Время псов

Анатолий Савинов
    Солнца  нет.  С неба свисает лишь тень его. Собственно, я не знаю каким оно должно быть, только отчего-то верю, что не серый у света цвет.
    Небо  и  снег  –  верх и низ. Когда б не черные  стволы раздетых ветрами деревьев, их нельзя было бы различить.
    Буер  несет меня по руслу спящей реки. Куда?.. Не знаю. Я  не меняю галса от на-чала пути. Парус полностью во власти ветра, я – времени. Движение ради движения. Бессмысленно? –
Да.  Но в этом спасение: только отсутствие смысла сберегает от  обстоятельств  –  от-сутствие  оных,  хранит  от  участи сожаления. В принципе я, даже о самом себе, не знаю  ровным счетом  ничего: существую ли на самом деле, а может, снюсь. Себе?.. Кому-то другому?..
    Снег  скрипит  под полозьями. Хлопанье парусов.  Других звуков   нет.   Что-то  показавшееся  вдали,  напомнило   о горизонте.  Возможно, это просто мираж…
    Заросшая  инеем  радиомачта, крыши  домов,  проваленные под  тяжестью много-летнего снега... Жаль, что это не мираж. Смерть  вызывает  тоску, а город,  в  который  принес  меня
ветер,  оказался  мертвым. А, собственно, каким  он  должен быть?..
    Любопытство  заставило  меня выбраться  из  насиженного кресла буера. С трудом протиснулся в окно ближайшего дома и  поднялся вверх по засугробленной лестнице. Ветер, до  моего появления,  выл здесь от одиночества. Теперь  он  завыл  от радости?..
    Спустился  вниз. Тут ветра нет, но уж очень темно.  Под ногой  что-то хрустнуло. Поднял, сунул за пазуху. На  свету  посмотрю...
    Кукла.  Простая детская игрушка. Только  почему,  глядя на  облупившуюся  краску  зрачков,  я  почувствовал  острую нехватку воздуха. И ресницы мои стали влажны-ми?..
    Где-то  смеется,  а может быть плачет  ребенок...  Нет. Показалось. Слезы потекли по щекам на уголки губ. Что  это? Одиночество? У него есть вкус? Он невыносимо горький...
    Пора  тьмы  еще не наступила. Чтобы скоротать  время  и немного развеять тоску, стал блуждать по улицам. Под ногами многометровая толща снега, спрессованная ветром и временем. Помимо  скрипа, мои шаги сопровождает гул. Ощущение  такое, будто идешь по только что ставшему льду.
    Ожидаемого  результата гуляние не принесло.  Повсюду  – то здесь, то там – стали мерещиться люди. Видения настолько яркие,  что  я  стал носиться за ними по  городу.  Особенно
сильное  впечатление произвело мое собственное отражение  в чудом оставшихся за-стекленными окнах одного из домов.
    Разбив   стекло,   я   просунул   голову   внутрь   и прислушался... Тихо.
    – И этот пуст, – подумал, усевшись на снег.
    Сумерки   пришли  неожиданно.  Следом,   откуда-то   из глубины города, донесся жуткий, ни на что слышимое  до  сих пор  не похожий. Вой. Повинуясь инстинкту, я влез в дом  и, спотыкаясь в полумраке о различный хлам, укрылся за  дверью одной из сиротствующих квартир.
    Всю  тьму  стоял невыносимый шум, производимый сотнями, а может и тысячами собачьих глоток.
    Стихло    к   утру.   Заметно   похолодало.   Осторожно выглядываю из окна... Нико-го. Если бы не следы вокруг дома, можно  подумать, что вся прошедшая ночь – лишь плод  моего,
внезапно заболевшего одиночеством, воображения.
    До   полудня   простоял,  опираясь   лбом   о   стекло. Неизвестно  откуда взявшийся страх вселил ожидание  подвоха со  стороны, как показалось, злобных псов. Но они так и  не
появились.  Набравшись храбрости, я  открыл  дверь  и  стал бродить по дому в поис-ках... Собственно, я понятия не имею, чего  ищу.  Уверенность в своей уникальности  среди  этого,
порабощенного холодом мира, сидела во мне давно  и  крепко. По  крайней  мере,  в  те минуты,  когда  я  верил  в  свое существование.  Я ни разу не задавался целью  уз-нать,  куда
подевались мои соплеменники. Если они и были когда, так это уже в прошлом. Знание вчерашнего не властно его изменить и, следовательно, в нем нет необходимости.
    С  такими мыслями я переходил из комнаты в комнату,  из квартиры  в  квартиру,  копаясь  в  замороженном,   пыльном тряпье, пока не пришла пора тьмы...
    Визжание,   лай,   рычание,  и  вой   снова   наполнили пространство.   Неожиданно   щелканье   зубов   и   глухое, действительно злобное ворчание, раздалось прямо  за  дверью
моего убежища. Видимо звери вошли через разбитое мною вчера окно.  Дверь  тяжела и прочна. Но у страха, как  говорится, “глаза  велики”.  Моя  неизлечимая фантазия  наделила  псов таким  интеллектом,  что  я сам превратился  в  маленького, дрожащего   в   темном  углу,  зверька.  Только   проблески утреннего света вывели меня из оцепенения.
    Псы   ушли.   Снова,  проспав  до  полудня,   продолжаю исследование  дома.  Роясь  в  обломках,  бывших   когда-то мебелью,  и прочем барахле, наткнулся на пожелтев-шую  книгу без  обложки и титульного листа. Раскрыл, где пришлось и  с
первых строк обмер:
    “Странник, вечный странник и везде
    только странник. Я мог бы наполнить
    багровыми клубами мир... Но не хочу.
    Бог мой, вечность моя: отчего ты мне
    дал столько печали...”
    Слова  показались  мне  “плагиатом”:  автор  вырвал  их прямо из моего сердца. Чи-тал, пока буквы не растворились  в темноте. Когда пришли псы, едва успел закрыть дверь.
    Весь   следующий  день  провел  за  чтением.  В   книге недоставало страниц, о мно-гом пришлось догадываться, но  на последних строках взвыл от тоски. На мой голос откликнулись эхо и псы. Наступила тьма.
    Утро,  на  сей  раз, не имело сходства для  меня  ни  с одним из предыдущих. Я встретил его с ощущением неимоверной боли.  Что  теперь, буер и снежная пустыня? Они  не  вернут
утраченной безмятежности. Познав страх, я приобрел цель.  В силу    своей  недости-жимости   она   обернется    великим разочарованием, за которым следует смерть.
    Цель   страшна  и  болезненна.  Тем  не  менее,  я   не использовал  ни единой по-пытки от нее избавиться.  Переходя из  квартиры в квартиру, из подъезда в подъезд - искал  чего-то, что  позволило  бы узнать, куда подевались  те,  среди которых  мне  престало находиться. Но  их  словно  какая-то неведомая  сила  подхватила  всех  ра-зом  и  унесла...   От меня?!..
    Из  гортани  вырвалось глухое рычание, глаза  заволокло слезами:
    –  БОГ  МОЙ,  ВЕЧНОСТЬ МОЯ: ОТЧЕГО ТЫ МНЕ  ДАЛ  СТОЛЬКО ПЕЧАЛИ?!!..
    Квартира  №...,  дверь заперта. Другие,  до  нее,  были либо  распахнуты  настежь, либо слегка прикрыты?!..  Толкаю сильней:  не  поддается. Чувствую,  как  кровь  за-кипает  в
жилах. Гнев – доселе незнакомое мне ощущение – вырвался  и, прежде  чем  я  успел  ему удивиться, дверь  разлетелась  в щепки.
    Прихожая. На вешалке стертый, с пятнами плащ,  на  полу –  чистая  дорожка, ухо-дящая под трюмо... Комната:  круглый стол,   застеленный   зеленым  сукном,  пе-пельница   полная
окурков,  под  потолком  багрового цвета  абажур.  У  стены большой  комод и диван напротив него. Этажерка  с  книгами: Чехов,  Мандельштам,  Бариев, Достоевский...  Все  выглядит
так, словно хозяин на минутку отлучился в гастроном. Вот  и записка на столе:
    “Одиночество  среди  себе подобных  противоестественно. Оно  приводит  к  аб-сурдности само существование  человека. Познав  в  себе  это чувство, он может: а) – избавиться  от
одиночества; б) – уйти от существования. Первое невозможно, остается уйти.
    ЛЮДИ! Я ЛЮБЛЮ ВАС ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙ НЕНАВИСТИ!!!
    Подпись...”
    Моя!!  В  памяти  всплыли дождь и бесконечная  вереница лиц,  среди  которых  лишь одно знакомое  –  это  было  мое лицо...
    Вой  псов  раздался неожиданно и настолько близко,  что страх  на  мгновение вы-теснил боль.  Непрочная  стеклянная дверь закрыта. Псы с остервенением набрасы-ваются на нее.  Я
вижу,  как брызжут слюной их голодные пасти. Это не  злоба, это  –  наличие цели. Их цель – жизнь, я – цель  их  жизни. Простейшая геометрия:
    Существование  – плоскость, где все прямые  обязательно
пересекутся в одной точке.
    Уйти  невозможно. На смену одному придет другое  –  это аксиома.  Горе тому, кто разорвет нить жизни раньше  срока. Всему   свой  черед.  Вселенная  мала  и  потому  стремится максимально  заполнить  каждую  из  свои  ячеек,  при  этом рационально   используя   время.   Попытавшись   уйти    от существования,  я,  естественно,  попал  в  отведенную  мне
ячейку, но в ней теперь – ВРЕМЯ ПСОВ.
    Осмыслив  происшедшее, я подошел к двери и  решительным жестом  распахнул ее. Псы сразу же бросились на  меня,  но, вдруг  отпрянув, в удивлении свесили языки. Неожиданно  они образовали плотный круг, оставив меня распростертым  в  его центре.   Задрав  головы  кверху,  наполнили   пространство невыносимым воем тоски. В этом хоре я совершенно отчетливо услышал СОБСТВЕННЫЙ ГОЛОС...