Не все коту масленица

Сергей Климкович
Я приверженец классических театральных постановок. Без авангардистких штучек, коими современные театральные режиссеры стараются выделиться или "самовыразиться". Пусть меня забросают камнями, но я в этом смысле ретроград. Костюмированные постановки с хорошими декорациями - моя слабость.
МХАТ им. Горького в этом смысле предоставляет возможность вполне насладиться Игрой. И хоть актеры МХАТ не мелькают на телеэкранах, это все же лишний раз доказывает, что они служат театру и зрителю.
Пьеса А.Н. Островского «Не всё коту масленица», на мой взгляд, и по сей день актуальна, потому что автор отразил вечное соперничество между деньгами и чувствами, и, несмотря на симпатию к своим молодым героям - все же иронизирует над их прагматизмом, расчетливостью, страхом перед "бедностью". Оказывается, страх этот переходит из одной эпохи в другую. И, вероятно, поэтому театральные постановки, отражающие извечный конфликт между чувством и расчетливостью, не устаревают.
Кристина Пробст в роли Агнии и Антон Наумов в роли Ипполита - играли с таким пылом и самоотдачей, что трудно и поверить, что пьеса идет на сцене МХАТ уже больше года. Классические постановки - своего рода канон, в рамках которого актеру довольно затруднительно "отыскать" и создать свой особенный образ (и это, конечно, минус классических пьес, особенно если это пьесы Островского, а не реформатора Чехова). Но молодым актерам удалось сделать образы своих героев современными, несмотря на устаревшую лексику.
Нет сомнений в том, что Островский умел с удивительным мастерством изображать в своих пьесах быт русского купечества, его "генеральные точки", напряжение, внутренние конфликты.
Александр Дмитриев с изяществом и талантом сыграл богатого купца Ермил Зотыча, самодура и наглеца, наслаждающегося своей властью над работниками и домашними.
А заслуженная артистка России Наталья Вихрова предстала перед публикой в роли уставшей, слегка равнодушной к жизни обедневшей купеческой вдовы Дарьи Федотовны Кругловой. Жизнь Дарьи Федотовны прошла - безрадостная, вечно зависимая. И желала она для дочери своей лучшей доли, да кто ж невесту возьмет в хороший дом без приданного? Не зря Агния, чувствуя в матери житейскую мудрую справедливость, отдала ей полное право распоряжаться своей судьбой...
Благодаря режиссуре А.И. Дмитриева и игре талантливых актеров, пьеса получилась яркой, динамичной и по-новому звучащей в наш век всемогущего нала.