Кваренги, - российский архитектор

Юрий Прокуратов
Кваренги, Джакомо (1744, Бергамо — 1817, Санкт-Петербург), Кваренги был лично знаком с Леду.. Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества.

* * *

Как только я поступил к этим господам, их редкие и малоздравые рассуждения вселили в меня подозрение, что они сошли с верного пути архитектуры и что мне, дабы достигнуть имени среди знающих, следовало переменить направление...

Провидению угодно было, чтобы в руки мои попал случайно Палладио в одном из лучших изданий. Вы никогда не поверите, какое впечатление произвела на меня эта книга; и тогда я убедился, что имел полное основание опасаться, что я получил плохое направление.

У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, и чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека.

При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какие-либо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю.

Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность.

Я слишком хорошо знаю свои недостатки, чтобы считать этот проект шедевром... здравый смысл и расудок не должны покорно подчиняться существующим правилам и примерам, рабское следование одной теории и заветам великих мастеров без внимания к месту, обстоятельствам и обычаям страны – может привести архитектора к созданию лишь посредственных произведений.

Ее величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу...

Несмотря на всю доброту его величества ко мне, все его окружение думает иначе... Надо быть готовым ко всяким неприятностям со стороны всяких возвысившихся людей.

Его постройки так хороши, что лучших и быть не может. (Екатерина II)

Кварнеги, Джакомо - "архитектор, столь непохожий на других, полуживописец, полузjдчий, полуархеолог, - не то фанатик, не то маньяк" ( И. Грабарь)

* * *
Материал взят из статьи "Архитектура и революция" размещенного на
сайте http://www.konstr.narod.ru