Пещерная красота

Игорь Орловский
                Асфальт, сам город – самый крепкий ящик, в
                котором мы спрятали себя от природы, замуровали,
                потеряв понятие об истинных ценностях жизни.
                Т.Г. Назимков 

И вот пещеры…

Известный красноярский спелеолог, столбист и альпинист Леонид Тимофеевич Петренко написал “Путь крови”:

                Чёрное небо – скальный покров,
                Где никогда не бывает рассвета.
                Алая глина – пещерная кровь.
                В твой кровоток мы спустились, Планета.

                В этой крови тает жар наших свеч,
                Бархатно тени на стены вспорхнули.
                Тени остры, как отточенный меч,
                Как наконечник винтовочной пули.

                В пещерном бредём фантастическом сне,
                Где камни раздвинули складки тугие.
                Пейзаж неземной, словно мы на Луне,
                Безжизненно стелет ступени крутые.

                Видим Планету как врач – изнутри,
                И под поверхностью шара Земного
                Мы по колено в планетной крови, –
                Земные младенцы, познавшие Слово.

Бог – Поэт неба и земли – создал совершенный мир. Какова причина сотворения мира? Всесовершенный и Вседовольный ни в чём не нуждается. Значит, цель приведённого из небытия в бытие мира – не взять из него что-либо, а наоборот. Даровать ему, излить на него Свою Любовь. Подарить миру Самого Себя. Но человек этот самый прекрасный мир принялся разрушать. Все года и века и эпохи подряд мы, люди, только этим и занимаемся. Зачем? Может быть потому, что мир создан по образу Бога, а человечество так хочет от Него куда-нибудь спрятаться. И в результате “всякая плоть извратила свой путь на земле” [1]. И земля стала походить на свалку. А пещеры… Большинство из них распахнули перед человеком свои недра сравнительно недавно – после изобретения электрических  фонариков и всевозможного “железа” (устройств для спуска и подъёма по верёвкам). И там человек узрел мир, более близкий к идеальному, чем наш наземный. Мир, практически неискажённый нами – “дивно составленную песнь в похвалу всемогущей Силе” [2]. Для тех, кто умеет не только смотреть, но и видеть, нерукотворные подземные обители могут открыть окно в иной аспект бытия – бытия Божественного. Для тех, кто жаждет этого. “Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” – вещает апостол Павел [3].

Какова же идеальная пещера? Как можно её себе представить на основе элементов разных красивых подземных пустот?

Зеркальная гладь подземного водоёма. Чистейшая вода. Видны камни, покоящиеся на большой глубине. Живописные арки Озёрного грота услаждают взор, лаская глаз всевозможными формами подземной натёчности. Так, а это что впереди? Неужели реальность? Или сладчайшие грёзы, навеянные красивой сказкой для детей? Фонари путешественников “вырывают” из тьмы фантастически прекрасный остров. Весь, абсолютно весь, он покрыт чудесным садом неизреченной красоты. Несколько свисающих с потолка гигантских сталактитов соединяются с растущими на острове сталагмитами – получаются колонны – сталагнаты. Из центра грациозно взметаются вверх несколько скал, своей формой напоминающие разных животных. Притом все эти драконы, кони, медведи имеют “шерсть” – покров из кораллитов и геликтитов. Кораллиты – это каменные конкреции, похожие на кораллы. А геликтиты – вытянутые каменные “палочки”, растущие в совершенно произвольных направлениях, причудливо и произвольно изгибающиеся и ветвящиеся. Вспоминаются строки:

                Сегодня Мрак и Тишина
                В подземно-внеземном соборе
                Венчаются… Отражена
                Слеза небес в пещерном взоре…

Дивный сад из минералов… Он буквально цветёт: белоснежные, прозрачные, розовые, алые, голубые, малахитово-зелёные, коричневые, кофейные каменные конкреции блистают благодаря покрывающим их капелькам воды. Чего тут только нет! Невероятных размеров великолепнейшей красоты цветы с завёрнутыми лепестками лилии – антолиты. Словно выточенные из единого куска горного хрусталя, эти очаровательнейшие создания буквально гипнотизируют изяществом своих форм. Но их никто не вытачивал – они росли – так шла кристаллизация. А с какими чудесами можно сравнить филигранной работы прекрасные каменные “кустики” – кристалликтиты!? Геликтиты… их стволы, затейливо изгибающиеся и ветвящиеся, растут и поодиночке среди других форм каменной растительности, и целыми клумбами, рощицами. Они создают тот самый неповторимый, ни с чем не сравнимый сказочный настрой этого острова. Сталактиты и сталагмиты здесь имеют не готическую форму, как в большинстве пещер. Нет. Их сплошь покрывает тончайшее каменное кружево восточного стиля: кораллиты, геликтиты, шпоры. А на дне небольших ущелий в маленьких озерках покоятся пизолиты – подземный жемчуг (редчайший тип конкреций). Притом такого размера и чистоты, что никому за всю его спелеологическую практику ничего подобного не попадалось. Пизолиты – это иногда правильной, иногда неправильной формы кальцитовые шарики, имеющие точно такое же строение, как и обычный жемчуг – песчинку или маленький камешек посередине, на которые правильными тонкими слоями нарастает кальцит.

За очередным поворотом путника поджидает новый сюрприз – целая стена имеет кроваво-красный цвет по причине покрывающей её редкой глины. А по всей поверхности звёздами сияют маленькие кристаллы гипса. Сказка, не иначе! Ну разве можно где-нибудь на поверхности земли лицезреть такое дивное диво!?

А вот маленький водоёмчик, в котором имеются забереги – тончайшие кальцитовые корочки, вырастающие на поверхности воды. Они удерживаются силою поверхностного натяжения. Со временем забереги прирастают к берегу, обрастают снизу кристаллами из озера. Получается белоснежное кружево, словно шедевр искуснейших вышивальщиц.   

Уже несколько часов длится прогулка по этому прекрасному каменному саду. А пещера поёт, услаждая гостей чистейшими звуками капели. “Дзинь” – отзывается капля, разбиваясь о сталагмит. “Дзинь” – отвечает сталагмит, но уже своим тоном. “Дзинь” – вторит эхо. Получается капель, звучащая аккордами. Можно стоять на одном месте и слушать сей чудесный концерт подземных обителей, забывая о сне и усталости. И созерцать нерукотворные шедевры пещерного Эрмитажа. И вдыхать в себя аромат тайны.

Вдруг в одной сферической нише в скале спелеолог видит зрелище совершенно феерическое. Сверху свисают не слипающиеся в пучки тончайшие нитевидные кристаллы гипса и эпсомита [4]. Космами. Длиной до двух метров. В точности та самая паутинка из “Пикника на обочине” Стругацких, которая слабо так серебрится в углу, и то ли она есть, а то ли её и вовсе нет. И не заметить её вовремя – столь же гибельно. Правда – только для паутинки. Стоит быстрым шагом пройти мимо – и воздушная волна её снесёт. Неудивительно! – ведь эти каменные “волосы” имеют микронную толщину. Вдоволь налюбовавшись сим подземным чудом, очарованный пилигрим осторожно отходит в сторону и продолжает прогулку по волшебному саду каменных цветов.

Наконец, путник погружается в такое состояние, что красоты уже перестают восприниматься, а голова в буквальном смысле хмелеет от избытка созерцаемых чудес. И выходит на поляну – удивительно ровное большое пространство меж скал, украшенных такими типами конкреций, что уже очень сложно отнести их к какому-либо известному виду. Эти блистающие квинтэссенции прекраснейшего, “гении чистой красоты” создают разноцветный дворец с абсолютно фантастическим убранством. Элементы различных культур имеют место в этих нерукотворных украшениях, гармонично сочетаясь в единую композицию. Да, такое не смог бы представить даже самый гениальный художник в момент наивысшего вдохновения!

Но с радостью соседствует печаль…

Как вы думаете, какова проблема номер один современных спелеологов? О чём они говорят и пишут больше всего?

О том, как защитить пещеру от человека.

Печально, но факт – всё самое красивое мы, люди, очень быстро превращаем в дикий хаос из фантасмагорий сумасшедшего воина в приступе белой горячки…

И в заключение – другое стихотворение Леонида Петренко – “Уединение, молчание и тайна”:

                Уединение, Молчание и Тайна, –
                Вот каменные истины Пещер…
                Стада людей, мелькнувшие случайно,
                Где для искателя сомкнулись мерой мер
                Уединение, Молчание и Тайна,

                Вот каменные истины Пещер,
                Льёт отрешенье разума узор,
                Сюжет калейдоскопа, взрыв химер,
                Свобода мысли без железных шор –
                Вот каменные истины Пещер.

                Стада людей, мелькнувшие случайно,
                Возникший на мгновение бедлам…
                В копытах хрустнет, рассыпаясь, тайна.
                Её не отнесут к земным врачам
                Стада людей, мелькнувшие случайно.

                Где для искателя сомкнулись мерой мер
                Безумство камня над багровой глиной,
                Миры – иконы небывалых вер,
                Водой написанные странные картины,
                Что для искателя сомкнулись мерой мер.

                Уединение, Молчание и Тайна,
                Плывут веками в скальном океане…
                И всем, попавшим в Бездну не случайно,
                Мысль заостряют каменные грани,
                Уединение, Молчание и Тайна.

                Янв. – март 2001, 2007


[1] Быт. 6: 12.

[2] Так назвал созданный Богом мир свт. Григорий Нисский. Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 73.

[3] Рим. 1: 20.

[4] Гипс – водный сульфат кальция, эпсомит – водный сульфат магния.