Военная служба не повинность

Владимир Спасибо
 

В ГД РФ 14 января 2011 года внесена поправка в закон «О воинской обязанности», изменяющая сроки призыва в армию. Весенний призыв продлевается до 31 августа. Начало осеннего призыва – с 1 ноября вместо 1 октября.

Якобы продление призыва позволит при сокращении обучения в учебных частях с 5 до 3 месяцев увеличить число выпусков специалистов из армейских учебных центров с двух до трех в год, дабы увеличить количество подготовленных солдат и сержантов срочной службы в 1,5 раза.

После перехода в 2008 г. на годичный срок службы по призыву армия жестко столкнулась с нехваткой призывников. Начальник ГОМУ ГШ РФ Василий Смирнов, выступая в 2009 году в Совете Федерации, признал - из-за демографических проблем не удается призывать требуемые 750 тысяч ежегодно. В качестве выхода предлагалось увеличить предельный призывной возраст до 30 лет. Лишить большинство вузов права предоставления отсрочки от призыва.

Если рождается 750-800 тыс. мальчиков ежегодно, и часть из них не доживает до 18 лет, а часть становиться действительно, или «условно» болезненной, то в лучшем случае можно рассчитывать на 350-400 тыс. человек. А совсем не на 750 тыс.

Сформировать Вооруженные силы численностью в 1 миллион (не считая службы по призыву в МВД, ФСБ, МЧС и т.д.) в нынешнем виде невозможно. Если не возвращаться к двухгодичной службе.

А зачем вообще нужны срочники? Как нам объясняют, чтобы мужская часть населения была подготовлена к действиям в чрезвычайных обстоятельствах.

Недавно сообщили, что предстоит грандиозное перевооружение на суперсовременные виды вооружений. Очевидно, обслуживать их должны подготовленные, мотивированные люди. И сколько же их должно быть? Посчитаем.

ВВС: из 170 тыс. человек примерно 30 тыс. может быть занято эксплуатацией и обслуживанием техники (не более 3000 летательных аппаратов всех видов). Или до 20%.

ВМФ. Из примерно 200 тыс. человек плавать на кораблях (обслуживая их) должно порядка 50 тыс. человек - 25%.

В РВСН и ВКО – из 200 тыс. человек – не более 50 тыс.

В сухопутных войсках при численности около 450 тыс. человек (86 бригад, примерно 5000 человек в бригаде) обслуживать боевую технику должно не более 100 тыс. человек.

Итого до 250 тыс. человек – специалисты высокой квалификации по контракту.

Офицеров - 150 тыс. человек.

Сержантов – 150 тыс.

Призывников – 350 тыс. человек - «подай-принеси».

Общая численность – 900 тыс. человек.

Допустим, все «по уму»:

Среднее денежное жалованье офицера – 70 тыс. руб./мес.

В год – 840 тыс. Всего – 126 млрд.

Сержанта – 35 тыс. руб. В год – 420 тыс. Всего 63 млрд.

Контрактника – 30 тыс. В год – 360 тыс. Всего – 90 млрд.

Срочника – 15 тыс. В год – 180 тыс. Всего – 63 млрд.

Это 342 млрд. руб. Или только 17% от планируемого ежегодного объема закупок вооружений.

Может быть, в таком варианте никого не придется загонять силой?

Испания перешла на контрактный принцип формирования ВС общей численностью 155 тыс. чел. Как и Италия (190 тыс. человек вместо 270 тыс.) Служба - 5 лет. С возможностью продлевать дважды по 2 года. Эти люди после службы могут приниматься в полицию, пожарные части, службу ГО. Ежемесячное жалование солдат около $1 тыс.

Бундесвер разделился на силы реагирования на кризисы численностью 53 тыс. человек и основные оборонительные силы с личным составом около 200 тыс. человек.

В США ежегодно на добровольной основе в армию вливается около 200 тыс. человек. Или около 15% ее численности. То есть в среднем человек служит 7 лет.

Одним из факторов привлечения в армию США стала возможность получить образование либо гарантированное место работы после службы. А также повышение социального статуса. Стабильный и достаточно высокий заработок, однозначно не ниже, чем на «гражданке». Система льгот и выплат. Качество жизни – жилье, детские учреждения, льготы по здравоохранению, военные магазины.

Один из моментов повышения статуса службы стал найм гражданских служащих для выполнения всех работ, не связанных с военным делом – уборка, приготовление пищи и т.д.

В среднем 50% американцев той возрастной группы, в которой ищут добровольцев, не соответствуют предъявляемым для службы в ДВС стандартам – психологическим, моральным, интеллектуальным. Одной из попыток избежать снижения критериев отбора стало привлечение на службу женщин.

Примерно треть зачисляемых в ДВС уходит до срока истечения контракта. Из них половина не в состоянии усвоить программу подготовки, другая половина имеет проблемы с дисциплиной.

То есть половина молодежи сразу непригодна, и еще часть уходит в процессе службы досрочно.

А у нас армия стала аккумулятором малообразованной, немотивированной молодежи. И говорить о повышении обороноспособности и пр. не приходится.

Нужны другие подходы, нежели облавы по квартирам и общежитиям, и скупидомство на жаловании и содержании людей в военной форме.