги иногда проводят на Пещерских скалах свои тренинги и медитации.

Центр Кузбасса
Велотуристу непросто вновь привыкнуть к городским улицам после лесного простора, поэтому по Кемерово мы проехали, глядя в основном на светофоры и дорожные знаки. А жаль: многое пропустили! Например, музей-заповедник «Красная горка» (www.redhill-kemerovo.ru). Кроме великолепной панорамы города, здесь можно увидеть первую штольню Кемеровского рудника, старинный причал и, конечно же, саму Красную горку на берегу Томи – место, откуда в 1721 г. началось освоение Кузбасса.
Ценителей живописи заинтересует Кемеровский областной музей изобразительных искусств, в котором собрана знатная коллекция российского искусства ХХ столетия (около 5000 произведений). Для любителей старины – Кемеровский областной краеведческий музей или Музей археологии, этнографии и экологии Сибири КемГУ (http://museum.kemsu.ru/). А те, кто предпочитает пешие прогулки, могут побродить по парку Победы, что на левом берегу Искитимки, или пройти по Аллее Славы под сенью деревьев, посаженных руками Героев Советского Союза и Кузбасса.

Горная Шория
Размеры этой небольшой горно-таежной земли на юге Кемеровской области, на стыке Алтая и Западного Саяна намного меньше, чем ее известность и популярность у путешественников всех мастей. Свое название она получила от малочисленного самобытного народа – шорцев, предки которых на всю Сибирь славились умением выплавлять железо (русские первопроходцы называли их «кузнецкими татарами»). Здесь находится тот самый Кузнецкий угольный бассейн, здесь добывают железную руду, золото и другие полезные ископаемые. А еще в Шории развит пушной промысел, поэтому каждый турист увозит из этих мест сувенир – хвостик или меховую балаболку.
Природа Горной Шории – это покрытые тайгой двухтысячники-гольцы и прозрачные горные реки Мрассу, Томь, Кондома, Мундыбаш и Кабырза, пригодные для рафтинга. Это огненные поляны жарков и травы выше головы. Это возможность поглядеть с перевала на облака – не вверх, а вниз. Это влажная жара в долинах рек, вдоль берегов которых на километры тянутся поселки шириной в одну улицу. Традиционно  самые красивые места Горной Шории охраняются государством – это Шорский государственный природный национальный парк и Шерегешский госзаказник. Но туристы все равно проникают туда и увозят с собой кучу фотографий и впечатлений.

Вставка в текст:
В Горной Шории расположен второй по величине город Кемеровской области – Новокузнецк (580 тыс. чел.). Основанный на берегах реки Томь в 1617 году как укрепленный казачий острог, он и сегодня впечатляет своими могучими стенами, с которых открывается великолепная панорама города.

«Край гривы»
Визитная карточка Горной Шории – горнолыжный туризм. Едва ли найдется бордер или лыжник, никогда не слышавший о «горе Зелёной (Каритшал*)  что в Геше», в переводе на русский – о культовом курорте Шерегеш. Впечатления бывалых любителей снежного экстрима, обычно умещаются в два слова: «очень» и «много». Много снега, подъемников, трасс и народу. И, конечно же, самое главное «очень» – понравилось! В общем, мои ожидания оправдались почти на сто процентов. То, что в Шерегеше очень много снега, я заметила еще у входа в  подъезд пятиэтажки, где мы снимали квартиру. Он напоминал туннель: к двери вел узкий проход, а по обе стороны от него поднимались сугробы раза в полтора выше человеческого роста.
Катание по очень длинным трассам было моей давней мечтой, и здесь она наконец-то сбылась! Иногда всего за один спуск мне удавалось поблуждать в тумане на вершине горы, слегка намокнуть под мелким дождиком в середине склона и позагорать на солнце ближе к подножию - а что, за четыре с половиной километра все возможно! Весной погода в горах изменчива и зависит от высоты, а максимальный перепад высот между верхней и нижней станциями подъемника  составляет 600 м.
Подъемников на горе действительно очень много, самых разных – от простой бугельной  «швабры» до комфортных закрытых кабинок. На «швабре» можно подняться на нижнюю, пологую часть склона, где новички обычно учатся кататься. А на самую вершину, как правило, едешь на канатно-кресельном подъемнике или в закрытой гондоле.
Великолепный вид, открывающийся с вершин Зеленой и соседнего Тельбиса, я не буду описывать: его нужно просто увидеть своими глазами, чтобы запомнить на всю жизнь.

Таежный уют
В отрогах Кузнецкого Алатау находится еще одно горнолыжное местечко –  Саланга, на редкость уютное и спокойное. Наверняка оно придется по душе любителям семейного отдыха и новичкам, делающим свои первые спуски. Тем, кто здесь впервые, рекомендую взять с собой на вершину фотоаппарат – не пожалеете! Особенно же меня восхитили хижины из смолистых бревен с удобствами европейского уровня. Воздух в таком доме пахнет тайгой, и, прикоснувшись к стене, ощущаешь тепло настоящего дерева. А если вы не накатались на горных лыжах или сноуборде – можете получить положительные эмоции с помощью беговых лыж: в Саланге есть прокат и отлично подготовленные трассы для «классики» и «конька». 

Увы, во многих уголках Кемеровской области мы еще не побывали. Не преодолевали Хомутовские пороги реки Мрассу и не сплавлялись по Кие, не лазили в подземельях Кизасских пещер и не любовались вершинами Поднебесных Зубьев. Не встречали снежного человека в окрестностях Азасской пещеры и не наблюдали парящий над тайгой неопознанный летающий объект. Поэтому путешествие по Кемеровской области еще не окончено…

*«Каритшал» переводится с шорского как «конец, край горного хребта (гривы)». «Зеленая» - русское название горы, данное ей за цвет мха на курумнике и изобилие травы и кустарника.