Чтобы не было стыдно

Юрий Казаков
           Видел я в Москве в метро молодых людей и не очень, которые сидя, и даже стоя, одной рукой держась за поручень, а другой рукой держали "электронную книгу" и читали её. Точнее сказать - в руках у них было электронное устройство для чтения "электронных книг". Я так понял, что "электронная книга" - это оцифрованная информация - текст, рисунки, формулы, которые вставлены в специальную программу. Эту "электронную книгу" можно листать, делать на ней пометки. А так называемые "читалки" - это устройства для чтения. Это может быть и компьютер, и мобильник, и планшет с экраном. Вот эти читалки я и видел. В чём-то эти "e-буки" явно удобнее обычных-привычных бумажных книг. Их легче цитировать, нужное место в них быстрей находится, любая работа с текстом - эффективнее. Но! Есть и явные неудобства - дорогие они, устройства эти. Экран всегда должен светится, а значит - глаза устают ощутимо сильней. Но рассказать то я хотел не об этом...

        Заходил в одну из библиотек Москвы. Разговаривал с читателями-школьниками. Условия для них в библиотеке созданы неплохие - и компьютерный зал, где 1 час ежедневно можно пользоваться Интернетом бесплатно (за счёт префектуры). Есть телевизор, стол для бильярда, цветы кругом, на стенах картины. Дети общаются там уверенно и не скованы. Всем пользуются. Им там комфортно. Но!

        В эту библиотеку заходил в самом начале октября 2010 года, в день, когда  отмечался 115 летний юбилей Сергея Есенина. Никто из присутствующих школьников "с ходу" не смог вспомнить ни одного стихотворения поэта, ни одной песни на его стихи, не говоря уж о том, чтобы прочесть Есенина наизусть. Хотя то, что Сергей Есенин, это поэт, которого изучают в школе - это ещё знают.

        Я попросил одного мальчика сфотографировать, как я с ними общаюсь в библиотеке. Дал ему свой фотоаппарат. Как пользоваться фотоаппаратом - объяснять не стал. Фотографии у него получились классные!

        Значит умеют и знают... Грамотные. Хорошие, нормальные ребята. Ведут себя культурно, вежливо, общаться умеют и с равными себе, и со старшими, и с совсем маленькими ребятишками. Но!

       Последствия-то внедрения массовой поп-культуры очевидны. Сознание детей и их желания направлены определённым образом. Посмотрел, что они читают по контрольным листкам на книгах, размещённых в зале "ФАНТАСТИКА". Стругацких ещё смотрят, читают и Кира Булычёва и других достойных авторов, но наиболее востребованы книжки с устрашающими обложками и ещё более страшным содержанием таких авторов, как Алексей Лютый, пишущим в странном жанре "юмористическая фантастика". Вот такие его книжки - "Рабин Гут", "На крестины в Палестину"; "Х-АСЕНИЗАТОРЫ: ЗАПРЕЩЁННЫЙ УГАР", "12 подвигов Рабин Гута".

        Вот такой ещё автор активно читается: Андрей Ливадный: "Колония" - но это всё ещё самое безвредное из числа прочих, более читаемых книг. Но читают и Сергея Лукьяненко, и Петра Северцева. Видел книги автора Гай Юлий Орловский.

       Те, кто работает в библиотеках, те то точно знают, что читают наши дети. А вот знаете ли об этом Вы, их родители? А знаете ли Вы интересы своих 10-13 летних детей? Что они хотят, о чём мечтают, какие проблемы обсуждают между собой?

       Было бы полезно это узнать и подумать - а как им помочь, чтобы они жили так, чтобы нашему поколению не стало бы стыдно, что мы могли бы, но не сделали для своих детей.

                **********************************************
                Рецензии

     Юра, очень хорошая статья могла бы получиться из этого материала. Мыслей много нужных, верных и наблюдений. Очень приятно было читать. Спасибо. С уважением,
                Арина Феева   19.01.2011 10:18   •   

     Здравствуй, Ария, рад, что зашла, вот посмотри, какие у меня ещё идеи возникают насчёт библиотек.

                Д о б а в л е н и я

      В библиотеках можно хранить и систематизировать не только книги, но и CD и DVD диски и другие электронный накопители информации. Выдавать их напрокат, делать копии, и т. и т.п. Как фильмы, так и справочники, клипы, ну и всё, что будет востребовано. Уже сейчас библиотеки могли бы оцифровывать все те фонды, которые есть в бумажном виде. Государство просто обязано оплачивать эту работу, иначе за это возмётся кто-то другой. Кто владеет информацией - тот и будет править. Те, кто сможет оцифровать, те и станут во главе аппарата управления. Именно библиотечная система должна иметь самые мощные сервера и штат из наиболее квалифицированных программистов. Это ЗНАНИЕ обо всём...
 У них, там, за бугром - Википедия... Это очень мощный ресурс, но его легко перекрыть... А у нас? Что есть у нас? А про воспитание вот я что хочу ещё добавить:
 "Дети, их надо воспитывать. И воспитывать их должна не только семья… Воспитывать должна школа и улица! Но школа воспитывает особенно плохо, совсем не воспитывает… Воспитывает в основном улица! Следовательно, надо воспитывать улицу. Некоторые страны так и делают…"
                Юрий Казаков   19.01.2011 10:47
 
      улица состоит из таких же людей..но интерьер, чистота, наличие игр. и спортивных площадок, зелени и т.д. воспитывает и приучает тоже, это я согласна.
                Арина Феева   19.01.2011 10:54