Трасса Кондратюка

Сергей Ильвовский
СИНОПСИС СЦЕНАРИЯ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА.

«Трасса Кондратюка»
в 2-х частях

часть первая
«Человек и Земля»

Новосибирск. Документальные кадры (или фотографии) о визите в Новосибирск Нейла Армстронга. Армстронг набирает горсть земли около дома Кондратюка.
Аллея Космонавтов около станции метро ВДНХ.
На фоне сверкающего обелиска ракеты и памятника Циолковскому и бюстов космонавтов и С.П.Королёву Ведущий даёт небольшую экспозицию (с «нарезкой» из отдельных документальных кадров) о развитии космонавтики и приглашает пройти к расположенной совсем рядом улице Кондратюка.
На углу ул. Кондратюка Ведущий делает неожиданное заявление, что улица должна носить имя не Кондратюка, а А.И.Шаргея, и, для объяснения этого непонятного факта, предлагает отправиться в Полтаву.
Поле Полтавской битвы. Ведущий объясняет, что зрители находятся здесь не случайно.
Идут кадры из к/ф «Пётр Первый» с закадровым текстом отрывка из поэмы Пушкина «Полтава» где упоминается генерал Карла Двенадцатого Шлиппенбах.
Поле Полтавской битвы. Ведущий рассказывает о том, что, по материнской линии, А.И.Шаргей прямой потомок того самого бароны Шлиппенбаха – датчанина на службе у Карла Двенадцатого, взятого в плен во время Полтавского сражения и перешедшего на службу Петру Первому.
Возможно, удастся разыскать какие-то портреты предков Кондратюка по материнской линии, тогда рассказ идёт на фоне этих портретов.
Проводится параллель между сыном Надежды Осиповны Ганнибал – А.С.Пушкиным и сыном Любовь Львовны фон Шлиппенбах А.И.Шаргеем.
Если сохранился дом, в котором жил маленький Саша Шаргей, то рассказ Ведущего продолжается на фоне этого дома с документальными кадрами жизни провинциального города начала 20-го века.
Рассказывается о тяжёлой судьбе мальчика, сначала потерявшего мать (она заболела неизлечимым психическим заболеванием и, до смерти, не выходила из психиатрической      б-цы), а, затем, и отца – «Вечного студента» - постоянно обучавшегося в различных университетах России и Германии, женившегося гражданским браком на другой женщине и в Полтаве практически не показывающимся, и его смерти в СПб в 1910 году.. (Возможно, в Полтавском музее, или в Новосибирском фонде Ю.В.Кондратюка есть фотографии его родителей)
На фоне сохранившегося здания Полтавской мужской гимназии коротко говорится о том, что эту гимназию и окончил в 1916 году с серебряной медалью юный Саша Шаргей.
Показывается Музей Кондратюка находящийся в этом здании, входящим сейчас в комплекс зданий Полтавского технического университета им. Ю.Кондратюка. Пока не объясняется, что Шаргей и есть Кондратюк и как это произошло
Внутри здания, на фоне экспозиции музея Ведущий рассказывает, что именно здесь, в стенах этой гимназии, в 1914 году гимназист Саша Шаргей заинтересовался межпланетными полётами и начал работу над своей рукописью.
Рассказывается, что после окончания гимназии Александр Шаргей отправляется в Петроград и поступает на механическое отделение Петроградского политехнического института.
Кадры в СПб – дом, где жил Кондратюк, Мемориальная доска, здание Петроградского Юнкерского училища
На фоне документальных кадров Петрограда времени 1-ой Мировой войны, переходящих в кадры Февральской революции продолжается закадровый рассказ о том, как Шаргея, не имеющего брони, призывают в армию и, как человека с законченным средним образованием, направляют в школу прапорщиков, что навсегда осложнило ему жизнь – закончив эту краткосрочную школу он стал «царским», а, затем и «белым» офицером.
Обучаясь в школе прапорщиков Шаргей заканчивает свою рукописную работу (кажется, она сохранилась и можно будет показать копию) «Тому, кто будет читать, чтобы строить», в которой, независимо от Циолковского выводит своим методом основные уравнения реактивного движения, даёт схему 4-х ступенчатой ракеты, разрабатывает энергетические расчеты полёта на другие планеты и многое другое, что начало применяться в космонавтике только через 40-50 лет! (всё это на фоне документальных кадров Февральской революции)
После окончания школы прапорщиков Шаргей попадает на Кавказский фронт (идут документальные кадры 1-ой Мировой войны) и, без всякого желания для себя, оказывается мобилизованным в Белую армию в Вооружённые силы Юга России (ВСЮР)
Не желая служить за непонятные ему интересы, Шаргей дезертирует и пробирается на Украину ко второй жене отца и снова оказывается мобилизованным в Белую армию Деникина
На фоне документальных кадров Белого движения на юге России идёт рассказ о его вторичном дезертирстве из воинского эшелона по пути в Одессу.
Документальные кадры первых лет Советской власти на Украине. Идёт закадровый рассказ о том, как его мачеха Е.П.Кареева добывает ему документы умершего студента Ю.В.Кондратюка, т.к. с его прошлым «белого офицера» жить было опасно. С тех пор (1921 год) А.И.Шаргей навсегда превращается в Ю.В.Кондратюка. Это является объяснением имени и фамилии – Юрий Васильевич Кондратюк!
На фоне документальных кадров первых лет Советской власти идёт рассказ, как Юрий Кондратюк, который не мог оставаться в тех местах, где его знали, как Шаргея, скитается по югу Украины и России, работая на железной дороге и механиком на элеваторе
В станице Октябрьская Краснодарского края, где он некоторое время работал механиком на элеваторе, существует музей Кондратюка и есть памятник (бюст). Вероятно, можно будет найти на краевом телевидении кадры празднования 100-летия и 110-летия Кондратюка.
На фоне этих кадров и документальных кадров 20-х годов продолжается рассказ о том, что он не оставил своёй мысли о межпланетных полётах, перерабатывает свою юношескую рукопись и отсылает в 1926 году, практически готовую будущую книгу «Завоевание межпланетных пространств» в Москву.
Документальные кадры уборки и сдачи зерна. Идёт рассказ о том, что Кондратюк занимается изобретательской деятельностью и делает несколько ценных изобретений для элеваторов. Упоминается, что его судьбой интересуется Л.Д.Троцкий – тогда ещё второе лицо в государстве.
В Москве идут жаркие научные диспуты (документальные кадры Москвы конца 20-х годов. Кадры с участием Циолковского). А книга Кондратюка всё никак не попадёт в печать, хотя по этому поводу уже есть решение «Главнауки» и за него хлопочет проф. Ветчинкин.
В 1927 году Кондратюк, по приглашению треста «Хлебопродукт» переезжает в Новосибирск. Занимается строительством и механизацией элеваторов
Новосибирск. Ведущий на фоне дома, где жил Кондратюк, рассказывает о его дальнейшей судьбе, об издании, за свой счёт, книги «Завоевание межпланетных пространств». Рассказывает о том, что эти средства Кондратюк получил за изобретение оригинального ковша для зерна. Кадры в музее Кондратюка – его патенты и авторские свидетельства.
А в Москве вовсю кипит работа над созданием первой жидкостной ракеты ГИРД (документальные кадры запуска ракеты).
А Кондратюк работает в Новосибирске – строит уникальное деревянное зернохранилище на 10 000 тонн зерна без единого гвоздя. Это зернохранилище ещё было цело в 2002 году, возможно цело и сейчас.  В любом случае в Новосибирском музее Кондратюка найдутся, по меньшей мере, фотографии этого сооружения.
ГИРДовцы, узнавшие о работе Кондратюка, пытаются с ним связаться, посылают ему письма, но ответа не получают (все возможные документальные кадры о ГИРДе и кадры (фотографии) Новосибирска того времени.
Кондратюк не может ответить ГИРДовцам -  в это время, находится под следствием, а затем и осуждён по статье за «вредительство». «Вредительство» заключается в том, что он, в условиях жесточайшего дефицита металлических крепёжных деталей, построил своё зернохранилище без единого гвоздя! Его приговаривают к трём годам заключения за попытку уничтожить 10 000 тонн зерна, что в условиях 1930 года и голода наступившего в результате коллективизации, было очень серьёзным обвинением. (Рассказ идёт частично на фоне «Мастодонта» - так называется это зернохранилище и частично на фоне кадров работы заключённых «каналармейцев»)
Правда, он не сидит. Его отсылают работать в Омск в СпецКБ ОГПУ, по проектированию шахтных стволов. Работая в этом КБ, Кондратюк знакомится с условиями конкурса на строительство мощных ветроэлектростанций и отсылает свой проект в Москву.
Проект, фактически самоучки, завоёвывает первое место на конкурсе. Судьбой Кондратюка интересуется Г.К.Орджоникидзе (документальные кадры) и добивается замены условного лагеря на административную ссылку и вызывает Кондратюка в Москву, где встречается с ним и поручает окончательно разработать проект и начать строительство мощной ВЭС в Крыму.
Макет (из Новосибирского музея) Мощной Крымской ВЭС. Упоминание о том, что Кондратюк привлёк к работе молодого инженера Н.В.Никитина – будущего автора проекта Останкинской телебашни.
Во время одного из приездов в Москву (документальные кадры 30-х годов)  Кондратюк, в 1934 году, встречается с С.П.Королёвым, который приглашает его на работу в ГИРД, на место недавно умершего проф. Цандера!
Снова документальные кадры успешного запуска ракеты ГИРД-10.
Кондратюк – отказывается! Он мотивирует это тем, что он пацифист, а эти ракеты могут быть использованы в военных целях. На самом деле, скорее всего, он просто не решается поступать на работу в ГИРД, который, к тому времени уже вошёл в научно-исследовательскую структуру РККА. Его документы, годящиеся для механика элеватора, не выдержали бы серьёзной проверки – он даже о своих «родителях», кроме их имён, ничего не знал!
В 1934 году, выяснение того, что он бывший «белый офицер», живущий по чужим документам и имеющий неснятую судимость за «вредительство», могло иметь для него самые тяжёлые последствия.
Внешне Кондратюк больше совершенно не интересуется межпланетными полётами и занимается только проектом ВЭС, с которым связано множество трудностей – не выигравшие конкурса маститые учёные и проектировщики ставят палки в колёса, тормозя реализацию проекта.
Однако, по свидетельству друга Кондратюка, он продолжает работу, которую не хочет публиковать, из-за того она слишком близка к практической реализации и Кондратюк опасается, что она может попасть «не в те руки». Всё написанное он держит в специальном портфеле-скоросшивателе, который постоянно возит с собой.
1937 год. Умирает, или кончает жизнь самоубийством Г.К.Орджоникидзе. Начатые на горе Ай-Петри работы по возведению фундамента ВЭС прекращены. Кондратюк приезжает в Москву и продолжает работу над проектированием ВЭС меньшей мощности. (Документальные кадры современных зарубежных ВЭС). Квартиру ему так и не дают, и он скитается по Москве по съёмным комнатам (адреса известны – рассказ можно продолжить на фоне этих домов и документальных кадров Москвы конца 30-х годов).
Под его руководством в районе ст. Перловская (теперь сразу за МКАД) возводится 50-ти метровая мачта для ВЭС. (Наверняка сохранился проект, возможно фотографии). Можно «реконструировать» мачту компьютерным способом на фоне современной Перловки.
1941 год. Документальные кадры начала войны.
50-ти метровую мачту приходится повалить – слишком хороший ориентир для фашистской авиации (возможно путём компьютерной графики). Не имеющий брони Кондратюк и все его подчинённые призываются в дивизию народного ополчения Киевского р-на Москвы (по месту нахождения конторы по проектированию ВЭС).
Документальные кадры одетых в штатское ополченцев. Полностью соответствуют действительности – обмундирование дивизия Кондратюка получила только через две недели.
На фоне документальных кадров идущих колонн ополченцев, боёв осенью-зимой 1941-42 гг. идёт рассказ о боевом пути Кондратюка и его гибели или «пропадании без вести» во время боёв в феврале 1942года на территории Кривцовского плацдарма Орловской обл.
Территория Кривцовского плацдарма. Ведущий говорит, что где-то здесь в конце февраля 1942 года и погиб Кондратюк, который официально считается пропавшим без вести.
Если удастся найти людей, переживших эти бои – разговор с ними о том, что творилось во время этих боёв. Братская могила 11 000 бойцов Красной армии, в которой, возможно и покоятся останки Кондратюка.
Документальные кадры боёв зимы 41-42 года и на их фоне начинается рассказ о странной «жизни после смерти» Кондратюка, про которого чего только не выдумали газетчики, вплоть до того, что Кондратюк ни кто иной, как сам Вернер фон Браун!


часть вторая
«Человек и Космос»

Документальные снимки Вернера фон Брауна – рассказ о его работе, рассказ о штурмбанфюрере СС, коменданте концлагеря в Пенемюнде документальные кадры запуска баллистических ракет Фау-2, кадры падения ракет ФАУ-2 на Лондон, упоминание о том, что, только на Лондон упало больше 1000 ракет ФАУ-2. Рассказ о том, как Вернер фон Браун попал в руки американцев, а Пенемюнде захватили советские войска, которым достались часть недостроенных ракет Фау-2 и некоторые из конструкторов фон Брауна.
Рассказ о том, почему некоторые журналисты сделали вывод о сотрудничестве Кондратюка с Вернером фон Брауном.
Документальные кадры работы советских конструкторов в первые годы после войны, первые советские испытания баллистических ракет и на их фоне рассказ о том, что книга Кондратюка была переиздана издательством «Оборонгиз» в 1947 году, что свидетельствует – никаких официальных сведений, о том, что Кондратюк сдался в плен и работал у фон Брауна – нет, что он не был захвачен в Пенемюнде и репрессирован – тоже нет, иначе издание его книги в те годы было бы невозможно!
Рассказ о том, что его книгой пользовался С.П.Королёв.
Рассказ о последнем письме Кондратюка (с демонстрацией фотокопии) отправленном им в феврале 42-го года своей гражданской жене в Новосибирск.
Возможно поиск существующих родственников (детей!)
Рассказ о запросе в ФРГ о военнопленном Кондратюке Юрии Васильевиче и официальный ответ оттуда, что он не был в фашистском плену.
На фоне советских и американских документальных кадров (очень коротко) о «космической гонке» в 50-70-ых годах между СССР и США рассказ о том, что американская программа полёта на Луну началась в 1959 году. И, при выборе траектории полёта, а от этого зависело и количество ракет, которые необходимо было посылать на орбиту и полезный вес, который в состоянии вывести на орбиту одна ракета типа Сатурн (1, 2 или 5) в результате долгих споров NASA принимает решение – полёт должен происходить в соответствие с теоретическими расчетами, приведёнными Кондратюком в своей книге. Это позволяло обойтись запуском только одной ракеты – правда, очень большой.
Упоминание о стоимости ракеты Сатурн 5 и о том, что и наши ракеты стоили не меньше!
В результате Вернер фон Браун вынужден конструировать космический корабль Аполлон с лунным посадочным модулем и ракету носитель Сатурн 5 в соответствие с расчётами Кондратюка!
Документальные кадры «лунной космической гонки» между СССР и США. Катастрофы ракет у американцев и у нас. Гибель американских астронавтов в корабле Аполлон 1 при испытаниях из-за пожара в разреженной кислородной атмосфере. Рассказ о том, что кислородная атмосфера, для облегчения веса космического корабля – тоже идея Кондратюка.
Рискованный старт (после предыдущей аварии) кораблей Аполлон 7, а затем 8 и 9 с экипажем и орбитой вокруг Земли и 10 с облётом Луны.
Документальные кадры старта ракеты Сатурн 5 с кораблём Аполлон 11. Рассказ о том, что сама ракета трёхступенчатая, но лунный разгонный блок является 4-ой ступенью, что и подсчитал ещё в 1916 году гимназист Саша Шаргей – Юрий Кондратюк.
Рассказ о том, что выход на орбиту вокруг Луны с использованием притяжения Луны (пертурбационный маневр) – идея высказанная Кондратюком. И что этот маневр может применяться не только для торможения, но и для разгона космических аппаратов (американские Вояджеры)
Кадры (с использованием компьютерной графики) объясняющие суть «Спирали Кондратюка» - разгон от Земли с расходованием минимального количества горючего и «Трассе Кондратюка» - схеме полётов на другие планеты с использованием орбитального и посадочных модулей.
Рассказ о том, что, если на Луну ещё можно было бы слетать, без использования «Трассы Кондратюка», хотя это очень сложно и дорого, то на Марс так лететь уже невозможно – схему полёта Кондратюка необходимо использовать обязательно! (с объяснением, учитывая существующие проекты)
Документальные кадры старта ракеты Сатурн 5 с космическим кораблём Аполлон 11 и посадки на Луну лунного модуля Аполлон 11. Первый шаг по поверхности другой планеты Нейла Армстронга. Закадровый рассказ о том, что идея космического скафандра и шлюзового отсека, для выхода в открытый космос тоже впервые высказана Шаргеем-Кондратюком.
Посадка на Землю спускаемого аппарата корабля Аполлон 11. Закадровый рассказ о том, что идея торможения космических кораблей путём торможения с помощью сопротивления земной атмосферы (без использования ракетного топлива) и требующаяся для этого термозащита и термоизоляция – всё это идеи Кондратюка.
Все рассказы иллюстрируются строками из книги Кондратюка – «Завоевание межпланетных пространств». Высказывается предположение, что неизданная рукопись Кондратюка, которую он постоянно возил с собой, могла уцелеть. Разговор на эту тему с работниками музея Кондратюка в Новосибирске.
Новосибирск. Опять документальные кадры визита Нейла Армстронга в Новосибирск.
Нейл Армстронг посещает дом, где жил Кондратюк и набирает около него горсть земли, чтобы высыпать её на месте старта космического корабля Аполлон 11.
Космодром на мысе Канаверал. Фотография или документальные кадры памятника Кондратюку на этом космодроме.
Кадры памятников и бюстов Кондратюку в Полтаве, ст. Октябрьской, Новосибирске. Здесь же кадры мемориальных досок на домах, где он жил или работал (в т.ч. и в СПб)
Монета и почтовая марка Украины, выпущенные к 100-летию со дня рождения Кондратюка.
Москва. Аллея космонавтов. Ведущий показывает ряд памятников на этой аллее и задаёт вопрос – почему здесь нет памятника Кондратюку?