Вагнер

Константин Рыжов
Вильгельм Рихард Вагнер родился в мае 1813 года в Лейпциге. Его отец заболел и скончался через несколько месяцев после рождения сына. Вскоре мать Рихарда вышла замуж за актера Людвига Гейера и переехала вместе с ним в Дрезден. С самого раннего детства мальчик был окружен театральной атмосферой. Его манила  таинственная прелесть декораций, фантастические костюмы актеров. Он мечтал стать художником и артистом. Музыка вовсе не являлась тогда его главным увлечением. Но когда Рихарду исполнилось семь лет, он часто присутствовал на репетициях «Вольного стрелка» Вебера. Чарующая фантастика этой оперы произвела на него сильное впечатление. Окончательное решение посвятить себя композиторскому творчеству  созрело у Вагнера под влиянием музыки Бетховена, которая его глубоко потрясла. Тайком от семьи  Рихард стал брать у одного знакомого музыканта уроки гармонии. Еще совершенно не владея композиторской техникой, он сочинял фантазии, сонаты, увертюры и усердно переписывал партитуру Пятой и Девятой симфоний Бетховена. Очень плодотворными стали для него занятия  с Теодором Вейнлигом – кантором собора св. Фомы в Лейпциге. В течении шести месяцев Вагнер прилежно изучал контрапункт и гармонию, писал фуги и множество других упражнений для приобретения навыков правильного и естественного голосоведения. В 1833 г. он начал работу над своей первой оперой «Феи» по сказке Гоцци «Женщина-змея». В том же году ему предложили место  хормейстера в оперном театре  Вюрцбурга, а в 1834 г. – место музыкального директора  в магдебургском театре Бетмена. Именно здесь в 1836 г. состоялась премьера его оперы «Запрет любви». Плохо поставленная, она провалилась и была снята после второго представления.

В 1837 г. Вагнер поселился в Риге. В это время он пишет свою третью оперу «Риенци» по роману Булвер-Литтона. Поставить ее в России не представлялось возможным, и в 1839 г. Вагнер уехал в Париж. Здесь он жестоко бедствовал в течение трех лет, с трудом зарабатывая на кусок хлеба переложением для фортепьяно отрывков модных опер и переписыванием нот. Но он продолжал неустанно работать. Уровень его мастерства заметно возрос, что видно по увертюре «Фауст», законченной в 1840 г. Тогда же у Вагнера созрел замысел новой оперы «Летучий голландец». Сначала  он набросал текст драмы, а в 1841 г. была написана музыка. Однако поставить «Голландца» во Франции не удалось.

В апреле 1842 г. Вагнер вернулся в Германию, заняв пост дирижера оперного театра в Дрездене. Уже в октябре он поставил здесь «Риенци». Не смотря на чрезмерную длину (спектакль продолжался шесть часов и закончился далеко за полночь) он был принят с большим воодушевлением и прославил своего творца. Дирекция театра предложила Вагнеру пост  капельмейстера и приняла к постановке «Летучего голландца». Премьера состоялась в январе  1843 г. Увы, спектакль не оправдал возлагавшихся на него надежд и имел достаточно скромный успех. Между тем, как раз в этой опере новаторство композитора впервые проявилось во всем блеске. Подобно Глюку, Вагнер стремился очистить  оперу от всего внешнего, поверхностного, «украшательского», от всякого штампа и рутины, сделать ее подлинной «музыкальной драмой». Одним из действенных средств к этому стало широкое использование лейтмотивов. Лейтмотивы существовали в музыкальном искусстве и прежде. Под ними понимали темы, которые устойчиво  связаны и потому вызывают ассоциации  с силами природы, героями, их чувствами, жизненными явлениями.  Но Вагнер создал целую систему лейтмотивов, превратил их в главное связующее звено между драмой и музыкой, в основу всего музыкального развития. Здесь и лейтмотивы отдельных героев, и лейтмотивы человеческих чувств, лейтмотивы природы, отвлеченных понятий (например, судьбы) и неодушевленных предметов. Из непрестанного «перетекания»  лейтмотивов друг в друга, из их сложнейшего переплетения и рождалась вагнеровская «бесконечная мелодия», особого рода эмоциональная «звукопись».

Еще шли репетиции «Голландца», а Вагнер уже начал сочинять либретто для следующей оперы «Тангейзер», поставленной в октябре 1845 г. Успеха «Риенци» не удалось повторить и  на этот раз. В 1849 г. Вагнер (во многом под влиянием русского революционера Бакунина) принял участие в Дрезденском восстании, после чего был объявлен государственным преступником. «Я мог стоять на стороне только страдающих, - писал он впоследствии, - я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они  оборонялись от всякого гнета». После поражения революции Вагнер бежал из Саксонии. Следующие двенадцать лет он провел в Швейцарии. Поначалу его материальное положение было ужасным. Заработков не было никаких. Издательства отвернулись от него, надежды на исполнение его произведений казались призрачными.

Между тем в Веймаре в 1850 г. без участия автора Листом была поставлена последняя опера Вагнера «Лоэнгрин» (1848). Оркестр и хор оказались не полностью укомплектованы. Они не смогли передать всего богатства и очарования музыки, в результате чего оперу приняли довольно холодно. Новаторство Вагнера выступает здесь еще более ярко. Место  традиционных арий и дуэтов занимают в «Лоэнгрине» монологи и диалоги, составляющие кульминационные моменты актов. Нет условных оперных «номеров», вместо них - поток «бесконечной мелодии». (По мысли Вагнера, оркестр  в опере  должен передавать то, что  недоступно слову, комментировать события подобно хору в древнегреческой трагедии.  В нем должны возникать мотивы, характеризующие  определенных героев, отдельные стороны их образов, их помыслы, страсти. Оркестровую ткань  оперы Вагнер мыслил как последовательность таких мотивов, в необходимых случаях возвращающихся, видоизменяющихся, сочетающихся друг с другом. При этом оркестр выступает не сам по себе - музыка полностью подчинена драматическому действию). 

"ЛОЭНГРИН" По преданию, Лоэнгрин был британским рыцарем, сыном Парсифаля – рыцаря Грааля, но Вагнер перенес место действия в Бельгию, а время отнес к началу Х века, когда правил король Генрих Птицелов. При создании оперы Вагнер отказался от большой увертюры и заменил ее кратким вступлением, всецело построенном на лейтмотиве Лоэнгрина – посла Грааля. Исполняемая одними скрипками, тема эта кажется  поистине божественной. Благодаря прозрачнейшему звучанию, утонченным гармониям, нежным мелодическим очертаниям она стала символом небесной чистоты, добра и света.
Открывается занавес, и перед зрителями предстает берег реки Шельды близ Антверпена, на котором собрались жители средневекового Брабанта. Граф Фридрих Тельрамунд, поддавшись уговорам  своей жены – злой колдуньи Ортруды, обвиняет  брабантскую принцессу Эльзу  в убийстве ее малолетнего брата Готфрида. Король Генрих Птицелов  приказал устроить суд над Эльзой. Но Эльза, охваченная восторженным экстазом, рассказывает свой сон: ей пригрезился лучезарный рыцарь, который в бою защитит ее поруганную честь. Спор, по общему согласию, должен быть решен  в поединке. Но кто вступится за Эльзу? Глашатай торжественно трубит, оповещая о предстоящем турнире. Но никто не отзывается. Он трубит еще раз. И снова нет желающих вступиться за Эльзу. Принцесса продолжает горячо молиться, и – о чудо! По голубому зеркалу волн в челне, влекомом лебедем, появляется дивный герой, высокая красота и добродетель которого наполняет все сердца непреодолимым очарованием. Рыцарь обращается к королю и предлагает свою защиту для Эльзы. Но прежде она должна дать два обета: выйти за него замуж и никогда не спрашивать о его имени и происхождении. Эльза принимает оба условия. Начинается поединок. Лоэнгрин повергает  Фридриха на землю, но великодушно сохраняет ему жизнь.
Начало второго действия вводит в мир коварства и зла, в мир Фридриха и Ортруды. Естественно, что именно на их мрачных, напряженных лейтмотивах  построено вступление. Темы интонируют инструменты   с низким регистром и сумрачным тембром - виолончели  и бас-кларнеты, которые создают  таинственный, зловещий колорит. Во время свадебной церемонии Ортруда насмехается над Эльзой, ведь та не знает даже имени своего жениха! Эльза напугана и смущена.
Блестящее, героическое оркестровое вступление к третьему действию воссоздает  праздничную, торжественную атмосферу бракосочетания главных героев. Новобрачных отводят в спальню и оставляют одних. Начинается  чудесная, вдохновенная сцена-диалог Эльзы и Лоэнгрина, где каждый новый оттенок чувства, новый поворот в их взаимоотношениях рождает новую музыку.  Здесь впервые в своем полном виде возникает  лейтмотив любви героев. Эта необычайная по красоте, гибкости  и вместе с тем сердечной теплоте тема постепенно, исподволь кристаллизуется на протяжении всей оперы, вбирая в себя музыкальные интонации, связанные с образами Эльзы и Лоэнгрина.
Отравленная сомнениями, которые внушили ей Ортруда и Фридрих, Эльза задает Лоэнгрину роковой вопрос о его имени и происхождении. Ласковыми, чарующими ариозо Лоэнгрин пытается отвлечь и успокоить ее. Однако Эльза становится  взволнованной, возбужденной, и Вагнер с замечательной  силой передает ее состояние в музыке. В партию Эльзы даже проникают извилистые, «змеиные» интонации Ортруды. Наконец молодая жена задает фатальный вопрос: «Скажи мне – кто же ты?» Но прежде, чем Лоэнгрин успевает ответить, в опочивальню героев врывается Фридрих Тельрамунд, но Лоэнгрин, мгновенно приняв из рук Эльзы меч, поражает его насмерть.
Вновь на берегу Шельды собираются король, графы, их дружины. Начинается замечательный рассказ Лоэнгрина, в котором он открывает присутствующим свое имя и тайну происхождения. Он повествует  о горе Монсальват, где рыцари, предводительствуемые  Парцифалем, охраняют священный Грааль. Увы, Теперь он должен возвратиться в царство Грааля, ибо в душе Эльзы зародилось сомнение и поколеблено доверие к посланцу небес. Вновь на реке появляется челн, влекомый лебедем. Но внезапно лебедь превращается в прекрасного мальчика. Это Готфрид, брат Эьзы, заколдованный Ортрудой и превращенный ею в лебедя. В то же мгновение с  небес слетает  голубь  и увозит челн со стоящим в нем Лоэнгрином. Эльза простирает руки вслед возлюбленному  и падает бездыханная.

                *******
Поселившись в Цюрихе, Вагнер в поисках заработка, прежде всего обращается к литературе. Один за другим выходят его теоретические труды: «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851), в которых он изложил свои взгляды на современное искусство и новую оперу. Затем, после многолетнего перерыва Вагнер вновь берется за сочинение музыки. Уже давно им владел замысел – создать оперу по мотивом «Песни о нибелунгах».  Сначала композитор хотел рассказать только о смерти Зигфрида, но потом осознал, что истории Зигфрида должны предшествовать рассказы о молодости героя и о трагической судьбе его родителей. В результате, вместо одной оперы получился грандиозный цикл из четырех опер под общим названием «Кольцо Нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Сумерки богов»). Закончив в 1852 г. либретто всех четырех опер, Вагнер начал сочинять музыку. В 1854 г. он завершил «Золото Рейна», в 1856 г. - «Валькирию» и начал «Зигфрида». Но, доведя оперу до второго  акта, композитор внезапно охладел к своему творению.  Трудная и безнадежная любовь к жене своего покровителя Матильде Везендонк вдохновила его на создание  оперы «Тристан и Изольда» - грандиозной вокально-симфонической поэмы о губительной силе всепоглощающей страсти, которую считают  одним из высших достижений вагнеровского гения. В 1859 г. опера была закончена. Вагнер отправился в Париж и прожил здесь два следующих года. Увы, французская столица в очередной раз обманула его ожидания. «Тристан» так и не был принят парижскими театрами, а поставленный в «Гранд-Опера» «Тангейзер» со скандалом провалился из-за происков врагов Вагнера.

В 1861 г., получив амнистию, Вагнер вернулся на родину. Здесь его ждали только нищета и долги. Никаких возможностей для постановки уже написанных опер у него не было. Спасаясь от кредиторов, композитор вновь уезжает в Париж и здесь пишет одну из самых своих жизнерадостных опер «Нюрнбергские мейстерзингеры». В мае 1864 г. жизнь Вагнера неожиданно и круто изменилась. Восемнадцатилетний  баварский король Людвиг II, большой поклонник его таланта, пригласил композитора в Мюнхен и осыпал своими милостями. Все долги композитора были оплачены из королевской казны, ему самому была назначена пожизненная пенсия 9 тыс. гульденов в год. В июне 1865 г. Вагнер наконец поставил в Мюнхене многострадального «Тристана». Всего дали четыре представления, и все  прошли с ошеломляющим успехом при полном аншлаге. Но  уже в декабре 1865 г. Вагнер был вынужден покинуть Мюнхен (он бежал отсюда с молодой Козимой Бюлов (дочерью Листа), женой своего друга и почитателя (в 1870 г. она стала женой Вагнера)). Шесть следующих лет он провел в швейцарском Трибшене. Именно тогда был завершен «Зигфрид» (1871). Обратно в Мюнхен Вагнер возвратился весной 1872 г. Вскоре он поселился  в Байрейте, неподалеку от недавно основанного театра, где и была окончена опера «Сумерки богов» (1874), венчающая весь цикл – самое грандиозное произведение в  истории мирового музыкального театра.

«КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА». Эпопея повествует о золотом кладе, который покоится на дне могучего Рейна под охраной трех дев – дочерей Рейна. Кто сумеет похитить этот клад и выковать из него кольцо, тот получит власть над миром. Но для этого нужно убить в себе самое святое чувство – нужно отречься от любви. Единственный, кто сумел это сделать, оказался  Альберих – злобный и мстительный карлик Нибелунг. Он сковал кольцо, шлем-невидимку и получил власть над миром. Но роковая  сила кольца состоит в том, что оно таит гибель для каждого, кто им обладает. Глава богов Вотан хитростью отнимает у Альбериха клад и отдает его великанам в награду за то, что те построили в облаках лучезарный замок Валгаллу. В результате над миром нависает страшное проклятье. Вотан должен породить героя, который сможет остановить зло. Сначала он возлагает надеждЫ на своего сына Зигмунда, но вынужден отказаться  от них  по настоянию богини Фрикки, которая обвиняет Зигмунда (женившегося на своей сестре) в кровосмешении. Тогда призывается Зигфрид – сын Зигмунда и Зиглинды. Юный герой убивает великана Фафнера и отнимает у него кольцо. Вотан погружает в сон свою дочь валькирию Брюнгильду за то, что она ослушалась его воли. Но Зигфрид проходит сквозь огонь и будит ее поцелуем. Валькирия и герой влюбляется друг в друга, однако им не суждено счастья. Сын Альбериха коварный Хаген, опаивает Зигфрида колдовским зельем. Тот теряет память, забывает Брюнгильду и готов выдать ее замуж за короля Гунтера, чтобы самому жениться на сестре последнего. Брюнгильда не в силах простить измены – с ее помощью Хаген убивает героя. На похоронах Зигфрида  Брюнгильда бросается в пламя. Волны Рейна заливают костер и овладевают чудесным перстнем. Пламя устремляется к чертогам богов. В свете кровавого зарева гибнет прекрасная Валгалла. Так огонь сжигает, а вода смывает проклятие золота.

Первая постановка всей  тетралогии «Кольцо Нибелунга» после двухлетних упорных репетиций состоялась в августе 1876 г. Эта премьера без преувеличения стала культурным событием европейского масштаба. Аристократическая публика съезжалась из всех уголков Европы и даже из США. Огромные цены на билеты никого не смущали.  Никогда еще Байрейт не видел такого количества роскошных экипажей, такого скопления дам, блиставших драгоценностями и вечерними туалетами, такого количества мужчин во фраках и черных блестящих цилиндрах. В Байрейт приехали Чайковский, Лист, Григ и многие другие известные композиторы. На премьере присутствовал сам император Вильгельм I. Весь цикл «Кольца» с огромным успехом прошел три раза.

Последние пять лет жизни Вагнера были отданы работе над последней оперой «Парсифаль», которая была поставлена в Байрейте  в июле 1882  г. Умер композитор совершенно неожиданно в феврале 1883 г. в Венеции во время острого сердечного приступа. Творчество Вагнера наложило  неизгладимую печать на все последующее развитие музыкального искусства. Все композиторы (даже непримиримые противники Вагнера) в той или иной мере испытали его могучее воздействие.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281