Как блатная идеология победила официальную

Александр Самоваров
При этом блатной мир оставался, в общем-то, единственной разрешенной  оппозиционной нишей в СССР. Только в этой нише человек мог спрятаться от комсомола, парткома, собраний, прочистки мозгов и прочего и прочего. Блатной был свободен в СССР от марксистко-ленинской идеологии. Он  обязан был быть лояльным к строю, не лезть в политику, не сотрудничать с иностранными разведками, вот и все. Но в тоже время волен был морально разлагаться и жить по понятиям и на воле и на зоне.


Блатная среда выработала  в СССР  свою идеологию и понятия, и эта идеология и понятия усваивались самыми широкими массами. Причем, если где-то до конца сороковых и начала пятидесятых годов еще существовала прежняя национальная Россия,  и люди, родившиеся до революции и  помнившие ту Россию, жили в значительной мере прежними представлениями о добре и зле, то в эти годы произошел демографический перелом.  В начале 50-х молодежь до 30 лет составила 70% населения.

Эти молодые люди не были уже приобщены к нормальной культуре, они были в полной мере  советскими. И именно эта молодежь после войны с утроенной силой потянулась к уголовной культуре и понятиям, как альтернативе. Сознательно это делали единицы. Всем остальным в силу очень низкой общей культуры общества, эти  понятия были просто близки. Жители бараков породили особую социальную  среду.

Но, между прочим, и крестьянская молодежь этого периода не очень отставала. Люди из блатного мира были «звездами» в своих селах и деревнях. В селе, где жили мои родители в детстве, был очень популярен (в смысле известен)  вор-рецидивист по кличке Мистер. Любопытно, что  и я приезжая к бабушке, что-то слышал о нем краем уха, хотя он к этому времени был старым и уже сошел с ума. Когда он умер, то обнаружили, что он из  подпола своего дома прорыл подземный ход к реке. Видно  все время ждал, когда за ним придут, хотя уже приходить к нему было незачем, доживал он свой век мирно.

Блатная  идеология  родила очень простой принцип не участия в официальной жизни. Власть с ее примочками сама по себе, а мы сами по себе. Уголовная идеология предполагала, что свои проблемы нужно решать самим, а не втягивать в это государство, что с государством сотрудничать нельзя, что нельзя закладывать своих.

Естественно, что жизнь воров и бандитов и жизнь большинства в СССР, это две разные жизни, но дворовые понятия поведения выстраивались  не на основе официальной идеологии. Это только у писателя Гайдара   Тимур имел команду, и он победил хулиганскую группировку  Мишки  Квакина.  В реальной жизни были Квакины – это хулиганье и были обычные ребята, жившие по понятиям дворовой чести, но никаких Тимуров с командами не наблюдалось.
 
Я помню, как наш старый учитель биологии лет 70, Сан Саныч, чей расцвет пришелся на сталинскую пору, сказал нам на уроке, что нельзя поступать исходя из ложного товарищества: «А если бы ты увидел, что твой товарищ пограничник пропустил шпиона, разве ты не рассказал бы об этом  командиру?» - грозно спросил он. Я учился тогда в классе пятом, но тут же подумал про себя, что Саныч хитрит, что речь идет  о разных вещах, одно дело граница, а другое дело стучать на своих одноклассников. Я уже был вооружен дворовыми представлениями о чести.