Спаситель. Быль. Катастрофы

Люба Рубик
            Участники этой истории- мой сын, мой родной дядя с женою.

  Их было трое. Они долго стояли у вагона, прощаясь. Жали друг другу руки, обнимались и целовались. Он желал им счастливого пути, а они всё не хотели заходить в вагон.

- Оль, ну ты иди в купе, там ведь вещи без присмотра, -  в который раз Семён Иванович посылал Ольгу Константиновну в вагон. - А я еще постою с Сашей.
Маленькая, полная, как кубышка, вся беленькая и кудрявенькая, как одуванчик, жена этого большого и полного мужчины никак не хотела расставаться с гостеприимным и улыбчивым парнем.

- Да я тоже хочу подышать свежим воздухом, в купе так душно, - нашла она новый аргумент. Но суровый муж настоял на своём, подсадил её на высокие ступеньки и словно девчонку, слегка шлёпнул по мягкому месту.
- Вот коза, ты дывысь, мужа не слухаеться… Я шо сказав?!. Иды! Мы тут побалакаемо!
А она всё стояла на ступеньках, смотрела на Сашу и в глазах её плескались ласковые слёзы нежности.
- Сашенька, ну, дай я тебя ще разочек поцилую и тоди пиду у вагон! - И протянула парню свои малюсенькие пальчики.
- Ой, теть Оль! Упадёте! – запрыгнул он на ступеньку и обнял мягонькую тётушку, расцеловал.  И всё красиво и белозубо ей улыбался, приглашая в гости еще и еще раз.

- Пассажирский поезд номер 211 Новосибирск - Адлер отправляется с третьего пути.
Провожающих просим покинуть вагоны. Отъезжающим счастливого пути!

   Дядя и племянник  снова и снова жали друг другу руки, благодарили, целовались, долго стояли обнявшись, пока мимо не поплыли вагоны. Дядя грузно шагнул сразу на вторую ступеньку и замахал рукою Саше. Тётя Оля тоже- она так и осталась в тамбуре.  Саша шёл у вагона, махал им рукою, что-то говорил. Наконец, поезд набрал скорость и он быстренько засеменил по ступенькам виадука к машине. «Ну, слава Богу, проводил! Фух!» -перевел он дух и поехал на своём «Москвиче» домой.

   Тем временем его дядя и тётя в купе переоделись в трико, разместили на столике  ложки, кружки, салфетки и газеты. Развесили свои полотенца и одежду. Сидели в ожидании проводника - надо было получить постельное бельё. Проводник находился в конце вагона, собирая билеты. Наконец, пришёл и к ним.
- Ваши билетики? Куда едем?
- В Ростов- батюшку, - роясь в карманах, ответил Семен Иванович.- Оля, ты не знаешь, куда я билеты задевал?
- Ой, не бачила, не знаю, - виновато ответила она. - Може в чемодане.
- Да не, я вроде в карман пиджака их клав… Ну, дывысь у чемодани, шо-то в карманах их нема.
   Проводник терпеливо ждал результатов поиска, но они ничем не увенчались.
- Как же так, без билетов? Без билетов нельзя! – строго сказал он.- Ладно, вы пока ищите, а я дальше пойду. – И прошёл в соседнее купе.
   Сколько ни искали супруги билеты, а их нигде не было.
- Что же делать? Куда они могли деться?- сокрушался Семен Иванович.
- Ну, что нашли? – подошёл к ним проводник.
- Да нет…- растерянно пробормотал пассажир. – Нигде нет, вот оказия-то… Я же точно помню, что положил их в кармашек пиджака.
- Понятно…- многозначительно протянул проводник. – Но без билетов я вас не имею права везти.
- Может, мы заплатим вам стоимость билетов?- предложил расстроенный ветеран войны.
- Что вы? Какая плата? У меня в купе сидит контролёр и бригадир поезда…
- Ну, мы заплатим больше стоимости- канючил Семен Иванович.
- Нет, нет, что вы! Не положено!
- Что же нам возвращаться за билетами, что ли? Может, на другой станции купим новые?
- Другая станция будет через два часа, и там поезд стоит полторы минуты, вы не успеете.
Да и почему вы эти два часа должны ехать бесплатно? Меня же премии лишат, вы это понимаете?
  В это время подошли бригадир поезда и главный контролер. Начался торг. Но вердикт был один- собирайте вещи и на следующей станции выходите!
    Пожилой паре ничего не оставалось делать, как собраться и выйти из вагона. Им даже помогли.

   Расстроенные неудачники поплелись на вокзал какого-то полустанка, долго ждали электричку, затем более двух часов добирались до Кургана. На вокзале пришлось брать такси, чтобы доехать до племянника. Таксист запросил неимоверную цену, пришлось соглашаться, так как пустынная вечерняя улица ничего другого им предложить не могла. Подъехали, а у племянника дома никого не оказалось. Сердитые, голодные и злые супруги разругались. Тетя плакала, так как супруг, как всегда,  во всем обвинил её. От расстройства у неё поднялось давление. Лекарства пришлось долго искать, ибо в поисках билетов они перерыли все вещи и перепутали их места.

   Наконец, поздней ночью явились хозяева квартиры, под дверью которых расположились на чемоданах гости. Они очень удивились, что те вернулись. Саша был при майорских погонах, молодой, красивый, улыбчивый, гладко выбрит. Но при виде вернувшихся гостей сник, сразу начал обследовать свои карманы и кармашки и в одном из них обнаружил пропавшие билеты…

  Нельзя передать смущение  и неловкость виноватого молодого человека, его извинения, но гости приняли всё это недовольно ворча.

   По сути, дядя Сеня приходился им дедом, так как был братом Сашиной покойной бабушки Евдокии Ивановны. Но он называл их по имени и отчеству, чтобы не подчёркивать  преклонный возраст званием деда и бабули. Брат с женою гостил у сестёр и племянников в Караганде, и как всегда, по возвращению заехал к гостеприимному внуку в Курган. Собственно, они там и не гостили вовсе, как положено  и как ранее, а  были на годовщине памяти старшей сестры, тоже Евдокии Ивановны- у них в семье было три родных сестры Евдокии. По церковному календарю все родились в разные годы, но в один месяц -  в марте в аккурат на Евдокию, и их поп окрестил Евдокиями.  Умерла сестра полгода назад. Помянули, поехали до Кургана. И вот такая неприятная история…

   После позднего обильного ужина, на котором Семен Иванович хорошенько отчитал внука за забывчивость, им всем плохо спалось. А утром Саша отвёз их на вокзал и сам лично в руки вручил билеты проводнику. Прощание было более чем холодным. Дядя был сердит до самого Ростова и всё недовольство старался перекинуть на жену. Она расстраивалась и оправдывалась. Но вскоре супруг успокоился. Только очень удивился, что их везли по незнакомой ветке мимо Уфы, ведь он хотел заехать в Уфу к племяннице, Сашиной матери,
А скорый поезд проскочил далеко мимо. Ну, ладно, значит, не судьба. В другой раз.

Старичок и в Ростове возмущался, рассказывая дочерям причину опоздания на юбилей :

- Ну, надо же, такой молодой, бравый офицер и такая дурная память-билеты он в кармане, видишь ли, забыл… Заставил нас жариться на такой жаре, переться на такси за бешеные деньги, чтобы потом 2 часа сидеть под его дверьми… Ну, и молодёжь пошла!.. – ворчал он до тех пор, пока не услышал в «Новостях» известие о небывалой катастрофе под Уфой.

   Что-что, а новости Семен Иванович никогда не пропускал, а тут приморился на июньской жаре и проспал самую главную, не вник со сна и пошёл дальше похрапывать. Ну, катастрофа, ну и что?  А потом его просто как кто с постели подбросил- 211, Новосибирск- Адлер и 212 – Адлер Новосибирск взорвались под Улу-Теляком, в 120 км от Уфы… Именно в ночь с третьего на четвёртое июля, именно из того поезда, из которого их так позорно высадили, как безбилетных зайцев…

   Ростовцы жадно слушали подробности той страшной катастрофы, от которой на голове шевелились волосы и мороз пробегал по всему телу.

- Эта катастрофа остается самой крупной в мире, произошедшей на сухопутном транспорте.  Напомним, что в ночь с 3 на 4 июня на 1710-м километре перегона Улу-Теляк – Аша произошел взрыв из-за утечки газа на магистрали Западная сибирь – Урал – Поволжье. Авария произошла в тот момент, когда рядом проезжали два пассажирских поезда: 211-й и 212-й, один возвращался с черноморского курорта Адлер в Новосибирск, другой ехал из Сибири на Черное море. – вещало радио  всего мира на всех волнах.

- Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь—Урал—Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600 - вещало  телевидение всего мира на всех каналах. Об этом же писали и все газеты и журналы.

    - Боже, какое счастье, что нас высадили из этого поезда и мы остались живы!- обнявшись, как никогда, в слезах радости целовали друг друга в миг помирившиеся супруги.

Жутко, невозможно жутко и страшно было смотреть на искорёженные вагоны, горевший  на 10 км лес, тем более на раскинутые вокруг фрагменты человеческих тел. Санитарных машин и просто машин собралась масса. Пожарники с вертолётов тушили леса, медики и добровольцы носили и возили пострадавших.

Тысячи и тысячи людей откликнулись на эту беду, а несчётное количество верующих всего мира лавиной кинулись в храмы, чтобы поставить свечи во здравие раненых и за упокой погибших.

В храм пошли и Семен Иванович с Ольгой Константиновной. Помолились о здоровье больных, со слезами на глазах поставили свечи о усопших. А ещё по свечке поставили во здравие своего спасителя Саши.

И нет смысла описывать звонки в Курган из Ростова, чтобы передать все эмоции благодарности Саше за забывчивость. Ведь они могли быть там сгоревшими или искалеченными инвалидами, пережившими небывалую в мире катастрофу. А Саша своей забывчивостью спас их.

- Спаситель ты наш! – наперебой кричали они благодарности Саше в телефонную трубку.
                * * *
С печалью извещаю читателям, что мой дядя Сеня пережил своего спасителя, моего сына Сашу, почти на 14 лет: Саша умер 1.04.2000 г.  в 38 лет, а спасённый им дед умер на 95-ом году жизни - в январе 2014г., а тётя Оля скончалась на 5 лет раньше мужа.

             Вечная вам память, мои дорогие родные...
               

                Послесловие

Так что, ничего в этом мире нет случайного. Что с нами происходит, наверное, так и должно быть – не надо сердиться, если опоздали на какой-то вид транспорта: возможно, вас ангел уберёг от какой-то беды, как однажды меня.

   ...Я очень спешила собрать детей в школу на утренник. Бежала на автобусную остановку не глядя на дорогу- успеть бы вот хотя б на этот ПАЗик, тогда доеду вовремя. Мой переполненный автобус ушёл из-под самого носа, а в ПАЗик невозможно было протиснуться. Хотя можно было, но шофёр быстро закрыл дверь, чуть не прищемив мне голову. Я яростно застучала кулаком по двери, показывая водителю на часы- мол, возьми, я же опаздываю! Но ПАЗик лишь обдал меня клубами газа и укатил. Около получаса я нервно топталась на остановке, замёрзла от пронизывающего ветра. Явно опоздала. Дети волнуются,  утренник начнётся без них…

   Наконец, подъехал переполненный автобус. Еле втиснулась и была этому так рада! Но моя радость вскоре сменилась ужасом увиденной картины: тот ПАЗик, в который я так яростно спешила, весь измятый и красный от крови был перевёрнут далеко за ж.д. переездом. Изогнутые при торможении рельсы вздыбились бубликами.  Мы выскочили из автобуса, кинулись помогать извлекать из искорёженной машины раненых.  Ни одного целого пассажира!... Все инвалиды без рук, без ног, без голов… Шедший на большой скорости толкач на переезде буквально подмял под себя маленький автобусик и тащил его, кувыркая, метров 50, пока не остановился…

  Через несколько дней весь город пришёл проводить в последний путь жертв этой катастрофы. Закрытые 11 гробов. Рёв родственников. Плач толпы. Чёрные ленты. Венки...

   С того жуткого случая я стала спокойно переносить неудачи и опоздания в автобусы, трамваи. Как бы ни спешила... Значит, так надо...

                17.01.2011 г. Башкирия.

На снимке: памятник жертвам катастрофы на месте катастрофы.