Бабушка Марта

Наши Друзья
Татьяна Коваленко

Мартовскому Зайцу порядком надоело общество Чеширского Кота. Захотелось домой, в детство, к маминым колыбельным и бабушкиным пирогам. Неожиданно голова закружилась, и ему вдруг привиделось…

Представьте себе глухую заброшенную деревеньку. По обычаю в центре деревни, на пересечении двух главных (и единственных) улиц, находится колодец. Вода из него, впрочем, давно ушла. Рядом, на низенькой скамейке, сидит, задумавшись, древняя старушка. На расстоянии многих миль вокруг – ни души… Бабушка Марта с грустью вспоминает молодость. Сейчас в деревнях жителей почти не осталось: все они подались в город, и праздновать приход Весны некому. Нет, конечно, в городах проходят всеобщие мартовские гуляния, и все веселятся. Но в старину именно в деревнях праздновали начало Весны с истинным размахом.
Старшая внучка бабушки Марты, которая живёт в Германии, рассказывала о тамошнем празднике Весны так. День богини Остары (День Госпожи) приходится на Весеннее Равноденствие, когда заканчивается Зима и начинается Весна. Древние кельты и германцы в этот день праздновали начало земледельческого сезона и почитали Остару как богиню плодородия. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами - символами новой жизни. Обычай выпускать птиц из клетки и тем самым приветствовать Богиню сохранился до сих пор. В этот день все радуются возвращению перелетных птиц – вестников настоящей Весны, а также празднуют первый приплод у овец. Остара - одна из самых «старых» богинь: ей поклонялись еще во втором тысячелетии до нашей эры!
Средняя внучка, своенравная непоседа, окончила Московский университет. Она часто вспоминала веселую Масленицу. В этот праздник целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для русских - как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А Масленица издавна называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо. В древности этот праздник был связан с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Для славян она долгое время была еще и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они напоминали солнце, которое все ярче разгоралось с каждым днём, удлиняя их. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год - таким он и будет. Потому и не скупились наши предки на щедрое застолье и безудержное веселье. Они называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим. Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, шумные пирушки. Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки. В последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье – сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все навещают родственников и друзей, обмениваются поцелуями, поклонами и просят прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.
Младшая же внучка, самая любимая, вышла замуж и уехала в Персию. В письмах рассказывала о тамошних обычаях. На день весеннего равноденствия приходится НАВРУЗ - восточный Новый год. Он возник в доисламские времена как праздник весны. Старинные предания гласят, что его утвердил мифический царь Джамшид, который зажег первый новогодний костер. Во времена глубокой древности жители Междуречья собирались на Навруз в храмах огня. Праздник продолжался 13 дней и завершался выходом в поле. Упавшие на участников церемонии солнечные лучи считаются знаком счастья и благополучия в течение предстоящего года. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «Среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу - через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и прыгать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. В ночь перед Новым годом садятся за стол, на который ставят новую посуду. На праздничном ковре расставляют хафсин – семь предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син»: яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту и плоды лоха. Эта пища символизирует плодородие и плодотворность, а также служит своеобразным приношением Солнцу.
Из всех зарубежных праздников главным Бабушка Марта считала французский праздник бабушек, который приходится на первое воскресенье марта. В этот день всем бабушкам и вообще женщинам старше 55 лет оказывается необыкновенный почет и уважение. Добрые французские бабушки, редко напоминающие старушек, принарядившись, в этот день пьют ликер, едят миндальные пирожные и, понятное дело, получают подарки. Год от года французские бабушки становятся все моложе, и многие из них продолжают активно работать. Видимо, поэтому их праздник приходится на воскресенье. Хотя большинство из них видят своих внуков достаточно часто, они с нетерпением ждут «бабушкиного дня», когда все их дети и внуки собираются вместе. Бабушек в этот день ожидают от них цветы и подарки.
Бабушка Марта вздохнула. Внучки жили далеко, и поздравить любимую бабулю с ее «профессиональным» праздником им было трудно.

Мартовский Заяц пожалел одинокую старушку. Он вдруг понял, что полюбил эту бабушку, как родную!!! И бросив все, отправился в путь…

Самым правильным весенним праздником бабушка Марта все же считала свой - болгарский. Первый день весны болгары отмечают традиционным фестивалем в честь Бабы Марты – символической героини праздника солнца и уходящей зимы. Дети перед восходом солнца три раза оббегают вокруг дома, выкрикивая: «Уходите, змеи и ящерицы - бабушка Марта идет!». Рано утром женщины выносят во двор красные платки, одежду и развешивают, чтобы «бабушка Марта рассмеялась». Мифологическая старушка отличается переменчивым, как погода в этом месяце, настроением, поэтому принято ее «задабривать»: преподносить друг другу «мартеницы» - амулеты и сувениры из красно-белой шерсти, изображающие мальчика Pizho (Пичо) и девочку Penda (Пенда). Красный цвет считается изгоняющим злых духов, белый - долголетием и благополучием. До конца марта местные жители не расстаются со своими мартеницами, а добрые хозяева украшают куклами домашний очаг и плодовые деревья. С месяцем правления Бабы Марты связано множество поверий. Например, при виде зацветающей ветви необходимо привязать к ней свой мартовский талисман и загадать желание. Пролетающему аисту говорят: «Purvo shtastie za men!» (Первое счастье для меня) и верят в принесенную им удачу. Влюбленные первого марта договариваются о дне месяца, в который погода предскажет им отношения в будущем году.

Когда окончательно стемнело, бабушка Марта вздохнула и медленно направилась к опустевшему дому. А там… ее ждал настоящий праздник! Жарко натопленная печь, горячий самовар, целый стол разнообразной выпечки и Мартовский Заяц, разливающий  ароматный чай по фарфоровым чашкам! Бабушка так растрогалась, что даже пустила слезу… Давно она не была так счастлива! А вместе с ней радовался и Заяц.
Немного успокоившись и хорошенько подкрепившись (Мартовский Заяц постарался не на шутку!), бабушка Марта спросила:
- Ну, тезка, чем ты меня еще удивишь?
- А подарю я тебе, бабушка, книгу со сказками и легендами и даже почитаю вслух!

Интересной оказалась книга. С удовольствием слушала бабушка. Больше всего ей запомнилась самая последняя легенда:
Одна женщина по имени Марта потеряла корову и отправилась ее искать. Ушла в лес и заблудилась. Наступила зима, выпал снег. Марта так и не вернулась. А по весне люди увидели в лесу ледяную глыбу в виде женской фигуры. Но не успели ничего рассмотреть. Горячее солнышко растопило ее своими лучами, и она превратилась в живительный источник. Вода в нем была чистой, как слеза, и обладала целебными свойствами. С тех пор праздник Бабушки Марты – неотъемлемая часть народной болгарской культуры и являет собой пеструю радостную весеннюю сказку.