Халва

Вера Пашкова
ХАЛВА
Валька забежал в просторный двор, вихрем пронесся по нему в сторону избы, расскандалив с курами, суетящимися у сеней. Они еще долго громко осуждали поведение Вальки, который вечно нарушал их покой, то таская из
гнезда яйца, то гоняясь за петухом. А Валька уже влетел в сени, пахнущие свежими хлебами да богородской травой.
- Мамка, угадай, чё в мангазин привезли! - зазвенел в избе голосок, опередивший Вальку.
- Ой, паря, беду! И туды уже успел! - мать вынимает из печи чугунок и ставит его, исходящий картофельным духом, на стол, рядом с миской, наполненной медными пятачками рыжиков, приправленных постным маслом.
- Говори уж, да смотри, не сочиняй, - в шутку грозит она ухватом младшему из пятерых детей, уже сидящих вдоль стены на длинной лавке.
- Баночки таки бравеньки, как с лампасейками, а в их
-хабла.
- Не хабла, а хавла,- поправляет всезнающий Вовка.
- Сам ты хавла! Халва. - Старшая из детей, Маруся/ степенно, не глядя на других, уже начинает чистить картофелину; ей можно, она главная помощница в избе. А всей младшей братии еще предстоит, глотая слюни, бежать во двор и мыть руки и носы, отпихивая друг друга от звенящего на весь двор рукомойника.
Насытившись, Валя начинает канючить:
- Мам, а давай купим одну таку баночку!
- Был бы жив отец, он бы вам всего накуплял: и халвы
этой вашей, и френчики новы к школе
После обеда Валька решил отправиться в магазин - у него уже созрел план.. .Почти над дверью в магазине, устроенном в одной половине большой избы (в другой - жила семья продавщицы), совсем как у Вальки, были оборудованы полати, огороженные такой же доской по краю, чтоб никто оттуда не свалился. Зачем в мангазине полати? Валька думал недолго. Сбоку, как и дома, лестница. Валька быстрее обезьяны забрался по ней и улегся за доской. Покупателей в магазине было немного: бабка Кристина рассматривала ноздреватый утюг, да Агня Орлова засовывала перед полуоблупившимся зеркалом гребенку в редкие волосы. Продавщицы не было. - В подсобку, видать, зачем-то пошла. - Валька сверху видел горки вожделенных баночек. - Ничё, вот уйдет тетка Нюра обедать, я напихаю баночек в карманы, а когда опять придет, я незаметно спущусь. Всем по баночке халвы принесу, а бабушке Анне и деду Пимену одну только дам, оне же уже стареньки, у их зубы, чего доброго, разболятся. Скорее бы тетка Нюра ушла. А чё это на полатях блестит? - Валька лежал среди всё тех же баночек. И как это он их сразу не заметил? - Пошто их сюды положили? - недоумевал Валька. - Вот хитрюга эта продавщица! Всегда она бравый товар припрятывает. А я теперь всем расскажу, где его у ей искать надо!
Валька осторожно протянул руку к одной из баночек. Вот он ее уже открыл. Вот отщипнул кусочек и положил в рот. Жует Валька халву, а она совсем невкусная и уж очень мылом пахнет. Дядя Митя, участковый, поднялся неслышно, трогает Вальку за ногу: «Но-ка, слазь. Валя/ - говорит он маминым голосом. - Куды ночь-то девать будешь? Лучше посмотри, кто к нам приехал!».
Валька кубарем летит из неприятного сна, вернее/ со своих полатей, вопит от боли, но вдруг видит/ что у стола стоит дядя Фана/ мамин младший брат, и выкладывает из чемодана, улыбающегося никелированными застежками, свертки с хозяйственным мылом, байховым чаем...
- Иди сюда, Валентин, - говорит дядя. - Ишь, как вырос. Мужик, да и только. Маму-то слушаешься? Молодцом! Это тебе. - Дядя протягивает Вальке комбинированную вельветку к школе, новые катанки и блестящую банку с настоящей халвой!