Фарс, или трагедия?

Наталья Ахмедова-Вапаева
"Сапожник без сапог" - вернее некуда поговорка. Трудилась в театре и не находила, порой, времени, чтобы посмотреть тот, или иной спектакль.
Так случилось и со спектаклем "Слишком женатый таксист".Главная роль досталась Сергею Винеченко, талантливый актер и великолепный человек.
Через полгода после премьеры, Сергей ушел из жизни и спектакль "положили на полку".... пока временная пауза, пока ввод и прочее....посмотреть так и не получилось. Думаю, что не только Красноярский ТЮЗ переживает разного рода кризисы, я имею ввиду совсем не те, что нам  навязывает политика, а то, что называется кризисом времен. Чем привлечь внимание? Что включить в репертуар, чтобы зритель выстраивался в очередь за билетом? Хочешь, не хочешь, а приходится, иногда и под "диктовку" работать.  В афише, зачастую, преобладают сугубо коммерческие, развлекательные спектакли, которые,  тем не менее,  не обеспечивают аншлага, и зал даже на премьерах нередко оказывается заполненным наполовину.
Всё это,  особенно грустно смотрится в новом, похорошевшем после ремонта театральном интерьере Красноярского ТЮЗа и великолепным актерским составом.
Невольно рождается мысль, что, быть может, театру не стоит так уж гнаться за коммерческим успехом, а лучше вспомнить собственное золотое прошлое, обратиться к классике и современной серьёзной драматургии? Красноярский ТЮЗ - это первый выпуск ЛГИТМИКа, когда на сцене этого театра блистали такие актёры, как Лариса Малеванная и Николай Олялин, а репертуар украшали яркие, новаторские спектакли Камы Гинкаса, Юрия Мочалова и других замечательных режиссёров. Знаю,  время придет. Могут сесть батарейки, отключиться интернет, зависнуть компьютер, но, Театр живой организм и жить будет всегда.
Постепенно возвращается страстное желание его посещать у жителей крупных городов, где  театры есть, и это счастье!
В Баку их более десятка и первый, в который мы пошли и, о котором я знала, еще находясь в Красноярске (Мой возлюбленный взял билеты и сообщил мне об этом)
- Театр Русской Драмы имени Самеда Вургуна. Я уже писала об этом походе и своих впечатлениях, но, именно в тот день, я увидела в афише, что на следующий день стоИт спектакль"Слишком женатый таксист". Удивления не было, ведь известный английский драматург Рэй Куни написал знаменитую пьесу «Слишком женатый таксист»,которая признана классикой современной драматургии Англии.
 Она вошла в почетный список «100 лучших пьес Великобритании ХХ века», а также переведена на сорок языков. Он принадлежит к драматургам, который изначально был актером, и знает, как писать роли для артистов, играющих в его пьесах, пользующихся ошеломляющим успехом. Рей Куни обладает уникальным даром комедиографа, поэтому не пойти на этот спектакль мы просто не могли. Любопытство меня распирало: актерские работы, сценография, костюм… режиссуры одинаковой быть не может, потом, интересно будет сравнить с другими постановками, да и свой, режиссерский взгляд, бросить на происходящее.
Перед входом в театр было тесно, народ толпился в ожидании... Приятная во всех отношениях девушка-кассир, при всем ее желании сотворить чудо, смогла продать нам только два последних билета и то на разных рядах.  Мы не огорчились, я знала, что Всевышний все устроить для нас. Так и вышло. Приятные,  вежливые администраторы и дежурные, уже узнавая нас, помогли. Несмотря на аншлаг, после третьего звонка, мы великолепно устроились вместе.

Критики называют пьесу блестящим образцом комедии положений. В основе сюжета лежит жизнь обыкновенного водителя такси Джона Смита.От других людей он отличается тем, что у него не одна жена, а  две. Еще одна отличительная черта этого  простого человека по имени Смит - он одинаково страстно любит и ту, и другую, благо, жены его проживают  на противоположных улицах в четырех минутах друг от друг и не подозревают о том, что у них один общий муж. Впрочем, нет смысла пересказывать весь головоломный сюжет комедии, нужно сходить в театр и посмотреть ее.
 
Фарс - один из видов легкой комедии, особенно процветавшей в средневековой французской словесности, по преимуществу устной. Да, фарс, люди пришли на спектакль отойти от проблем своих и посмеяться над проблемами других. Я не исключение, хохотала от всей души. Актерская игра великолепная, сюжет, хоть и банален,на первый взгляд, но, не читая пьесы сразу и не поймешь, куда дальше заведут враки нашего героя и его друга - соседа, старающегося изо всех сил помочь в этой сложной ситуации. Сафа Мирзагасанов и Мабуд Магеррамов, игрой которых мы наслаждались накануне, заставили зрителей похохотать от души. А иногда, мне становилось как-то жутковато. Разве это комедия????????? Трагедь-то какая!!!!!!!!!! Несчастные женщины, уверены, что каждая из них единственная и неповторимая, а к ним по расписанию приезжают. Жены Смита не похожи друг на друга – одна из них чувственная эротичная особа, другая – гроза соседей и мужа, строгая, суровая женщина с характером, иногда мне казалось, что даже слишком с характером. В некоторых моментах актерская работа была на грани переигрывания, то у одной супруги, то у другой. Сюжет закручен основательно. Устроено все было классно, да его величество случай подвел.
А бедный Смит?.... случись это в реальной жизни, поди,  и не выдержал бы мужчина, ведь слабые они, им постоянно помощь нужна, а в данном случае........, каждая из его помощниц сами в ней, в помощи этой,   жутко нуждались.
Кто бы помог,  да мужа каждой  вернул, причем одного и того же. Получается, что фарс родственник трагедии?!!!!?
Вот вам и история, поведать которую нужно так, чтобы весь зал со смеху падал, а о том, что это, по сути, трагедийная ситуация, даже  и не заморачивался. Браво режиссеру, браво всем, от кого зависел результат!!!!!!!!
Замечательно справился с ролью молодой актер Теймур Рагимов, сыгравший соседа Барбары (одной из жен Смита) - Бобби Франклина. Актер изображал молодого человека нетрадиционной ориентации. Именно ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, ведь его герой, хоть и с отрицательной окраской, но был ожидаем всеми зрителями в зале, НЕ заметить его было просто НЕЛЬЗЯ.  Ужимки, движения, манера разговаривать, вроде бы постоянно одна и та же, ан нет,  в каждом выходе что-то,  да новенькое выкинет. Ну, а его постоянная фишка,  просто срывала, как говориться, весь куш, зал просто стонал от каждой новой порции.
 Я даже ложилась в истерическом хохоте на своего возлюбленного, совершенно забывая, что я не в Сибири, а в Азербайджане. Одним словом - УДАЛОСЬ Теймуру Рагимову ВСЕ, для того чтобы создать образ "юноши голубых кровей", одетого в розовенькое.
Кстати о красках. Решение просто потрясающее. Все костюмы яркие, НЕповторяющиеся, все продумано до мелочей, игра цвета  "выстреливает". Уверена, что на это была сделана ставка. А так же сценография. Решение с мягкими диванами - 100000000баллов!!!!!!!
Весь актерский состав  великолепен! Пусть простят меня те артисты, о которых не упомянула. А так же, пусть простят мне  мой субъективизм на излишнее количество шуток и юмора, что называется, ниже пояса.
Заканчивается спектакль, как и положено постановкам такого легковесного жанра, распутыванием лабиринта лжи Джона Смита, заканчивается феерически, весело!!!

Хочешь гормон счастья? Слышала я частенько из уст своих воспитателей в реабилитационном лагере.
- Хочу, конечно!
Это мы о шоколаде, или о чем-нибудь сладеньком, что действительно подбадривает нас, успокаивает и дает на некоторое время даже испытать  вкусовой оргазм. Только от такого гормона в весе  можно прибавить. С театром,  совсем иначе. В весе теряешь, а удовольствия на тонны приобретаешь.
Так мало, порой, в жизни положительных эмоций, что позитив уже воспринимается нами, как  эксклюзив. Одним словом, тем, кто любит "Лёгкие" спектакли, нужно в обязательном порядке  посмотреть блистательную комедию положений "Слишком женатый таксист". Неважно где, в каком театре вы это сделаете, но  переполнение  актерского озорства и импровизации Вам будет гарантировано! Мне же, от себя и моего возлюбленного, хочется поблагодарить Театр Русской Драмы имени Самеда Вургуна в Баку за непотерянное время, и гормон СЧАСТЬЯ!!!