Не надо никого ничему учить

Александр Ревин
Вот ведь как много парадоксов в жизни: даже если холодным зимним днем открыть окно хорошо отапливаемой квартиры, на улице теплее не станет.
Так и вовсе не каждый может согреть другого человека, даже если желает этого от всей души.
И главное здесь - никого не винить либо в холодности, либо в отсутствии желания согреть другого.
Просто так есть.
Не надо мешать кому-то сидеть на лавочке в сквере и слушать тишину.
Не надо помогать в освоении церковнославянского языка.
Не надо учить кого-то жить «правильно».
Так же, как нельзя научить произносить молитву.
Даже сам молящийся никогда не ответит на вопрос: кто его научил произносить молитву.
Вообще, не надо никого ничему учить.
Хорошо преподать урок - да, но не учить.
Учить - это все равно, что осуждать. Ведь учащий заведомо знает, что учащийся ограничен в тех знаниях, что ему готовятся преподать.
Но, это вовсе не значит, что «ученик» - ограниченный человек.
Он просто человек, творение Божие.
А значит - тот комплекс знаний, которым он обладает и будет обладать на протяжении своей жизни - достаточен.
Достаточен для этого, конкретного человека жизни.
А уж если у него есть любящие и любимые дети, любящая жена, хорошие друзья, соседи, коллеги, т.е. все, кто его окружает - это любимые им и любящие его люди, то, простите, чему вы хотели этого человека учить?
Разве только допустим, что его пытались учить, чтобы завуалировать зависть к нему.
А сам этот человек? Он смотрел. Видел зависть и не понимал, почему. Видел желание учить его. Но сам не представлял, чему?
Видел еще очень многое.
И когда ему надоело смотреть на всех вокруг, он, засмеявшись от всего сердца, обратился ко всем, кто его окружал:
Дорогие мои!
Настало время меня учить, судить, обличать, исправлять, любить, ненавидеть, созерцать, целовать, избивать...
Но как же вы сможете все это сразу делать?...
Да и когда?
Ведь и ваши, и мои дни сугубо ограничены.
Я желаю вам успеть!
Почему?
Да потому что только после того, как вы это сделаете, я смогу снова предстать перед вами таким, каким вы хотели меня видеть.
Значит, я проживу дольше вас.
Но я этого не хочу.
Вы спросите, почему?
Да потому, что вы ни разу не спросили:
Какими бы хотел вас видеть я.

(Из сборника "Пятьдесят пять шагов")