Узбекские басни в прозе. Ч. 3

Мухтар Худайкулов
                ПЛАКУЧАЯ ИВА

- Все деревья растут вверх, а  почему ты тянешься  вниз?; спросили  Плакучую Иву.
А она, смущаясь, еще больше нагнулась к Земле.



БЕСЧУВСТВЕННЫЙ КАМЕНЬ

- Почему ты любую железку сразу тянешь к себе, а на меня не обращаешь внимания?; обиженно спросил Камень у Магнита.
- Если бы можно было на тебя воздействовать,; ответил Магнит.


   НАКЛАДНЫЕ ВОЛОСЫ

- Эх, если бы хоть один раз рука возлюбленного приласкала меня,; места Накладной волос.
Но это было невозможно, потому что он был не настоящим…


   ИСКУССТВЕННЫЙ ЗУБ

     Вставной Зуб гордился своей яркостью, и все время выставлял себя на показ.
    - Хорош-то, ты хорош,- смеялись Настоящие зубы,- но ведь фальшивый…

ДИАЛОГ

- Здравствуйте,- сказала Вежливость.
- Иди, откуда пришла,- ответила Грубость.


КОГДА СПОТЫКАЮТСЯ...

Когда спотыкаются по вине лишь маленького пальца ноги ; содрагается все тело.



ЯЗЫК И ЗУБЫ

- Почему вы меня все время сдерживаете, вы не даете мне свободы,- ворчал Язык Зубам.
-  Если мы не ударжали бы тебя, ты натянулся бы в целая сажень,- ответили ему Зубы.; Не знаешь куда ведет длинный язык?

ДВЕ ЧАШКИ

- Мы обе изготовлены из глины, но почему ты стоишь дороже, а?- спросила Глинянная чашка Фарфоровой.
- Мою глину месили больше,- ответила Фарфоровая чашка.

 
ЕЩЕ ОДИН ДИАЛОГ

- Бросайся в пропасть,- сказало Вероломство.
- Стремись к вершинам,- призывала Доблесть.


СВЕТ И ТЬМА

- Я все поглощаю в себе,- сказала Тьма.
- А я всем проявляю свою сущность,- отвечал Свет.
Все стремились к Свету.


ГОРЬКАЯ МИНДАЛЬ

- Что жмурите глаза, не нравлюсь, да?- сказала Горькая Миндаль,; надо было раньше думать, пока не раскусил.…  А теперь терпите, и ешьте…
- С какой стати терпеть?- подумал раскусивший человек и выплюнул ее.


СЛОН СДЕЛАННЫЙ ИЗ МУХИ

- Я слон,- объявила вдруг Муха.
- Ну, это лишь, по мнению тех, кто любит делать из мухи слона,- ответили ей.   


РАДОСТЬ И ПЕЧАЛЬ

- Ох, беда, небо свалилось на землю,- заплакала Печаль.
- И обнялась с землей,- улыбнулась Радость.


СЛЕПОЙ И ГЛУХОЙ

      - Покажи, мне дорогу, - попросил Слепой.
      - Я сам с утра ничего не ел,- ответил Глухой.

 
ГРОМ И МОЛНИЯ

- Почему, когда ты сверкаешь, сразу же после тебя грянет гром?- спросили  Молнию.
- Я хочу осветить тьму, а это не нравиться черной тучи и по этому она прикрикивает на меня,; ответила  Молния. - А я ее не боюсь!

  ТУХЛОЕ ЯЙЦО

- Ты яйцо?- спрашивали у Тухлого яйца.
- Не могу сказать…
- Может быть ты цыпленок?
- Не могу сказать…
 
   СПОР ПАЛЬЦЕВ

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ: - Я, конечно, самый главный, но как назло, все мои подчиненные выше меня. Чтобы этого не заметили, стараюсь быть подальше от них…
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ: - Я ближе всех к Большому пальцу. Многие вопросы, например, чего-нибудь пересчитать ; решается между нами. Поэтому когда я даю указания, все  пальцы с поклоном слушаются меня.
СРЕДНИЙ ПАЛЕЦ:- Я  средний палец,  задачи мои средние, но, должен сказать, что, являюсь заместителем Большого по хозяйственным вопросам.… И поэтому на самое жирное и мясное место плова первым захожу я…
БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ:  - Нагибаюсь и встаю как все, времени нет для передышки, но почему-то никак не могу обрести своего имени. Это, наверное, из-за того, что не могу что-либо делать самостоятельно, а?
МИЗИНЕЦ: - При драке дерутся все пальцы, но я примиряю всех.
- Молодец, Мизинец богатырь!- аплодировали ему.

   
  СЛОН И ЛИСА

- Могу всех зверей одурачить, вот Слона не одолею,- сказала Лиса печально.
- Ведь он - Слон,- сказали ей.

   
ЧТО ГОВОРИТ ЛАДОНЬ?

- Я всего-навсего маленькая Ладонь, а люди хотят, что б я вмещала все богатства мира!-говорить Ладонь смущаясь. Она была Ладонью честного человека.

 
СВАДЬБА И ТРАУР

 - Пожалуйста, разделите с нами нашу радость,- говорит Свадьба.
 - Спасибо за то, что разделили наше горе,- говорил Траур.
 
КРЫСА И ЛЕВ

Лев не видел Крысу. Когда он спал, кто-то его укусила и убежала. Лев рассердился и хотел узнать,    кто он мог быть. «Наверное, эта Крыса»,- сказали ему. До сих пор, как только Лев слышит имени крысы, подпрыгивает.
Как можно не бояться того, кто из подтяжки кусает тебя во сне и убегает.
 

ЧТО ГОВОРИТ ПЯТКА?

- Я,  конечно, понимаю, что кости тоже важны, но все-таки не забывайте, что это я, кусок мясо, служу опорой всего тела,- говорила Пятка.
Браво трудолюбивым пяткам!

  РЕПЕЙНИК

- Если захотите найти свое счастье, зацеплайтесь тем, кто проходит мимо. Но не всем, кто пожирнее, у кого много шерсти. Там, где вы попадаете, прорастайте, умножайтесь...- поучала своих плодов Репейник.
Все старались, обходит их.


ЧТО ГОВОРИТ НОГОТЬ?

- Если дозволять - я оставлю позади любого хищника,- говорила Ноготь.
По этому его часто  остригали.


НОЧЬ И СОЛНЦЕ

- Горе мне, я   лишилась Солнца, что сияло надо мной. Без тебя как проживу?- горько рыдала Ночь в траурной черной одежде, распустив свои черные волосы.
Ее горе было бескрайное.
 

ГЛОТКА И ЖЕЛУДОК

- Тебе-то что, лишь бы глотать без разбора, а мне, бедному приходиться все это переваривать,- сказал Желудок Глотке, тяжело пыхтя.
А Глотка собиралось проглотить очередную еду.


                МЯГКАЯ МЕТЛА

- Простите, придется немного беспокоить вас.  Служба такая, немного почистим, здесь… Я вас не притесняю, а? Я так, на всякий случай, немного почищу и все…
- Если нужно подметать, подметай, как следует, а не болтай,  Мягкая метла!


ГОЛОВА И НОГИ

- Почему нас упрекают, что мы пошли не по той дороге. Мы ведь только следовали указаниям Головы,- обиженно оправдивались Ноги.
А в это время думала как все переложить на Ноги.



                СОБАКА

- Почему меня не любят?; жаловалась Собака.
- Потому что ты все время рычишь и бросаешься, кому попало,; ответили ей.

  ОТКРИТЫЙ КУЛАК

Пять пальцев от чего-то сильно рассердились и, нахмурившись, зажались в кулак. Но, к счастью, вскоре пришли в себя, улыбнулись и начали обниматься с пальцами другой руки.
Восторжествовала дружба.

ДАРМОЕД

Медведю захотелось  меду, но пчелы набросились на него.
- Ах, негодники,  и вам захотелось меду,- сказал Медведь, отбиваясь от них.
Ему было неведома, что медь собирают пчелы.


ЛЕГКИЕ И СЕРДЦЕ

Сердце все время било в ритме, спокойно, но Легкие пыхтели безустанно. Они думали, что все работу выполняют только они.
- Не обижайся, но ты настоящий  суматошный,- посмеивался над ними Сердце.

ЗАЩИТА

-  Ты же красавица, зачем тебе щипы?; спросили у Розы.
- Чтобы оберечься от тех, кто без причины будет, тянет мне руки,- ответила Роза.

 
СОЛЬ И САХАР

     -  Мир сладок мною,- сказал Сахар.
    - Мир вкусен мною,- добавила соль.
    Они были дороги людям.


ЧТО ГОВОРИТ ЯЩЕРИЦА?

- Цок, цок, цок - ужалить? Цок, цок, цок -  не жалить?.. Не понимаю, почему люди так не любят меня, а? Цок, цок, цок - ужалить? Цок, цок, цок -  не жалить?..


  ПРИВЕТ И ОТВЕТ

- Привет,- сказал Привет.
Ответа  не было.
Следующий раз и Привета не было.


МУХА И МОТЫЛЕК

- Почему ты бросаешься на огонек?- сказала Муха Мотыльку,- Лучше бросайся как я -на сладкое…
Но Мотылек все бросается на огонек.


  ДУХИ И  ВИНО

- Я кровь цветов, своим ароматом поднимаю настроение людям,- сказали Духи.
- Я кровь винограда, радую людей, даря им удовольствие,- сказало Вино.
Люди от их службы были довольны.


ОСОБАЯ МУХА

- Я, особая Муха, позолоченная, мы считаемся царем мух,- похвастался Муха позолоченная.
- А сама сидишь  на мусорной куче, из этого ясно кто ты,- ответили ей.

 
КОЛЫБЕЛЬ И ГРОБ

- Спи спокойным сном,- говорила Колыбель.
- Спи вечным сном,- говорил Гроб.


ЧЕРНЫЕ И СЕДЫЕ ВОЛОСЫ

- Почему ты такой?- сказал Черный волос, издеваясь над Седым волосом.
- Я тоже был как ты, и ты будешь как я,- ответил Седой волос.

 
                ЧТО ГОВОРИТ СНЕГ?

- Почему ты такой холодный?- спросили у Снега.
- Я был тёплым дождем, но по дороге столкнулся с Холодом и он меня заморозил,-ответил он.            


КОПЕЙКА

- Почему так стерлась, Копейка?             
      - Что делать если все переходишь от одной руки к другой...          


ЧЕРНЫЙ КОТ

  (Шутка)

- Что-то не везет мне, видимо все время на встречу мне попадают недобрые люди,- жаловался Черный Кот.               


СЛОН И ОРЕЛ

-  Одолжи мне свои крылья, попробую взлететь,- попросил Слон Орла.      
- С удовольствием,- сказал Орел. - Но чтобы взлететь, одни крылья недостаточны... 


          
ПОЩЕЧИНА

- Эй, вы, Пальцы, постойте,  успокойтесь,  не то вы  превращаетесь в Пощечину!


ПРИТЯЗАНИЕ ГЛИНЯННОГО КУВШИНА

Глиняный кувшин откуда-то услышал, что в музеях хранятся их потомки, и по этому он загордился, что тоже попадет в историю. Но нечаянно он упал и разбился.
Эх, глупый Кувшин, разве легко в историю попасть?


ГОЛОЛЕДИЦА

- Почему ты всех тех, кто ходит по тебе, сваливаешь с ног?- спросили у Гололедицы.
- Пусть не топают меня,- ответила она.


ГЛАЗА И БРОВИ

Глаза сияли радостно, а Брови любовались ими сверху.
- Свети, свети, красавица очи, а над тобой я сторожу тебя навеки,; говорили Брови с любовью.
Как хорошо жить в ладах как Глаза и Брови!

ВОПРОС

Вставленн;й только­что Золотой Зуб увидев рядом с собой соседей ; простых Зубов, спрашивает:
- А ты какой цены?
- Мы обыкновенные зубы, своих цен не знаем,- ответили они.


ЧТО ГОВОРИТ ЛОБ?

- Что случилось, почему ты стал такой сморщенный?- спросили как-то Лоб.
- Не мешайте, я работаю,; сказал он.


                ВЕЧНЫЙ СТОРОЖ

                (Шутка)

- Почему ты все время носишь свой дом на спине?- спрашивали у Черепахи.
- Разве можно  оставлять такой шикарный дом без охраны?- отвечает она.


СЛУЖБА

- Где вы служите, что вы делаете?- спросили у Копировальной бумаги.
- Все сказанное в одной бумаге с начало до конца передаю другой бумаге,- отвечает она.
ЛЬСТЕЦ И ПОДХАЛИМ

- Разрешите, хозяин, я выгоню муху, которая сидит у края ваших губ- говорит Подхалим.
- Нет, не трогайте, эта муха  украшает лицо хозяина как родинка,- перебывает его Льстец.


  НАПРАСНАЯ ЖИЗНЬ

- Эх, сколько дорог я зашагал,- кивала головой Лошадь, которая была запряжена маслобойную мельницу.
А на самом деле он только и вращался   на одном месте.


ВОЛК И ПТИЧКИ

- Почему я всегда зол, а вы веселы и беззаботны,- спросил Волк у   птичек щебетавших на ветках дерева.
- Потому, что в отличие от тебя мы не  желаем ничьей крови,- отвечали ему Птички.


ФИСТАШКА И МИНДАЛЬ
   
- И у тебя, и у меня ядрышко внутри,   но тебя люди ставят на стол,  как ты есть, а меня обязательно перед этим наломают камнем бока,- обиженно говорил Миндаль.
- Вежливость всегда  нужна,- ответила Фисташка, как всегда широко улыбаясь.


ВОЛОС

         Волос выпал из Головы и долго сокрушался:
      - Ах ты, бедная моя головушка, как ты теперь будешь без меня жить?
        Но Голова даже не заметила потери.


ПАЛЬЦЫ И РУКА

     Пальцы хвастались друг перед другом, а Рука думала:
    - Что вы все значите без меня?..


РУКИ И ПЛЕЧО

     Ноша была тяжела для Рук, они устали и недовольно роптали. Тогда  Плечо взяло весь груз на себя.



ПЛЕЧИ И ПОЯСНИЦА

Плечи гордились своей мощью и силой, а к Спине относились свысока. Совсем забыли, что без нее, и они мало что значат.


ПАЛЬЦЫ

    Пальцы отчего-то рассердились и стали кулаком. Но, слава богу, размялись, повеселились и обнялись пальцами  другом ладони.
Нет дороже мира и дружбы!


ПАРИК

     - Э, смотрите на меня, какой я красивый!-  хвастался Парик.
Но почему-то люди смеялись над ним.


ЯЗЫК И УШИ

    - Почему я один, а вы двое?; спросил Язык у Ушей.
    - Чтобы меньше говорить, а больше слушать,; ответили они.


                ПОВИЛИКА

     - Позвольте мне, буду вашей рабыней, и укрощу вас как цветы,- сказала Повилика, подползав к Деревцу. Но после этого вскоре Деревца засохла.


ЧТО ГОВОРИТ ЛУЖА?

   - Почему ты пачкаешь,  того, кто проходит по тебе?- спросили  Лужу.
   - Это ответ тем, кто на меня наступают,- ответила она.


СЛЕПЕЦ С ОТКРЫТИМИ ГЛАЗАМИ

     Муха, залетевшая в комнату не видя открытого окна, бросалась на все стороны и жужжала вовсю.
    - Раз не можешь найти свою дорогу, почему ты залетела сюда, несчастная?


                ЧЕРНЫЙ ТОПОЛЬ

Черный тополь, который рос на поляне, свалил ветер.
- Чем раскинуть на все стороны ветки, надо было глубже распустить корни,- сказали ему.


      РАЗВЯЗКА

- Пожалюста, заходи, будешь дорогим гостем,- пригласил Паук Муху к себе. Падкая дармовое угощение, Муха зашла и обратно не вышла.


БЕСЦЕННОСТЬ

- Почему ты такая дорогая?- спросили у Золота.
- Потому что я редкое,- ответило оно.


  ЩЕДРОСТЬ

- Откуда берешь столько света?- спросили у Солнца.
- Я сам постоянно горю,- ответило оно.


ЗАБОТЫ СНИЦЫ

- Правда, что ты спишь ножками наверх, чтобы удержать небо, если оно упадет?- спросили  у Синицы.
- Правда. А если в самам деле оно упадет?- ответила Синица.


ЗУБ С ДУПЛОМ

- Оставил при себе крохотное мясо, а зубочистка ковыряла, ковыряла, все таки нашла,- досадовал Зуб с дуплом.
- Не воруй,- сказали ему.


АЛЧНЫЕ

- Почему увидев тебя у людей загораются глаааза?- спросили у Золото.
- У некотрых загораются не только глаза, а все внутренности,- ответило оно.


СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

- Ночью-­то светите, но почему вас не видно днем?- спросили у Звезд.
- Стесняемся перед Солнцем, потому что оно светлее нас,- ответили они.


ДУРНОЙ

- Я незаметно пробираюсь через какой­нибудь шель и как следует проучу окружающих,- хвастался Сквозняк.
Люди с негодованием закрывали ему на лицо окошку.


ФЛЮГЕР

- Почему ты поворачиваешься туда, откуда дует ветер?-спросили у Флюгера.
- Предопределить откуда дует ветер ; это тоже искусства,-ответил он.