Неполадки в русском доме

Анатолий Житник
На исходе века все мы, народы огромной цивили¬зации Евразии, опять попали в историческую ловушку. Перед нами стоит задача модернизации — а значит, тесного взаимодействия с Западом и западным капита¬лизмом — и в то же время задача, избежать переварива¬ния нас этим самым западным капитализмом, превра¬щения нас в «периферию». Но в то же время и сам Запад переживает тяжелый кризис, кризис самих осно¬ваний индустриализма, его главных, почти религиоз¬ных идей — свободы и прогресса.
Специфика «формулы свободы и прогресса» в ин¬дустриализме связана прежде всего с детерминизмом, который наследован от ньютоновской картины мира и создает иллюзию возможности точно предсказать пос¬ледствия твоих действий. Это устраняет «боязнь непо¬правимого», проблему ответственности, заменяет эту проблему задачей рационального расчета. Детермини¬рованная и количественно описываемая система ли¬шена всякой святости («не может быть ничего святого в том, что имеет цену»). И либера¬лизм, и исторический материализм, исходящие из одной и той же научной картины мира, оказываются беспомощными перед многими принципиальным вопросами, которые поставил перед человечеством общий кризис индустриализма.
В начале 60-х годов видный американский фило¬соф Б. Мур писал: «Интеллектуальный строй как марк¬сизма, так и либерализма может сейчас быть не адеква¬тен тому, чтобы справиться с проблемой свободы и прогресса. Оба могут оказаться пленниками собствен¬ной прошлой истории и обстоятельств, в которых они возникли, и вводить нас в заблуждение, когда мы ста¬нем некритически применять их к современным про¬блемам».
Для России это важно вдвойне, поскольку мощный альянс внешних и внутренних сил загоняет ее на пери¬ферию уже больного капиталистического общества. Все прогнозы говорят, что участь тех, кто окажется втянутым в экономику нынешнего капитализма, ос¬тавшись на периферии, будет ужасна.
Снова, как почти сто лет назад, единственным сред¬ством избежать распыления станет для нас революция. Но революция уже не ленинского типа, а «революция по Грамши». Как говорил Грамши, революция — это битва «сил организованного мышления против сил жи¬вотной жизни» в поисках высшей гармонии. Успех в поиске путей преодоления нашей катастрофы зависит от того, успеем ли мы восстановить сначала связность нашего общественного сознания на уровне здравого смысла, а затем поднять его на уровень того, что Грам¬ши называл «организованным мышлением».
Для этого надо идти вперед, осваивая и новое зна¬ние, и новые интеллектуальные технологии. Надо вновь освоить и мощный метод Маркса и его этическую си¬лу, но не возвращаться к истмату Бухарина и Келле с Ковальзоном.

Автор Анатолий Житник
791-73-33