Умом Россию не понять

Лилия Менковская1
               
 
Государства и страны - это не только территориальное понятие. Эти объединения - своеобразные организмы, живые существа. Но не всё живое обладает душой. Однако огромной территории от Дальнего Востока до Балтики душа присуща. Именно поэтому «Умом Россию не понять », её можно только почувствовать.
Американец Н. Хилл в своей знаменитой книге «Думай и богатей» очень доступно, программно изложил стратегию достижения цели. Но срабатывает это только на Западе. Потому что на чашу весов ради материального благополучия расчетливый американец, англичанин или француз положит всё! О том,  что же не променяет ни на какие блага русский человек, хорошо рассказал в альтернативной книге «Думай и богатей по-русски» Н.Попов. Русские просторы, банька, душевный разговор на кухне под рюмочку «столичной», мужская дружба, равной которой точно больше нет ни в одной стране мира. Работа ради идеи, идея ради мечты. Где еще, в какой стране мира, ради всего этого кто-то махнет рукой на «жизнь в шоколаде»?
 
Русская сказка  про русский дух - национальная идея России во все времена.
 
Мне довелось много путешествовать (не от хорошей жизни) по просторам России. И выводы сегодняшние мои сделаны не на пустом месте. Русскую душу я ощущала в любой глубинке, в любом городе. Приезжая впервые в незнакомую местность, уже через несколько минут я чувствовала себя здесь дома!
Стою на Курском вокзале. Намереваюсь поехать в Павловский Посад - он ближе к Москве, где, говорят, есть дешевая гостиница. Но где, что?
Подходит пожилая женщина.
-А сколько времени - то? Что-то электричка запаздывает…- Спокойно, точно давней знакомой, говорит она.
-Да должна быть скоро, через пять минут…Вам помочь?
-Не, сумка не тяжелая…сама-то нагрузилась как! В гости?
 
Обычный дорожный разговор до самого места назначения заканчивается…горячими щами на кухне Евгении Марковны. Такими щами баба Женя встречала меня периодически еще два года. Ждала у окошка, радостно выбегала навстречу, пытаясь подхватить тяжелые баулы.
 
В городе Клин мест в гостинице не оказалось.
-Позвоните Анне Николаевне, может, приютит, у нас с ней договор.- Позаботилась обо мне администратор гостиницы.
Звоню, договариваюсь…
За три последующих года мы стали с Анной Николаевной почти родными.
Я пыталась принимать участие в судьбе этой одинокой женщины. Сын жил далеко, муж погиб в первый год войны, и с тех пор она так больше замуж и не вышла. Всю жизнь помнила своего Ваню, с которым прожила вместе всего два месяца. Несмотря на свое легендарное прошлое, Ветеран труда, активная во всех отношениях, жила Анна Николаевна скромно, не умея позаботиться о себе.  Она  не умела ходить по инстанциям и конторам, чтобы «выхлопотать» себе причитающееся ей ветеранское пособие или другие льготы. Приходилось уговаривать её, убеждать, что это не позор – пойти и напомнить о себе.

Еще одна родная душа - больная, несчастная баба Валя. Она встречала меня, как дочку - всплакнет, попричитает.                С благодарностью принимала подарки, особенно- вкусненькое, коим побаловать себя сама не всегда могла. В ответ неизменно одаривала  меня удивительными рассказами о трудной, но счастливой юности.
 
Однажды, приехав ночью в Ожерелье, я отчаялась - предстояло подняться на высокий холм, где светились окна городской гостиницы. Ничего бы особенного, но гора была, как в сказке о Снежной королеве - сплошное ледяное поле. И вдруг, откуда ни возьмись, мужичок на велосипеде. Колёса весело выписывали восьмёрку, поскольку было первое января. Увидев меня, он радостно воскликнул:
-Царевна моя! Ну-ка, я тебе помогу! Ты ж со своими сумками ни в жисть не подымисся!
Царевна, ясное дело, не поднимется , но и у него ведь не вездеход! Да и механизм не тем заправлен.
Однако через несколько минут меня уже втащили на холм вместе с моими сумками и велосипедом!
На вершине холма мужчина вдруг «обнаружил» меня, и, расплывшись в улыбке, заявил:
-О! Царица моя! С Новым годом!
И исчез…
 
Много, много было таких встреч. Практически - ежедневно. Я приезжаю в Россию, как домой. Знаю, что могу пропасть где угодно, но только не в этой живой, доброй, благодатной стране.
Конечно, идеализировать нельзя ни страну, ни людей, как бы она ни называлась. Все пороки мне известны, от них тоже не спрятаться, не скрыться. И люди - разные ,и события- не все радостные. Однако - общий дух, душа России – надежда на наше общее выживание в этом жестоком мире.
 
Отдельной строкой - о Петрограде - Ленинграде - Санкт- Петербурге. О моей любви с самого детства, о городе - мечте, городе - легенде, городе- загадке.
Кто разгадает её?
Откуда в этом суровом северном городе столько достоинства, открытости, великолепия и простора? Почему в этом городе так легко дышится, так захватывает дух,  когда въезжаешь на Невский ,гуляешь по улицам и площадям? Почти мистически ощущаешь присутствие героев Достоевского и Чехова, Пушкина и Толстого. Каким бы современным он ни стал, нигде больше так не ощущается история всего Государства Российского.
Особое отношение к Ленинграду-городу Герою.
Мне кажется, в этом и есть ответ на вопрос о Душе России. В этом городе её убивали, пытали, собирались отнять у России навсегда. И именно потому Ленинград остался жив, что душа - не умирает!
Я стою ,затаив дыхание, на Пискарёвке и Серафимовском…Не верю, что грядущие поколения не ощутят такой же дрожи здесь. Такой же душевной боли и ужаса, такого же желания никогда больше не допустить…
Мне посчастливилось знать лично некоторых блокадников.
 
Александра Моисеевна.
Святая женщина, мать, вырастившая после пережитого детей и внуков, но не потерявшая доброты своей, сочувствия и способности приходить на помощь любому. Маленькая, скромная женщина. Простая, но недоступная нам, не испытавшим! Она и сегодня кажется мне величественной, недосягаемой, потому что она была за чертой понимания ,  за чертой допустимого, за чертой мыслимого.  Священна память о Вас, о таких же, ставших  для нас сегодня легендой. Ваши души укрепили страну, не дали ей погибнуть, придали ей исполинские силы, непобедимость и мудрость. И ваши души оберегают нас сегодня от ошибок и забывчивости, от чёрствости и сомнений. От сомнений в тебе, Великая Русская Душа.


Copyright: Лилия Менковская, 2009
Свидетельство о публикации №200534 Дата публикации: 25.02.2009 17:16