Пакистан

Сергей Федорович
ПАКИСТАН ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ В ОДНУ ИЗ СТРАН ВОСТОКА.

Два года назад очень неожиданно для себя я получил предложение поехать на конференцию в город Карачи, что в Пакистане. Мне согласились оплатить пребывание в стране, но вот на билет деньги не давали. Поскольку лететь в Пакистан стоит довольно дорого, то я изо всех сил начал торговаться. В итоге решил так никуда и не лететь. И тут случилась такая ситуация, что я был близок к тому, чтобы потерять большую часть своих накоплений. Я тогда вспомнил и Пакистан, и то, как меня жаба душила. Тогда все обошлось без потерь, но когда я во второй раз получил приглашение слетать в Карачи- то я уже не думал ни минуты- лечу, даже если мне не платят за билет.
Через какое-то время пришло время получать пакистанскую визу, заполнив анкету, где были вопросы о группе крови и 'в каком полку служили', я стал владельцем наклейки ‘Исламская республика Пакистан’.
Ко всему прочему конференция начиналась 3 января, 2 января самолеты не летали, поэтому пришлось лететь первого числа. Слава богу, хоть не очень рано. Летел я через Эмираты, эмиратскими же линиями. Восток начался уже в самолете. Перед взлетом на экране пробежала сура из корана, на экране у изображения самолета было две стрелки – одна указывала направление на Абу Даби, где была промежуточная посадка, вторая – направление на Мекку. В самолете еще наливали вино и прочий алкоголь, по прилету в Пакистан оказалось, что все спиртное находится под запретом. Поэтому даже банкет на конференции был безалкогольным.
Самолет прилетал в Карачи в 2 часа ночи, пока прошел границу, пока получил багаж – уже было почти три. Тем не менее, в аэропорту меня встретили и даже надели на шею венок из цветов почти до колен, как в индийских фильмах. Потом венок неделю стоял в моей комнате, благоухая розами. Вообще, чего уж я никак не ожидал от такой развивающейся страны как Пакистан, так это того, что здесь везде меня преследовал запах роз. В комнате стоял венок, дворик кампуса весь был засажен самыми разнообразными цветами, даже зал заседаний был так завален охапками цветов, что напоминал цветочный магазин. По дороге из аэропорта нас остановили вооруженные люди. Оказалось, полиция, которая на всякий случай проверяет весь транспорт. Если по дороге из аэропорта нас проверили только однократно, то на обратной дороге в аэропорт уже было не меньше трех блокпостов. Причем перед каждым еще было по искусственному ухабу. Наверное, чтобы смертники на машинах со взрывчаткой не прорвались. Полицейские попросили включить свет в салоне, но света уже давно не было, поэтому они посветили мобильниками. Я наверное с цветочным венком на шее представлял чрезвычайно странное зрелище в пустом городе, где на каждом перекрестке стоят вооруженные люди.
По приезду в общагу, оказалось, что надо пройти через небольшой металлоискатель. Но они здесь во всех университетских зданиях. Еще поразил вахтер, дремлющий в обнимку с автоматом.
Утром, когда я проснулся, все оказалось не так мрачно, оружие вахтер спрятал, на улице стояло твердые 20-25 градусов (что после белорусской зимы было очень приятно), кампус весь засажен субтропическими цветочками и напоминал ботанический сад (вплоть до того, что под каждым деревцем и кустом была табличка с его латинским названием). Погуляв часок по саду, я начал задумываться, как бы выбраться в город. Кстати, растительность в кампусе такая богатая, потому что Университет Карачи долгое время специализировался на изучении медицинских свойств традиционных индийских травок. Увидев у гаражей Мухаммеда, который вчера встречал меня в аэропорту, спросил, как лучше доехать в центр. Он мне сказал, что нельзя гулять одному по городу. Потом, через полчасика, я все таки попробовал просочиться. Но был остановлен на блокпосту со словами 'Ноу аутсайд'. Чтобы попасть из города к международному центру, где проходила конференция, надо было проехать два блокпоста, первый общеуниверситетский, второй – собственно центра. Сам центр еще вдобавок был окружен стеной с колючей проволокой. Правда, потом оказалась, что стена с одной стороны незамкнута. То есть там, где улица – там – да, все как положено, колючая проволока. А с другой стороны центра – просто пустырь, пройдя который можно оказаться в собственно университетском кампусе. К сожалению, обнаружил я это слишком поздно, поэтому самостоятельно в город так и не выбрался.
К вечеру желающих съездить в центр оказалось достаточно, поэтому организованно нас на автобусе и вывезли на экскурсию. Для охраны посадили двух полицейских, один маленький с автоматом, второй – высокий с пистолетом. Тот, что с пистолетом, периодически доставал его из кобуры и внимательно рассматривал. Только так с охраной нас в город и выпускали. В следующий раз вооруженных людей в автобус не садили, а посадили в пикап, который ехал перед автобусом. Оружие в Карачи заметно. На перекрестке стоят машины с вооруженными людьми, и один автоматчик обязательно выглядывает из люка, как из танка. В кампусе тоже- вроде сидит под деревом дедок с какой-то палкой, присмотришься, а это не палка, а автомат.
Никто точно не знает, сколько людей живет в Карачи, цифры разнятся от 8 миллионов до 18 миллионов. И большая часть этих людей живет в совершенно жуткого вида трущобах, которые тянутся и тянутся километрами. Люди с оружием заметны на улицах города. А там где начинается богатый район Клифтон, то там уже блокпосты не то что с джипами, набитыми автоматчиками, а уже с броневичками. Еще меня поразил один из проспектов. На всех столбах там висели черные флаги, где арабской серебряной вязью было что-то вышито. Я потом спрашивал местных, что это означает, никто толком так и не смог сказать, один человек (он сам был с севера страны) ответил, что это как-то связано с политическими партиями и еще пару лет назад всего этого не было. Потом долго о чем-то говорил на урду с водителем. И еще, я как то считал, что Индия (в колониальном смысле этого слова, включая Пакистан и Бангладеш), это страна тысячи языков. И уж урду, государственный язык Пакистана, от хинди, государственного языка Индии точно отличается. Мне же рассказали, что отличаются они только письменностью, а именно алфавитом. На урду буквы похожи на арабские (а может и есть арабские, точно не знаю), а в хинди свои – уж точно ни на что не похожие, а лексика совпадает почти полностью. Не знаю, насколько можно верить тому парню, который мне все это рассказывал, но очень похоже на правду. Мне это немножко напомнило ситуацию с разделом сербскохорватского языка на сербский и хорватский.
Вообще-то в Карачи немного достопримечательностей. Еще в 19 веке это была просто рыбацкая деревушка, пока англичане не решили сделать там резиденцию кого-то, кажется губернатора. Есть мавзолей Джинны, основателя Пакистана и дворец Махатта, ну вот наверное и все. Дворец построен еще при англичанах, но не очень давно. Очень похож на дворец индийского раджи по моим представлениям. Белокаменный мавзолей Джинны с огромным куполом больше смахивает на мечеть. Как известно, Пакистан существует с 1947 года, но мало кто у нас знает историю раздела Индии, Пакистана и Бангладеша. Когда англичане дали независимость, то началась взаимная резня индусов и мусульман, унесшая жизнь одного миллиона человека. После этого люди начали переселяться из одних районов в другие поближе к своим единоверцам. На западе Индии, там где начинали свои завоевания многочисленные армии захватчиков (арабы, турки и так далее) всегда жило больше мусульман. Поэтому очень скоро там образовалось новое исламское государство Пакистан. 'Земля чистых' в переводе. Многие пакистанцы являются потомками переселенцев из других частей Индии (я имею ввиду Индию, что была .
Самое интересное в Карачи, это наверное все таки не достопримечательности, а ощущение какой-то совершенно своей жизни, другой вселенной. Каждое утро начиналось с муэдзина, чьи призывы к молитве транслировались через динамики на весь кампус. На улицах Карачи меня поразило большое количество тук-туков, как в Бангкоке. Если кто не знает, это трехколесная мотоколяска-такси. Среди дорожного движения попадаются и ослики, во всяком случае на окраинах. Но самый писк конечно- это пакистанские автобусы. В Карачи их раскрашивают как боевых слонов. Висюлек на них тоже вешается не меньше. Еще поражают места на крыше (я вначале подумал- дикость какая-то, а потом пришло в голову, что кондиционера в автобусах может и не быть, когда летом за 40- то внутри может быть такая душегубка, что только на крыше и ездить). В Карачи в автобусах существуют два отделения – мужское и женское, все таки мусульманская страна…
Неделя прошла быстро и мне снова надо собираться в аэропорт. Когда я вспоминаю Пакистан, то мне, как правило, видится длинный песчаный пляж Индийского Океана в районе Клифтон. И парящие над ним стаи мелких хищных птиц типа соколов. Вообще, я считал, что основные городские птицы – это голуби и вороны, в приморских городах их вытесняют чайки. В Карачи же почему то доминируют хищные птицы. Видимо в бедных районах водится такое количество грызунов, что их хватает на прокорм всей этой оравы.

А что там едят?
Пакистанская кухня очень вкусная, но довольно острая. Я бы даже сказал, одна из самых острых в мире наряду с тайской. Мексиканская кухня славится обилием перца. Так вот, бывал я в Мексике и мог сказать, что по сравнению с пакистанской и индийской едой, в мексиканскую перца явно не докладывают. Как говорил один американец, живущий в Пакистане 'Вы чувствуете, как пряности сжигают вам рецепторы…'. Пакистанская кухня объединяет блюда из Индии, Турции и Ирана. Но, то, что пришло из Турции, например, кебаб, тоже готовится с лошадиной долей перца. Местное население уверено, что большое количество пряностей в еде обеззараживает и спасает от кишечных инфекций. Едят много нашафраненного риса, лепешки-наны, всякие разнообразные карри (вот они то и являются огнедышащим гвоздем стола).

А что там пьют?
Как я уже писал, в Пакистане не пьют никакого алкоголя, ни вина, ни пива, ни тем более водки. Спиртное под запретом, хотя вроде бы на черном рынке можно купить и его. Из безалкогольных напитков явный упор на чай, причем на зеленый. Это странно для страны, находящейся так близко к арабскому миру, но в Пакистане не пьют и не разбираются в кофе. Есть еще такой напиток под названием кашмирский чай. Это заваренная смесь сухофруктов, трав и пряностей плюс горячее молоко. Получается молочно-розовая жидкость довольно неожиданного вкуса.

А какие там девушки?
Для меня это было большой неожиданностью, но в Пакистане очень красивые девушки. Тоненькие, стройные, с правильными чертами лица. В одежде можно найти все варианты- от радикальной паранджи, где видны только глаза, до нормального яркого индийского сари, включая множество промежуточных вариантов в виде закрытого хиджаба и чисто символического цветного платка на голове.