Как блатняк противостоял официальной культуре

Александр Самоваров
«Блатняк» мощно противостоял и официальной культуре. Ну не хватало народу   прекрасных песен Дунаевского и Соловьева-Седого и прочих членов Союза композиторов. Я даже не про:  «Сидели два сокола. Один был Ленин, другой – Сталин».  Народу хотелось своих песен, и народ сочинял их, как умел. И написано этих песен в стиле блатной культуры было великое множество.

У нас часто весь блатной репертуар сводят к одесским песням. На самом деле  был огромный пласт дореволюционных  песен. И они мгновенно затрагивали струны простых русских людей. И это было не случайно. В основе большинства этих песен лежала по- своему мощная драматургия, обычно трагическая судьба человека:

«Придавили суки, придавили! Отобрали волюшку мою. Золотые кудри поседели. Я у края пропасти стою». Или песня: « Вез я девушку трактом почтовым…»  Вот рядом с  тобой прекрасная  девушка, а тут казачий разъезд и девушку убивают. При большевиках эту песню умудрились переделать в песню о революционерке, которую убили казаки. На самом деле, в первоисточнике девушка была  уголовной и бежала с тогдашней зоны.

В этом же блатном ключе стали  писать песни и о  войне. Людям мало было официоза, там  не было правды. А правды хотелось. И искалеченные люди, которые с гармонью пели на вокзалах и в поездах, со своими шрамами и ранами, иногда  обгоревшие и слепые, иногда без ног, вполне вызывали доверие. И АППЕЛИРОВАЛИ ЭТИ ПЕСНИ К НАРОДУ: «Ах, милые русские люди! Родная моя сторона!»  В этой песне герой вернулся домой, а жена его вышла замуж за бухгалтера и жулика. И герой спрашивает свою Клаву, как она смогла его « красавца, орла и героя, сменять на такое говно?»

Всю глубину любви к блатняку показывает колоссальный успех фильмов о блатных, и  тех блатных песен или стилизованных под них, которые иногда звучали с экрана. Скажем,  первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» имел в основе противостояние двух персонажей блатного  русского Жигана, которого играл обаятельный Жаров, и человека непонятной национальности Мустафы. Жиган-Жаров пользовался у народа бешеной популярностью. Тем более в фильме была показана «малина», пелись блатные песни.

Народ ответил своей частушкой на пропагандистскую начинку фильма: «Мустафа дорогу строил, а Жиган по ней ходил. Мустафа по ней поехал, а Жиган его убил».

Или через тридцать лет после «Путевки» вышел на экраны фильм «Республика ШКИД»,  где звучала старинная  песня «По приютам я с детства скитался…». И вся страна тут же запела эту песню, она была безумно популярна среди детей моего поколения, хотя мы к приютам уже отношения не имели.

Случайно написанная, стилизованная под  блатняк, песня  «Шаланды полные кефали..»  была любимой песней советских людей разных поколений на протяжении десятилетий. А как любили блатную песню в исполнении Юрия Никулина «Постой паровоз, не стучите колеса…»

Это говорит о том, что в душах нескольких поколений советских людей блатная культура была своей, родной. Это закладывалось в детстве, а потом уже это было не истребить. Не зря, по-моему, Евтушенко, с ревностью написал о том, что поют блатную песню про «Мурку» и космонавты и  профессора.

Вот вам и ответ на вопрос – откуда взялся этот блатной мир, который заполонил нашу жизнь после того, как официоз в лице марксизма-ленинизма канул в небытие. Изнанкой самого передового учения в мире было то, что народ был отторгнут от действительной культуры и воспитывался на суррогатах.