Кто придумал радар

Татьяна Васина 3
Кто придумал радар?
Говорят, лень и любовь человечества к комфорту заставляет его совершенствовать науку и технику. Но, к нашему великому сожалению, войны убыстряют технический прогресс гораздо сильнее… Разрабатывают новые технологии и устройства в секретных лабораториях и конструкторских бюро, а потом долго разбираются – кто же был первым?!   
В 1946 г., выступая в Британском парламенте Уинстон Черчиль заявил, что «самое выдающееся достижение в военной технике за последние 50 лет и за годы II мировой – изобретение радара, и это достижение целиком и полностью завоевание Великобритании». И назвал дату рождения – 1939 г.               
Первыми обиделись американцы. Тогда же, в 1946, в журнале Look Э. Реймонд и Д. Хачертон (один из них до этого работал советником посольства в Москве) заявили: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как радар был изобретен в Англии». Наши скромно промолчали – соблюдали секретность. Немцы обиделись позже. Им тогда в силу исторических обстоятельств было не до научных приоритетов.
Попробуем разобраться сами, когда и кто изобрел радар.
В апреле 1904 г. Кристиан Хюльсмайер из Дюссельдорфа запатентовал свой телемобильскоп. Это было двухантенное устройство для обнаружения кораблей на большом расстоянии. Излученный прибором сигнал отражался от объекта, принимался обратно и соответствующим образом обрабатывался. В состав аппарата входили радиопередатчик, вращающиеся антенны направленного действия, радиоприемник со световым или звуковым индикатором, воспринимавший отраженные предметами волны.  18 мая 1904 года аппарат был впервые испытан на кельнском железнодорожном мосту (Hohenzollernbruecke), а 10 июня - в роттердамской гавани. Опознать в устройстве Хюльсмайера современный локатор трудно, но можно -  в нем уже присутствовали все его основные компоненты! Правда, работал он ненадежно, был громоздким и никому не был нужен, кроме ученых.
Для того чтобы телемобильскоп стал настоящим радаром, понадобилось 30 лет. Они понадобились для экспериментов, разработки необходимых теорий, технических идей и их реализации.  В 1924 г. в Англии Е. Эпплтон и М. Барнет, используя идеи К. Хюльсмайера и А.Попова, измерили так называемый слой Хевисайда. В 1925 г. этот слой измерили импульсным методом американцы Г. Брейт и М. Тьюв. Через 5 лет советские ученые Н. Мандельштам и Л. Папалекси разработали теорию радиоинтерференционного измерения расстояний.
Идея радиолокации буквально витала в воздухе. Оставался шаг до изобретения. Тем более и время приспело – скорости кораблей и особенно самолетов росли с каждым днем, а обнаруживали их чуть ли ни в момент открытия огня или бомболюков.
После окончания Московского энергоинститута Павла Кондратьевича Ощепкова призвали в армию. Судьбе угодно было, чтобы он попал в Псковский зенитно-артиллерийский полк.  В этом полку из Ощепкова со товарищи стали готовить командиров взводов зенитной артиллерии запаса. Творческая натура молодого инженера очень скоро выплеснулась наружу. Ощепков написал пособие по зенитной стрельбе, усовершенствовал ее алгоритм – стрелять начали быстрее. Вскоре он пришел к выводу, что новейшая акустическая аппаратура, которая еще не появилась в части, принадлежит к тупиковому направлению обнаружения самолетов. Звукоуловители позволяли обнаруживать самолеты на расстоянии 20-25 км., были неточными и сильно страдали от ветровых помех. П.К. Ощепков предложил использовать радиоволны. В 1933 г. командование полка помогло донести идеи П.К. Ощепкова до наркома обороны К.Е. Ворошилова и его заместителя по вооружениям М.Н. Тухачевского. В январе 1934 г. в Ленинградском физико-техническом институте состоялось совещание  с представителями Управления ПВО под председательством академика А.Ф. Иоффе. На нем  было принято решение о разработке аппаратуры для обнаружения самолетов на высотах до 10 км. и на дальности не менее 50 км. 10-11 июля 1934 г. состоялось успешное испытание новой системы радиообнаружения самолетов. П.К. Ощепков называл ее «электровизор». Вот это и был первый советский радар.
Ощепков, конечно, был не одинок. Тем более что проблем с радио -, электро - видением было много. Использовать радиоволны для точного наведения на цель хотели артиллеристы. Этим в Главном  Артиллерийском управлении рабоче-крестьянской Красной Армии (ГАУ РККА) занимался кадровый военный инженер Лобанов М.М. Он же занимался различными опытами в области обнаружения кораблей. Принимал участие в 1934 г. в экспериментах по тепловидению. Но альтернативы радиолокации не было.
В Германии тоже не спали. Летом 1933 г. начались работы над корабельным радаром. А в октябре 1934 г. был готов опытный экземпляр. Радиус действия, правда, подкачал, всего 12 км., но все-таки это была действующая радиолокационная станция. По другим сведениям первый корабельный радар немцы установили в 1936 г., на броненосец «Адмирал граф Шпее».
Радиолокаторы использовались во II мировой войне большей частью государств, участвовавших в боевых действиях. Недооценка радиолокационных средств обнаружения стоила американцам потери тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе – их РЛС работала только в ночное время, но утром 7 декабря 1941 г. у них был шанс спасти сотни, а может быть и тысячи жизней. Машина, забиравшая со станции операторов, опоздала на несколько минут и они видели засечку на экране, но не стали поднимать тревогу, ведь их дежурство закончилось, кроме того ждали группу самолетов с материка... 
Особенно интенсивно радары использовались Великобританией и Германией. Между этими странами произошла настоящая радиоэлектронная битва. И победу одержала Великобритания. Английские радары, работавшие в сантиметровом диапазоне радиоволн, оказались лучшими, а приемы борьбы более изощренными. Во время бегства из Дюнкерка в июне 1940 г. англичане бросили свои радары. Немцы радостно посмеялись над техникой «томми», выбросив хлам на свалку. А летом 1943 г. авиация союзников за 4 ночных налета уничтожила  три четверти Гамбурга благодаря бортовым локаторам, сканирующим местность под самолетом. Точность авиаударов была поразительной. Немцы были удивлены до жути, когда обнаружили на сбитых английских бомбардировщиках локаторы нового типа, работавшие в сантиметровом диапазоне, а немецкие радары по-прежнему работали в метровом, как и в 40-м году!
Знаменитый морской бой между английской и немецкой эскадрами мая 1941 г., закончившийся потоплением самого мощного в то время немецкого линкора «Бисмарк» так же не обошелся без радиолокаторов – англичане вовремя засекли этого морского мастодонта с кораблями сопровождения и вывели на него свою авианосную группу.
К концу II мировой войны использование радаров стало неотъемлемой частью военных действий всех действующих армий и флотов. Успешнее всего их использовали  англичане, но изобрели радар все-таки в Советском Союзе…