Паломница

Елена Грислис
               
               

        Стихи рождаются в душе. Стихи христианские дарятся самим Господом.  «ПАЛОМНИЦА» - большое стихотворение, написанное мной сразу после поездки по святым местам. Ему предшествовал подстрочник, то есть само описание большого пятидневного путешествия, вдохновившего меня на создание поэмы.
 
        Отмечу также, что,  хотя с включением этого стихотворения цикл «Третий Рим» и был обогащён современными христианскими сюжетами, речь идёт о святых местах, известных более двух тысячелетий назад. Само стихотворение, посвящённое настоятельнице Свято-Спасской женской обители матушке Серафиме, было опубликовано в 2004 году в моей книге «Возвращение к Вечности».
 
            Чтобы  поведать читателю откровения души образным языком, я дополнила текст фрагментами самого стихотворения.

 
             Итак, с Богом! Выехали мы автобусом от тульской церкви Сергия Радонежского 15 августа 2002 года, в девять часов вечера. Нас, паломников, сопровождали Галина Николаевна и Ольга Владимировна. Всего из Тулы и Щёкино отправилось чуть более 40 человек.

                Наш путь лежал первоначально в КОСТОМАРОВО – в Свято-Спасскую женскую обитель, которой управляла с 1997 года матушка Серафима. Целый год по приезду своему матушка с двумя другими монахинями мёрзла и молилась в сбитом из железа вагончике. А счет дням в этих местах пошёл ещё  с благословившего их и молившегося в одной из меловых пещер апостола Андрея Первозванного:
                По преданью благовестному,
                Верой в Бога, волей честною
                Добрались до Костомарова,
                Где обитель Первозванного.
                Здесь Андрей Святой молился сам.
                С Валаама и по Дону – к нам,
                Кто пришёл сюда паломником
                Бедным русским богомольником.
               
              СВЯТО-СПАССКАЯ женская обитель – один из древнейших русских монастырей,
основанный ещё до принятия христианства на Руси. Большой пещерный Спасский храм вмещает до двух тысяч человек.  Начал храм строиться ещё в Х11 веке, далее строительство продолжилось  ХУ1 и  закончено в Х1Х веке. Своды собора Спаса Нерукотворного образа, как он сейчас называется, покоятся на 12 огромных меловых колоннах. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворнический образ жизни, общаясь с монахами и паломниками только через небольшие окна – чтобы взять пищу и записки с просьбами о молитве.
                Вот пещеры, где отшельники
                И Андрея соглядельники
                Взяли Крест дубовый пламенный
                И клялись Христову знамени.
                Ввысь через века направился
                Тот росток, что Богом славился
                И вознесся мощным деревом,
                Став обителью меловой.

 Задонская обитель была умножена ещё тремя храмами: Церковью иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», часовней Распятия Господня и церковью Серафима Саровского.
Костомарово часто называют Русской Палестиной: здесь есть своя Гефсимания, свой Кедрон, гора Фавор и Голгофа с Крестом на вершине.

                Мы побывали во всех храмах, вырытых в меловых горах. Прежде всего в Серафимовском Спасском храме, где находились престолы Спаса и Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.
             Незабываема икона Валаамской Божьей матери, по преданию подаренная монастырю императором Александром 1 и простреленная богоборцами в лихие
послеоктябрьские годы. Думаю, не одно фото не даёт образа живой, смотрящей с нескрываемой укоризной и печалью женщины. Кажется, ещё минута… и она сойдёт простреленная, но живая со стены. Сам образ предстаёт чудом будто не рукотворным, а
явленным.
                Богоматерь Валаамская
                Смотрит с укоризной властно.
                Вся прострелена, вся ранена…
                Кровоточит – гонит Каина.
               
 Господь сподобил нас поговорить с великой подвижницей – матушкой Серафимой. Рассуждения игуменьи были прямыми и жёсткими. Прежде всего она была недовольна самим словом «экскурсия», так как паломники – не экскурсанты. Говоря  строками стихотворения, в эти места должны идти те,
                Кто молитву покаянную
                Приготовил к бою бранному
                С сатаной весь мир скорёжившим,
                Зверем, путь земной итожившим.

Считала также, что мы напрасно решили ехать в несколько мест, ибо такое «кормление» неугодно Богу. Она говорила: «Лучше меньше, но впитать дух Святого места. Пусть человек не знает и много молитв, а главное – душа, которая направлена к Богу. Мир не меняется к лучшему. Во свидетельство этому – с 13 января 2002 года стал кровоточить образ Валаамской иконы Божьей Матери. Родители будут давать плохой пример детям и семена будут ещё хуже».

              Матушка Серафима была недовольна, что её обитель превращается в центр, куда
едут так много и «покупают» святыни. Она уделила нам около часа, предупредив, что её благословение не означает того, что мы в это обычно вкладываем. Она сказала, что ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ недостижим для человека. И далее, указывая на себя: « Мы только поводыри, через которых может благословлять Бог».

              Матушка имела славу прозорливой и многие подходили к ней с вопросами. И,
действительно, многие вещи говорила неслучайно, ибо некоторые плакали от её откровений. Я её спрашивала о сыне и она мне сказала, что ещё много придётся претерпеть, причём все его страдания и невзгоды я буду брать на свою душу. «Будет пить, а тебе будет казаться, что ты пьёшь за него. Будет болеть, а тебе будет казаться, что больна ты». И, на самом деле, я брала впоследствии «на себя»  все его физические и душевные невзгоды, опровергая тезис, что лишь родная мать, связанная «пуповиной» со своим ребёнком, способна через биоритмы подсознательно чувствовать его и то, что с ним происходит.  Лишь на один вопрос матушка не ответила – станет ли он человеком. «Молитесь, молитесь за него Пресвятой Богородице и святым угодникам Фролу и Лавру».

               Настоятельница благословила меня и произнесла: «Радость ты моя! Теперь вы  за нас, за меня молитесь». Я посмотрела на матушку и поняла, что та тяжело больна. В ответ я обещала, что вышлю ей свои стихи.  Они родились вскоре по прибытию:
                Серафима, дщерь пещерная,
                Зазвала гостей непрошенных
                Из вагончика молельного
                К той, что пулями искрошена.
                И разодранной суетами
                Двадцать первого паломнице –
                Мне на голову – поэту –
                Перст кладёшь при входе в горницу.

                Очень взволновала всех «Пещера Покаяния», где снимались не только личные грехи, но и грехи всего рода. Надо отметить, что до революции в Спасский скит направляли на исповедь самых неисправимых грешников. Последним отшельником, жившим в пещере Покаяния был отец Петр, застреленный в 1937 году большевиками. По слухам, это случилось прямо во время исповеди, оказавшейся последней. Не удостоились
большевики праведного покаяния, расстреляв исповедника.  На  могиле святого Петра –
 последнего инока обители – люди с молитвой просят и получают помощь.

          Сам по себе вылился из сердца внутренний диалог Поэта, видящего греховность мира и простых смертных, в том числе свою, не претендующего на Веру «без остатка», но и не фарисействующего:               
                Как молитвою исправить всё
                Мне – мятежной, не монахине?!
                Фарисейство не вошло ещё
                В мою совесть… не на плахе!

      Но сталкиваясь с «Местом Силы», чувствуя её над собой, человек и действительность его окружающая меняются:
                Но свечные слёзы капают,
                Покаяния исполнены.
                И Голгофа тихо ахает
                Под шагами непокорными. 
 
                Голгофа… Она располагалась на самом верху меловой Горы. Не произнося
«во имя Отца и Сына и Святого Духа» и не совершая при этом крестные знаменья, -
подниматься наверх невозможно. Так, за каждым словом делая шаг, я согнувшись, почти
ползком, добралась до Креста.

                И если до подъема на Голгофу, я еще «сопротивлялась»…
                Я же гордая, пусть низшая,
                И пришла совсем не каяться.

                То пройдя по Божьей Воле по пути Христа, впервые почувствовала облегчение от бремени мирских забот и сует:
                Но пригнула сила Высшая –
                Перестала ныть и маяться.

          Это действительно вторая Палестина.  Здесь Божий Дух и Русью пахнет!
На память я взяла с собой (так не хочется говорить: купила)  куски мела и составы душистых трав в пакетиках, семена которых были вывезены когда-то сюда из самой Палестины.
            
                Проведя в Костомарово с 8 часов утра до 5 часов вечера, посетив все храмы и даже поработав по благословению матушки Серафимы в качестве послушников по перегрузке облицовочного кирпича на строительстве сестринского корпуса,  - мы отправились дальше в путь. Он лежал в Дивногорский Успенский мужской монастырь.


                Итак, 16 августа , вечером после двухчасовой поездки, тульские паломники шли по необъятным меловым холмам.  И я шла по тем местам, где когда-то начиналась Христова Вера. А во временном измерении паломнической поездки – это было продолжение и углубление того, что произошло с моим сознанием в Костомарово.
      
                Вглубь иду – к местам невиданным.
                В Дивногорье словно в сказке.
                И несу свою обиду,
                Не обкормленная лаской.
                Вижу: склоны оторочены
                Меловою бахромою.
                Что же говорят пророчены
                Мест святых? Знать, Бог с тобою!

                Что я искала? На первый взгляд, казалось, то, что и каждый из паломников -монастырь. В просторечии он назывался – ДИВА. Такое название этот монастырь получил от  Горы, на вершине которой с незапамятных времён стоят группами меловые столбы в форме пирамид, придававшие Горе чудный, дивный вид.

                В общей сложности мы прошли километра два-три, спускаясь и поднимаясь, пока не увидели монастырь, лежащий за островком леса. Лишь по благодати Божьей я своими недавно плохо ходящими ногами подымалась, опускалась, карабкалась, огибала по тропинкам склоны гор как в юности, когда ходила, отдыхая на Кавказе, в походы. Только там силу мне давала молодость, а здесь – молитва Господня.

                Наконец, часов в девять вечера мы дошли до искомого места. Располагался ДИВНОГОРСКИЙ  УСПЕНСКИЙ монастырь на меловой горе. На ней же стояли причудливые столбы, напоминающие по форме то людей, то зверей.
                Основан Успенский мужской монастырь около 1640 года иеромонахами-первопустынниками  Ксенофонтом и Иоасафом.   В 1686 году монастырь был упразднён, а в 1828 году вновь восстановлен.
 
                Темнело. Получив благословенье, мы поселились в монастырской гостинице. Ключницей там работала Анна – женщина непростая, много знающая и понимающая, думается богоугодная. Она сказала в ответ одной паломнице, которая жаловалась на порчу: «Никто не знает замысла Господа. Если он попускает порчу, то это делается для того, чтобы мы своим терпением через муки, боли или смерть искупали свои грехи или грехи своего рода. Ничего не происходит просто так. Замысел Господа и его пути нам узнать не дано».
                Далее я рассказала ей об Андрее и о своих мытарствах. Но когда я ей поведала, что мне виделась во сне после встречи с сиротой женщина в свете, которая крестила его,а потом сверху из-за  громад  каких-то домов прилетела и я и она нас уже двоих, рядом стоящих, окрестила… Минуту подумав, Анна твёрдо произнесла: «У вас будет всё в порядке со временем, всё наладится. Это была Богородица».
                В разговоре с доброй ключницей
                Промысел Творца узрела:
                «Ты несла свой крест поручницей,
                Замыслом благого дела.
                Не вину постигни… вольную!..
                Что посеяно, то свято».

                Как только я поверила,  я поняла суть происходящего в моей личной жизни,
моя душа более не металась от ощущения смутной вины.
                После слов вошла покорною
                В Дивногорские палаты. 
               
                Вместе с другими паломниками я посетила главную соборную церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая построена в форме креста. Церковь была однопрестольная. В Трапезной части храма, с правой стороны помещалась главная святыня монастыря –Чудотворная Сицилийская икона Божьей Матери.
 
               История этой иконы, которую называют ещё Дивногорской, уходит вглубь веков. Первое явление этой  святой иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Далее,в связи с взятием Константинополя турками эта православная икона была перенесена в Россию в Дивногорский монастырь. Примечательно, что появление её в монастыре в 1831 году совпало с эпидемией холеры, которая вскоре прекратилась в г. Коротояке. После этого события икона Сицилийской Божьей Матери была объявлена чудотворной, а Дивногорский монастырь стал известным во всей России. 
 
               На Дивногорской иконе Богородица изображена сидящею на троне с младенцем на Её лоне. Особенность в том, что изображение создано в чисто православном – греко-византийском стиле, вследствие чего сам Богомладенец изображён благословляющим обеими руками. В Западной церкви, где укрепился романский стиль иконописи, такие изображения не допускались. Икона эта была покрыта пятью сребропозлащёнными ризами. Дата первой ризы – 28 октября 1856 года.
               В церкви Успения Пресвятой Богородицы я была на исповеди и приняла святое причастие. В этой церкви я заказала на один год молебен о здравии Андрея.
      
                Вторая церковь – церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта древняя  церковь высечена в меловой горе. Над входом была установлена шаровидная главка с крестом. Свод церкви поддерживают четыре меловых столба. Престол, горнее место и клиросы высечены из камня.

                Мы ходили по лабиринтам этой пещерной церкви со свечами, видели намоленные со второго века н. э. монашеские открытые кельи.  Проводник, инок монастыря Дионисий поведал нам, что место это являет чудеса исцелений. Достаточно взять кусок мела и приложить его к больной голове как боль утихает. В эту церковь любят приходить  дети. Монах рассказал, как недавно в обитель прибыли сироты одного из детских домов. Был поздний вечер и  служба окончилась, однако дети  не отходили  от дверей закрытого прихода. Приход был освещён изнутри, а всем присутствующим явственно слышалось молитвенное пение!

                Я твёрдо уверовала, что эта Церковь, эта пещера действительно живая, ибо там животворят по-прежнему святые затворники. Отвечая  на просьбы страждущих, они  молятся за нас в другом – «горнем» мире. Мы шествовали от кельи к келье по меловым полам босиком, с трепетом ощущая великие следы прошлого. Всё мирское уходит мгновенно в сторону перед Силой человека когда-то крестившего Богочеловека, перед святым иноческим подвигом отшельников, расстрелянных большевиками.   
                «Нет потери, нет гонения»,-
                Пред Крестителем шептала.
                И, исполнена смирения,
                Не рвалась и не роптала.
   
                Выйдя из мелового столба – Столпа Господня, попрощавшись с служителями монастыря, мы направились пешком к автобусу. Это было 17 августа в полдень. Часть паломников пошла по горам – Большим Дивам. Я же, боясь  не выдержать непростых переходов, двигалась с некоторыми от платформы  по рельсам.

               По дороге со мной произошёл интересный случай. Мне предстояло спуститься вниз на параллельно идущую дорогу. Спуск был очень крутой. Цепляясь за ветки кустарников, я стремительно «летела» вниз, но… не упала! Какая-то неведомая сила остановила меня перед огромнейшим камнем. Это был не шлифованный, а сказочно-первородный камень, на который если упадёшь, то переломаешь руки и ноги. Я буквально застыла на месте: я и камень… и ни кого поблизости! Я прикоснулась к нему рукой в знак неосознанной благодарности и через несколько минут шла дальше уже по другой дороге.
И лишь обнаруженные позже три глубокие поперечные царапины на голени правой ноги
какое-то время напоминали мне о предотвращённой беде. Прогулка до автобуса стала действительно нелёгкой двухчасовой «экскурсией» с счастливым концом.
 

               Наш путь лежал далее в Воронежский кафедральный собор и в Задонский мужской монастырь. Уже через два часа мы были в ВОРОНЕЖЕ и стояли на богослужении  в ПОКРОВСКОМ кафедральном соборе. Символично, что это случилось в предпразднество святителя Митрофания. В 1700 году первый епископ Воронежский Митрофан дал благословенную грамоту на строительство каменного собора. Вместо обветшалой старой церкви в городе был построен новый каменный храм, считавшийся до революции образцом классицизма. Самого святителя Митрофана канонизировали после смерти.
             Мощи этого святого уже более десяти лет находились в соборе. Дата 17 сентября 1989 года, когда их перенесли из краеведческого музея в собор, значится в церковном календаре как второе обретение мощей Воронежского первосвятителя.

             Никогда ранее я не ощущала такого столпа мироточения!  Им были  пропитаны вся церковь, площадь и ближайшие окрестности города – настолько сильным было благоухание! Масло взятое мной из лампады над гробом с мощами также хранило этот запах.
            Удивила меня и служба, которую мы отстояли. Она проходила стремительно, живо, на одном дыхании. Священники были полны благодати и вдохновения. Громко пел хор и прихожане. Такая служба придала мне силы и вознесла мою душу высоко.


             Отстояв благочинный и торжественный молебен, мы тронулись в последний путь.
Он лежал в Задонский мужской монастырь, в обители которого просиял благодатный светоч святителя Тихона. Жизнь и творчество св.Тихона Задонского – это попечение о «горнем», то есть о нетленном и вневременном.

         История самого ЗАДОНСКОГО  БОГОРОДИЦКОГО  мужского монастыря, именуемого ныне Рождественско-Богородицким, уходит корнями своими в начало ХУ11 столетия. Из Елецких писцовых книг достоверно известно, что его основателей, выходцев из московского Сретенского монастыря,  звали Кирилл и Герасим. Они и перенесли оттуда в 1610 году копию Владимирской иконы Божьей Матери, ставшею главной святыней Богородицкой обители. В 1692 году пожар уничтожил всё кроме этой иконы, прославленной как Чудотворная.

           В 1845-1853 году по проекту архитектора К.А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор во имя Сретенья  Владимирской иконы Божьей матери. При постройке храма были обретены нетленные мощи святителя Тихона, обнаруженные при разборке старого (1697 г.) здания. В августе 1861 года состоялось его прославление. К монастырю потянулись люди со всей России.

               Владимирский собор и часть построек монастыря были возвращены Русской православной церкви. Первое архирейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года в день памяти святого Тихона Воронежского. 1 сентября 2008 года Банком России была выпущена серебряная памятная монета, посвящённая Владимирскому собору Задонского Рождество-Богородичного монастыря. 

                Я стояла, прикладываясь к мощам св.Тихона, заказывала сорокоуст в полнейшем ощущении пребывания в «тех» изначальных веках. В полночь  это чувство целиком захватило мою душу. Знаменитая купальня была уже закрыта.  Паломникам было дано благословение вылить на себя по три ведра «тихоновской» водицы из колодцев в купальнях для монахов. Что сказать?! Это освобождение духа и тела от всей грязи, что накопилась в нас годами от неправильной жизни.
 
               По возвращении домой, ложась спать, я воотчую слышала отдалённый звон колоколов, а в ночных сновидениях, выйдя из воскрешающей «тихоновской» купели, вновь и вновь бродила по недавно пройденным лабиринтам святых пещер.
                И, ведома Волей скрытою –
                Лабиринтами пещеры,
                Я пришла дорогой срытою
                К острову единой Веры.
 
Так велика была благодать. Спаси Господи! Аминь.               
                Август 2002          
                Июнь  2010



_________________________________

Фото: Костомарово, Костомаровский Спасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного образа.