Поль Сезанн

Улексия Миссосупова
   «Меня всегда влекли к себе небо и безграничность природы... Я вдыхаю девственную чистоту Вселенной. Меня мучит острое ощущение оттенков. Я и мое полотно — мы одно целое. Я прихожу на мотив и теряюсь в нем. Солнце мягко пронизывает меня, словно далекий друг, который подогревает мою разнеженность, оплодотворяет ее. Мы даем всходы». Поль Сезанн
«Как он этого достиг? — писал Ренуар. — Стоит Сезанну нанести несколько мазков на полотно, и оно становится прекрасным. Какое незабываемое зрелище этот Сезанн за мольбертом, острым взглядом всматривающийся в пейзаж, сосредоточенно, внимательно и вместе с тем благоговейно».

Paul Cezanne — французский художник, яркий представитель постимпрессионизма,19 января 1839 года - 22 октября 1906 года.
Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в Экс-ан-Прованс, небольшом городке на юге Франции, в 15 милях к северу от Марселя. Отец будущего художника, Луи-Огюст Сезанн ,занимался производством и продажей фетровых шляп, а в 1848 году стал совладельцем единственного в городе банка. С матерью Поля, Элизабет Обер, он обвенчался лишь в 1844 году, когда маленькому Полю исполнилось пять лет. У Поля были две сестры - Мари (родилась в 1841 году) и Роза (родилась в 1854 году).
Поль Сезанн - с самого начала пути был трудоголиком в живописи. Отец смотрел скептически на его увлечение, но не протестовал, однако все изменилось, когда Поль оставил юридический факультет университета и посвятил себя живописи. Он стал изгоем в семье, однако отец все же назначил ему небольшое содержание, и художник отправился в Париж изучать живопись. Он был довольно нелюдимым и мрачным, «отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники. Но все же он общался с художниками и познакомился с Клодом Моне и другими импрессионистами. Камиль Писарро разглядел незаурядный талант молодого человека. Поддержал его и друг детства Эмиль Золя. Однако на некоторое время Сезанн бросил живопись и перебрался в родной Экс, чтобы заниматься банковским делом в конторе своего отца.Но вскоре он вновь вернулся к занятиям живописью в Париже. Постепенно Сезанн разработал свою технику, отличную от импрессионистов, его в большей степени интересовала пластика форм и объемов, чем течение воздуха. Исследования показывают, что его колорит составлен на основе смешения очень многих тонов его любимых цветов. В целом он использовал шесть красных, пять желтых, три зеленых и три синих различных пигмента. Их неповторимое сочетание под рукой Поля Сезанна рождало именно его живопись —наполненную ароматом сухих сосен, теплом раскаленного камня и стрекотом цикад.
Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции (автопортрет, 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1888-1890, - все в ГМИИ, Москва).
В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Анри Перрюшо так описывает работу Сезанна над пейзажами: «Недели, месяцы пишет он полотно за полотном, силясь скомпоновать все эти элементы, слить их в одно органическое целое, передать их красоту с той правдой действительности, которая и делает картину совершенной. Как далек он теперь от импрессионизма! Строгость, скупость, текучая музыка объемов, красочных форм и плоскостей, постепенно отступающих в глубину, отличают его полотна. Сезанн вырывает предметы из потока времени, чтобы вернуть их вечности. Мир застыл. Ни дуновения. Вода и листва будто спят каменным сном. Вокруг ни следа человеческой жизни. Тишина. Несказанность...»
Санкт-Виктория Поля Сезанна
Улекса фон Лу
Белой горы золотисто свечение,
В небе лазурном - покой торжества,
Кроны деревьев в волненьи -кружении,
свеж ветер теплый, бежит по горам.

Маленький домик в саду утопает и
будто окошко и дверца в горе,
А Санкт-Виктория, светлая празднично,
Чуть затянула дороги ремень.

Сад у подножья горы машет крыльями,
плоскости зелени ярки, чисты.
и лик природы возвышен черт силою
с легким весельем расцвета долин.

Как оберег и Большая Медведица
Здесь Санкт-Виктория гордо лежит,
Любят ее люди, им в душах верится -
Небо она просит, небо простит.

"В этой картине нет черного цвета и густых, пастозно положенных красок, отличавших работы художника раннего периода. Рассеянный солнечный свет, совсем непохожий на контрастное освещение родного Сезанну юга, передан отношениями светлых тонов земли и голубого неба. Мотив холма, закрывающего далекий обзор, мог быт напомнить Писсарро так же, как и сам изображенный дом, но Сезанн, когда работал на натуре, чувствовал себя наедине с природой, и у него совершенно отсутствует тот дух человеческого жилья и уюта, которому был верен в сельских пейзажах Писсарро..." Анри Перюшшо.
Ядовит колорит,
стены дома обшарпаны,
будто камень болит,
души сгубленной жалко ему...
Ветвей тополя взмах -
небо руки природы
молят,чтоб ушел страх
и души той невзгоды.
Зеленеющий холм
облака подпирает,
новых волн жизни челн,
прошлое замирает.
Остается лишь грусть
о загубленной жизни.
Зелень, золото,пустошь.
Колокол прошлой тризны.
(Поль Сезанн. "Дом повешенного".)
 
В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Натюрморт с драпировкой
Улекса фон Лу
Глубокие тени и яблок свеченье,
Цвет белый - в салфетках, кувшине с цветком...
И россыпи яблок - как символ ученья,
в них скрытая сила свернулась клубком.

А зелень на ткани - весома, объемна,
Листва яблонь выглядит сочной, живой,
Кувшин переполнен вибрацией формы,
Цветок заалел выпуклым лепестком.

Зеленый листок - сердце дерева, орден,
пластично течение красок в объем.
Живой натюрморт, жизнь сочится и бродит
Оттенками белого - взмахи крылом.

Картина - "Натюрморт с драпировкой" Поль Сезанн.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.).
Cегодня Сезанн продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа. В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога. А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (1893—1894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Стоимость этой картины в момент последней продажи в 1999 году составила 60,5 миллиона долларов США! Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант. Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами).
Ольга Козлова:"Его наследие составили 800 с лишним картин, около 350 акварелей, где живопись перестает иллюстрировать действительность: она сама ею становится. Ведь картиной Сезанна можно любоваться, как драгоценностью, забывая, что на ней нарисовано. Как это происходит? Почему, присмотревшись к видам горы Сент-Виктуар, можно увидеть, как сетка мазков, лепящих форму, уже живет своей жизнью, сама по себе, вне сюжета, а зритель как завороженный следит за этой живой поверхностью?"

Используемые материалы:
http://smallbay.ru/cezanne.html
http://www.liveinternet.ru/users/bonapart_ps/post44796957/
http://impressionnisme.narod.ru/SEZANNE/biograph_sezanne.htm