Машина времени. ч. 3. история, гл. 3 улавливание в

Андрей Козлов Кослоп
УЛАВЛИВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Время – не вполне ясная категория с точки зрения естественных наук. Да и с точки зрения мягких наук время тоже что-то вроде пластмассы из повести Вадима Шефнера.
«Все пепельницы были одна к одной, причем по форме довольно неуклюжи и, я бы даже сказал, несуразны. Но материал мне понравился: это была какая-то нежно-голубая пластмасса с золотистыми прожилками.
- Из Чего он сделаны? – поинтересовался я.
- Я их делаю из времени, - ответил скромный молодой человек. – Я улавливаю будущее время, сгущаю его, превращаю в реальное вещество и штампую из него вот такие пепельницы. В дальнейшем из времени можно будет производить пуговицы, мыльницы, столовую посуду, облицовочные плитки, умывальники унитазы…»
(Вадим Шефнер. Человек с пятью «не», или исповедь простодушного)
Илья Пригожин этот фактор вмешательство времени называл «стрелой времени»,  и констатировал, что эта «стрела» нарушает законы детерминизма. Если физические объекты или идеальные идеи исходят из аналогичных причин и создают естественные следствия, то время «крутится» само по себе. То есть, время производит нечто, не исходя из прочих причин: инфляций, метеоритов, демографических взрывов, роста производительных сил, эпидемий, землетрясений   или обнищания масс.
Древние это заметили и составили гороскопы. Но эпохе ДРАКОНА не хватила «рефлексии», чтобы добраться до «времени». Гороскопы («временаблюдатели») остались в ведомстве паранауки и шарлатанов. Эйнштейн выдал на гора свой парадокс о времени . Не менее парадоксальна и теория Пригожина. Но время не парадоксально и не паранаучно. Мы постарались обнаружить в логику гороскопных ритмов (об этом подробнее в следующей части). Это логика ритма.  Не так, что протуберанцы на солнце создают некие ритмы нашей жизни. Не так, что «звезды» магнитят наши судьбы своими движениями по орбитами. В греческом слове «гороскоп» даже и нет слова «звезда». «Гороскоп» означает «наблюдать за временем». Так что не производительные силы взрывают производственные отношения, просто одна фаза сменяет другую. Утро – день – вечер-ночь-утро. Гороскоп просто делит цикл не на три или четыре части, а на 12.  За спящими годами, приходят ясные умные года, за ними года активные, безумно активные и снова наступает священное забвение. 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭРЫ ОВЦЫ

Историческая наука применяет самые разные периодизации. Константин Леонтьев предлагает делить эпохи на 500-летки. Марксисты, как мы уже показывали выдвигают пятичленную шкалу Первобытность- Рабство- Феодализм- Капитализм- Социализм. Но даже в Советской науке эта шкала была не единственной. Искусствоведы, филологи, и те же историки говорили:
«Античность, Средневековье, Возрождение, Классицизм, Новое Время, Просвещение, Романтизм, Реализм, Модерн, Новейшее время, Постмодернизм». Есть  хронологические периодизации локальные: Смута (начало 17 века), Серебряный век (начало 20 века в России), «до революции» - «после революции», «Развитой социализм», «переходная эпоха».  И каждая из этих периодизаций годится лишь отчасти, они не лишь демонстрируют противоречия, невилируют сложность исторических процессов. Наша периодизация не вступает в противоречие ни с какими событиями и в то же время подтверждает относительную  адекватность сложившихся обозначений исторических эпох. Мы уже выше видели, что в целом РЕНЕССАНС совпадает с веком БЫКА.
Ниже мы посмотрим как следующие хроносферные века соответствуют историческим эпохам, пришедшим на смену классическому ВОЗРОЖДЕНИЮ.
 
144-летка ТИГРА ( 22 декабря 1552 года)
 
Эту эпоху (1553-1696) называют поздний ренессанс, эпохой классицизма, барокко и рококо. В это же время происходят СМУТЫ. В эту же эпоху ТИГРА происходят две первых буржуазных революции. Тигр – взрывной. Эмбрион вызрел. Плод родился. Но он маленький. Главное, что он появился. Взрыв, шок, риск. Неуклюжесть, резкость. Но событие состоялось, заявка сделана. «Она – вертится». КЛАССИЦИЗМ-РОКОКО начинается с:

Шекспир Ульям, драматург – 23 апреля 1554 г. Стратфорд-на-Эйвоне  - БЫК: ТИГР: ЗМЕЯ
Бэкон Френсис, ученый – 22 января 1561 г. в Лондоне – БЫК:  ПЕТУХ: ТИГР
Лопа де Вега, драматург – 25 ноября 1562 г. в Мадриде – БЫК: СОБАКА: КРЫСА
Галилей Галилео, астроном – 15 февраля 1564 г. в Пизе – БЫК: КРЫСА: ТИГР

ТИГР становится чуть более «разумным» и его всё чаще называют «НОВЫМ ВРЕМЕНЕМ»:

Кампанелла Джованни («Город Солнца») – 5 сентября 1568 г. возле г. Стило –  ТИГР: ДРАКОН: ПЕТУХ
Караваджо  Микеланджело (художник) – 28 сентября 1571 г. в  Милане – ТИГР: ОВЦА: СОБАКА

ТИГР - время СМУТНОЕ, суровое.  Но вдруг он начинает играть. Выделыват кульбиты. Носиться за своим хвостом. Создавать нечто гипертрофированно жеманное и безыдейное. епоосовершенно кИгры сурового времени

Рубенс Петер Пауль, художник – 28 июня 1577 г.  в г. Зиген (Германия) – КОТ: БЫК: ОВЦА
Пожарский Дмитрий Михайлович, князь – 1 ноября 1578 г. – КОТ: ТИГР: КАБАН
Мнишек Марин, царица – ок. 1588 г. в Самборе (Польша) – КОТ: КРЫСА: …

Но если ТИГР задумается поглубже, посерьёзней, появятся в эпоху ТИГРА люди-ДРАКОНЫ.  Такие люди существуют, потому что мыслят. Поскольку есть идеи ДРАКОНЫ эпохи СМУТЫ начинают сдвигать государства, соединять, воссодавать, перевертывать. 

Хмельницкий Богдан, герой – 27 (1?) декабря 1595г. в Речи Посполитой –  ДРАКОН: ОБЕЗЬЯНА: БЫК
Декарт Рене, философ – 31 марта 1596 г. в Лаэ (Франция) –  ДРАКОН: ОБЕЗЬЯНА: ДРАКОН
Романов Михаил Федорович, царь – 12 декабря 1596 г. – ДРАКОН: ОБЕЗЬЯНА: КРЫСА
Ван Дейк Антонис, художник – 22 марта 1599 г. в Антверпене – ДРАКОН: КАБАН: КОТ
Кромвель Оливер, революционер – 25 апреля 1599 г.  в Хантингдоне – ДРАКОН:  КАБАН: ЗМЕЯ
Веласкес, художник – 6 июня  1599 г. в Севилье – ДРАКОН: КАБАН: ЛОШАДЬ
Кальдерон де ла Барка, драматург – 17 января 1600 г. в Мадриде – ДРАКОН: КРЫСА: БЫК

В завершении части «Психология и хроносфера» мы приведем полную подборку хроносферных формул составленных на 1114 персонажей мировой истории от германского Гуттенберга до эстонской суперзвезды Ыйгемеэль Биргит.
Применяя психотипные понятия (БЫК, ТИГР, КОТ и так далее) к историческим эпохам, мы и производим расшифровку событий. Соотнося априорную хроносферную сетку с исторически сложившимися характеристиками и названиями эпох, мы обнаруживаем синонимические соответствия и даже можем корректировать рубежи эпох. Мы показали выше, как это может выглядеть. И читателю, особенно изучавшему историю специально, предстоит самому произвести это сличение хроносферной матрицы со своими представлениями о событиях и провести эту коррекцию. Чего-то в наших представлениях об ИСТОРИИ-ВРЕМЕНИ не хватает, что-то разбросано, соотнесено не правильно или вообще никак друг с другом  не связано. Собрать, связать и заполнить – одна из функций хроносферной матрицы. Итак:



Выявляет природу исторических событий, экспертирует исторические сводки –время ( его хроносферная структура). И нам, и читателю остается лишь найти формы толкований. Читатель может,  перескочив часть о психологии, приняться за чтение  хроносферной подборки. Обычно исторический деятель в исторической таблице факультативен. Преподаватель истории никогда не спросит: «В каком году родился Мусоргский?». Но ПЕРСОНАЖ, ЧЕЛОВЕК, АНТРОПОНИМ как раз наиболее прозрачный и ясно читаемый элемент хроносферы, так что именно из событий рождения ВЕЛИКИХ и ИЗВЕСТНЫХ мы решили построить костяк хрономатрицы.
ПЕРСОНАЖ наиболее ёмко аккумулирует время. Битва, реформа или съезд партии могут означать самые разные по качеству вещи. Идеология научилась интерпретировать, нивелировать, искажать так называемые СОБЫТИЯ. Паспорт ПЕРСОНАЖА всегда богаче. От него не только остаются упоминания в документах - ПЕРСОНАЖ оставляет свои собственные ТЕКСТЫ (вербальные, изобразительные, музыкальные). Причем эти тексты порой не только являются свидетельствами-документами, но и собственно СОБЫТИЯМИ (например: «роман», «картина», «симфония»). ПЕРСОНАЖ  подвижен в отличие от ТОПОНИМА («Москва», «Пекин» и пр.)  или ХРОНОНИМА («Взятие Бастилии», «Куликовская Битва» и пр.), а раз так - он получает целую сеть привязок,  и именно ПЕРСОНАЖ связывает СОБЫТИЯ, ТЕРРИТОРИИ и ИДЕИ, а не наоборот.

Итак:
1. История изучает время, то есть, не датирует идеологические топики, а выясняет «досье» всех «знаковых» событий по всей хронологической матрице и выясняет их взаимосвязь.
2. История в первую очередь изучает «досье» выдающихся (исторических) персонажей, захватывая весь социальные спектр (политики, интеллектуалы, предприниматели, «звезды») и далее к ним привязывает все прочие хроносферные элементы.
3. «Именем», «главным», «первым», «ключевым» ПЕРСОНАЖЕМ может быть совершенно любой действительно известный и уверенно датируемый персонаж, потому что для создания реальной хроносферы, ясного хроносферного видения нужна сеть большого количества ПЕРСОНАЖЕЙ, охватывающая продолжительную и имеющую достаточно корректные датировки событий эпоху. В нашей версии хроносферы мы предложили 1114 персонажей в период с 15 века по 20 век.
 
Самым значительным по логике хроносферы событием, которому живущие поколения были свидетелями, был 1985 год: конец века ДРАКОНА и начало века ЗМЕИ. Хроносферная логика позволяет с высокой степенью  «объективности» исследовать события. Знание точных границ эпох позволит шире, многообразней, с большей точностью  использовать статистические данные. Строго говоря, хроносфера дает нам стратегию прогноза, и «история» из идеологической дисциплины может превратиться действительно в науку со своими прикладными областями. Сам факт, что период с 1841 по 1984 гг. был веком ДРАКОНА, отвечает на вопрос, почему столь трагичными, «неудачными» оказались социальные проекты этого периода. Век ДРАКОНА – рефлексивный век, но существенно обременённый инертной, тормозной темой: ДРАКОН – 60% рефлексии, 30% - торможения, 10% - возбуждения. Усиление рефлексии позволило этому веку достичь успехов в научно-технической революции. Но направленность, сужение этой рефлексии своей третьей инертной частью при слабой пассионарности делали социальные проекты века ДРАКОНА, хотя и яркими, но страдающими «технократизмом», «экономизмом», приматами «индустриализма».
Трагедии мировых войн – трагедии технократизма, трагедия танков, пулеметов, автоматов, бомбардировщиков.
Сменяющий век ДРАКОНА век ЗМЕИ – эпоха максимальной рефлексии. Хроносфера показывает, что 22 декабря 1984 года начался век РАЗУМА. Первые 12 лет (1985-1996) – фаза БЫКА, эмбриональное, вступительное время этого века. 12-летка ТИГРА (1997-2008) дала несколько вспышек, ростков наступившего века.   Теперь у нас есть «подсказка», «гид» для поисков сути происходящего. Теперь за 12- летие ТИГРА код века себя проявил, аватары судьбоносных идей века уже родились, они обнародованы. Их мало, но они уже представлены: многополярность, нанатехнологии, всемирная паутина,  мобильная связь, большая восьмерка, большая 20-ка, ЕС, ШОС, БРИК, Рио-92, Сиетл-1999. Дальше тема ЗНАНИЯ будет проявляться ещё больше. Наступающая 12-летка КОТА даст планете некий «играющий интеллект» ( или «интеллектуальные игры»). Наступающий 2009 год – своеобразный «близнец»  1721 и 1865 годов.    
1721. Сенат упразднил титул царя и провозгласил Петра I императором. Ништадтский мир со Швецией. Строительство завода на Исети.
1865. Основание «Интернационала». Публикация трудов Луи Пастера. Лев Толстой начал писать «Войну и мир». Появление организации  Ку-Клус-Клан.


ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ:
http://www.proza.ru/2011/01/18/307