ЗОНА - мёртвые города - 2

Малин -1
            

                МЕРТВЫЕ ГОРОДА УКРАИНЫ... А  ЕЩЁ  НЕ  ТАК  ДАВНО  ЗДЕСЬ  БЫЛА  ЖИЗНЬ,  А  ТЕПЕРЬ  ОДНИ  РУИНЫ И  СМЕРТНАЯ  ТИШИНА...


                ИЗ  ИНТЕРНЕТА


   НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСЛЕ ЧЕРНОБЫЛЯ
ИТОГИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ
Владимиров В.А.,
контр-адмирал, доктор технических наук,
Заслуженный деятель науки РФ, участник ЛПК на ЧАЭС, 1986г.

Малышев В.П.,
полковник, доктор химических наук, профессор, участник ЛПК на ЧАЭС.

(По материалам МЧС РФ - ред.)
ВВЕДЕНИЕ

Чернобыльская катастрофа, иными словами ее не назвать, происшедшая в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г. на 4-ом энергоблоке Чернобыльской АЭС, по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, общенародным бедствием, затронувшим судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях не только бывшего СССР, но и Европы.

Достаточно сказать, что только в Российской Федерации общая площадь радиоактивно загрязненных территорий с плотностью загрязнения выше 1 Ки/км2 по цезию-137 достигла почти 60 тыс. км2 (7608 н.п.). На этих территориях проживало около 3 млн. человек. Вообще же загрязненные территории имеются в 16 областях России и трех республиках (Мордовии, Татарстане и Чувашии).

Экологическое воздействие чернобыльской катастрофы поставило еще в то время СССР, республики Белоруссию, Украину и РСФСР перед необходимостью решения новых, исключительно сложных, крупномасштабных проблем, затрагивающих практически все сферы общественной жизни, многие аспекты науки и производства, культуры, морали и нравственности.

Ликвидация последствий чернобыльской катастрофы потребовала беспрецедентной в мирное время мобилизации сил и средств. На эти цели были направлены огромные ресурсы. К решению проблем Чернобыля были привлечены ведущие ученые и специалисты.

Необходимо отметить, что все прошедшие годы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы сопровождались научным и научно-практическим обеспечением. Ведущие ученые разного профиля, специалисты различных министерств, ведомств и организаций Российской Федерации проделали огромную и полезную работу, охватывающую практически все стороны чернобыльского феномена.
ОСОБЕННОСТИ РАДИОАКТИВНОГО ВЫБРОСА

В результате чернобыльской катастрофы из активной зоны реактора было выброшено примерно 45 типов радионуклидов с суммарной активностью до 50 миллионов кюри. В отличие от ядерного взрыва и других радиационных аварий, данная катастрофа сопровождалась не только мгновенным выбросом радиоактивных веществ за счет взрыва, но и последующим длительным поступлением радионуклидов в атмосферу за счет горения графита в активной зоне реактора. Из всех выброшенных из активной зоны материалов основной вклад в радиационную обстановку внесли в краткосрочном плане йод-131, в долгосрочном плане - цезий-137, стронций-90, плутоний-239, -240, а также высокоактивные частицы топлива, так называемые "горячие" частицы. Высокая температура внутри реактора способствовала образованию радиоактивного облака, состоящего из радиоактивных газов, мелкодисперсных частиц и крупного аэрозоля. Радиоактивные газы за счет теплового подъема достигали значительных высот. Крупный аэрозоль вел себя как радиоактивная пыль ядерного взрыва, т.е. оседал на промплощадке, мызывая стабильное радиоактивное заражение местности. В отличие от него, тонкодисперсный аэрозоль, распространяясь в приземном слое атмосферы по направлению ветра, создал серьезные проблемы для достоверного выявления радиационной обстановки в зоне аварии и обусловил значительное радиоактивное загрязнение территорий севернее Чернобыльской АЭС и, в первую очередь, Белоруссии и Российской Федерации. Распределение пылевых частиц по размерам в приземном слое воздуха в районе Чернобыльской АЭС в первые дни аварии представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.
Данные по распределению радиоактивного аэрозоля на высоте 2 м на промплощадке АЭС 12.05.86 г.

№№ Диапазон частиц, мкм Концентрация частиц, част/см3 Процентное отношение, %
1 0.0 - 0.2 3 1,1
2 0,2 - 0,4 20 7,1
3 0,4 - 0,6 45 16,0
4 0.6 - 0.8 60 21,4
5 0.8 - 1.0 48 17,1
6 1.0 - 1.2 28 10,0
7 1.2 - 1.4 12 4,3
8 1.4 - 1.6 5 1,8


Таким образом, основная масса радиоактивных частиц находилась в диапазоне 0,2 - 1,2 мкм. Частицы такого размера могут "висеть" в воздухе в течение длительного времени и перемещаться вместе с воздушными массами по направлению ветра.

Поскольку поступление радиоактивных частиц в атмосферу зависело от физико-химических характеристик веществ, находящихся в реакторе, динамики теплопоглощающих и фильтрующих материалов: бора, свинца, песка, глины и доломита, то выбросы радиоактивных веществ имели пульсационный характер.

Пульсационный характер выбросов радиоактивных частиц, сильные ливневые дожди, прошедшие в районе катастрофы, и ландшафтные особенности местности способствовали резкому изменению градиента уровня мощности доз на различных участках местности. В лесных массивах за счет осаждения радиоактивных частиц на листве и медленного перемещения воздушных потоков уровни мощности экспозиционных доз были намного выше, чем на открытых участках местности, лишенных растительности. Постоянно перемещающееся облако тонкодисперсных радиоактивных веществ также вносило существенные коррективы в измерение мощности экспозиционных доз, которые выполняли посты радиационной разведки.

Вместе с тем, с первых же дней проведения дезактивационных работ была обнаружена их низкая эффективность, особенно традиционных методов дезактивации, основанных на использовании водных рецептур. Понимание причин низкой эффективности процессов дезактивации также пришло несколько позже. Стало очевидным, что эффективность дезактивации, в первую очередь, зависит от специфики радиоактивных загрязнений. Первичное загрязнение объектов внешней среды - зданий, сооружений, техники происходило за счет сорбции газообразных и высокодисперсных радиоактивных веществ. Радионуклиды, находящиеся в облаке в виде пара или высокодисперсного аэрозоля, легко проникали в поры и трещины различных материалов, конструкций и поверхностей объектов внешней среды. Относительная величина пористости различных материалов представлена в таблице 2.2.

Как видно из данных, приведенных в таблице 2.2., очень многие материалы, поверхности и конструкции могут легко сорбировать радионуклиды в парообразном и аэрозольном состоянии. Удаление радиоактивных частиц из пор требует создания определенных условий проникновения дезактивирующих составов в пористые структуры и преодоления сил адгезии. Следующей особенностью загрязнений являлось наличие в облаке так называемых "горячих" частиц, которые образовались в результате возгонки ядерного горючего, в первую очередь, цезия, стронция и рутения. Главная опасность этих частиц - высокая активность. Если активность обычных частиц не превышает 10-14 Ки, то активность "горячих" частиц пылевого происхождения может составить 10-4 Ки. По этой причине активность радиоактивного облака в первые дни катастрофы в промзоне ЧАЭС составила 10-7-10-8 Ки/л. Ингаляционный путь воздействия радионуклидов в начальный период ликвидации катастрофы представлял первостепенную опасность, т.к., во-первых, в воздухе находились аэрозольные частицы с высокой активностью до 10-4 Ки, во-вторых, эти частицы, оседая в альвеолах легких человека за счет вдыхания воздуха, способны интенсивно облучать прилегающие ткани, вызывая на микронных уровнях до-ювые нагрузки, равные тысячам рад. По химическому составу "горячие" частицы представляли собой оксиды и карбиды редкоземельных радиоактивных металлов, которые, обладая столь высокой активностью, мало растворимы в воде и очень плохо смывались при обработке дезактивирующими растворами.

Таблица 2.2.
Пористость различных материалов

№№ Материал Общая пористость
1 Гранит 0,4 - 1,5
2 Лакокрасочные покрытия 2 - 8
3 Изделия из мрамора, известняка 4 - 12
4 Металлоконструкции 5 - 18
5 Асфальтовые покрытия 20 - 30
6 Кирпичные строения 12 - 34
7 Песчаные поверхности 8 - 38
8 Дерево 15 - 50
9 Кожаные изделия 55 - 60
10 Бетонные конструкции 30 - 80
11 Хлопчатобумажные ткани 70 - 78
12 Теплоизоляционные материалы, пенопласты 80 - 91


Таким образом, в результате чернобыльской катастрофы образовался весьма специфический и ранее не встречавшийся тип радиоактивного заражения, который не только по масштабу, но и по- качеству загрязнений территорий не имеет аналогов. Все это создало очень большие трудности при проведении мероприятий по дезактивации. Обобщенные данные по особенностям радиоактивного за-I грязнения в районе Чернобыльской АЭС представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.3.
Особенности радиоактивного загрязнения в районе ЧАЭС

Параметры Особенности радиоактивного фактора
Источник первичного загрязнения Наряду с мгновенным выбросом, длительное неравномерное поступление радионуклидов в атмосферу за счет горения графита.
Источник вторичного загрязнения Высоко зараженная местность, водоемы, здания, сооружения, оборудование, транспорт и другая техника. Личные вещи населения, оказавшегося в зоне заражения.
Загрязняющие агенты 45 типов радионуклидов, содержащих альфа-бета- и гамма-излучатели с широким спектром энергетических характеристик. Основными из них являются короткоживущий гамма-излучатель йод-131, долгоживущие - цезий- 137 (гамма-излучатель), стронций-90 (бета-излучатель), плутоний-239 (альфа-излучатель).
Фазовый состав радиоактивных выбросов Радиоактивные газы, пары и тонкодисперсные аэрозоли, крупные частицы, элементы конструкций.
Химический состав радиоактивных выбросов Карбиды и оксиды редкоземельных металлов, молекулярный йод и его соединения.
Специфика радиоактивного заражения Высокое содержание "горячих" частиц топливного происхождения активностью до 10-4 Ки.
Характер радиоактивного излучения Объемное излучение радиоактивного облака, особенно в первые месяцы после аварии, когда концентрации составляли 10-3-10-4 Ки/м3. В период прохождения радиоактивного облака скачкообразное увеличение концентрации радиоактивных аэрозолей (до 2-3 порядков) с последующим их быстрым спадом. Площадное излучение радиоактивно загрязненной местности.
Динамика распространения загрязнений Вторичный перенос в целом, невелик: переход в водную фазу не более 1-2%, вертикальный переход на глубину до 5 см, ветровой перенос незначителен.


ЗАГРЯЗНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Работы по радиационному мониторингу территории страны были развернуты, начиная с первых дней после аварии. Всего в России обследовано более 6 миллионов квадратных километров территории России. На основе аэрогаммасъемки и наземных обследований подготовлены и изданы карты по загрязнению цезием-137, стронцием-90 и плутонием-239 европейской части России. В 1997 году завершился многолетний проект Европейского сообщества по созданию атласа загрязнения Европы цезием после чернобыльской аварии. По оценкам, выполненным в рамках этого проекта, территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тыс. кв. км оказались загрязненными цезием с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/км2 (таблица 2.4.).


Таблица 2.4.
Суммарное загрязнение европейских стран 137Сs от чернобыльской аварии

Страна Площадь, 103 км2 Чернобыльские выпадения
Страны Территории с загрязнением свыше 1 Ки/км2 ПБк кКи % от суммарных выпадений в Европе
Австрия 84 11,08 0,6 42,0 42,0
Белоруссия 210 43,50 15,0 400,0 23,4
Великобритания 240 0,16 0,53 14,0 0,8
Германия 350 0,32 1,2 32,0 1,9
Греция 130 1,24 0,69 19,0 1,1
Италия 280 1,35 0,57 15,0 0,9
Норвегия 320 7,18 2,0 53,0 3,1
Польша 310 0,52 0,4 11,0 0,6
Россия (европ. часть) 3800 59,30 19,0 520,0 29,7
Румыния 240 1,20 1,5 41,0 2,3
Словакия 49 0,02 0,18 4,7 0,3
Словения 20 0,61 0,33 8,9 0,5
Украина 600 37,63 12,0 310,0 18,8
Финляндия 340 19,00 3,1 83,0 4,8
Чехия 79 0,21 0,34 9,3 0,5
Швейцария 41 0,73 0,27 7,3 0,4
Швеция 450 23,44 2,9 79,0 4,5
Европа в целом 9700 207,5 64,0 1700,0 100,0
Весь мир - - 77,0 2100 -


Сложный характер метеоусловий определил сильную неравномерность уровня загрязнения местности относительно как величины, так и радионуклидного состава. Так, на расстоянии в десять километров плотность загрязнения 137Сз (цезий-137) зачастую различалась в десятки и сотни раз. Максимальные значения плотности загрязнения почвы 137Сз достигали 200 и более Ки/км2 (табл. 2.5.).

Таблица 2.5.
Загрязнение территории Российской Федерации 137 Сs

Область Зона загрязнения, тысяч кв.км (Ки/кв. км)
1 - 5 5 - 15 15 - 40 > 40 всего
Брянская 6,8 2,6 2,1 0,3 11,8
Калужская 3,5 1,4 - - 4,9
Тульская 10,3 1,3 - - 11,6
Орловская 8,8 0,1 - - 8,9
Остальные области 20,4 - - - 20,4
ВСЕГО 49,8 5,4 2,1 0,3 57,6


Внесистемная единица активности Кюри (Ки), равная 37 миллиардов распадов изотопа в секунду, в настоящее время используется только в России и некоторых странах СНГ. Для характеристики загрязнения поверхности почвы применяется единица Ки/км2. В системе единиц СИ, повсеместно используемой за рубежом и часто в России, принята иная величина активности - Беккерель (Бк). 1 Бк равен 1 распаду в секунду. Соответственно, 1 Ки/км2 равен 37000 Ьк/м2 или 37кБк/м2. Фоновые (дочернобыльские) значения загрязнения территории Европейской части России 137Сз за счет испытаний ядерного оружия находятся в пределах 5-7 кБк/м2.

Характер радиационной обстановки в первый месяц после загрязнения определялся короткоживущими радионуклидами, из которых особое значение для человека играл йод-131, период полураспада которого составляет 8,04 суток. Мощность экспозиционной дозы, которая определяет дозу внешнего облучения человека, быстро спадала, уменьшившись примерно на порядок за первые 50 дней, причем в менее загрязненных местах скорость спада мощности экспозиционной дозы была ещё выше.

Единицей измерения мощности экспозиционной дозы является рентген в секунду (Р/с). На практике на загрязненных территориях в первое время использовали миллирентген/ч (мР/ч), а в последние годы - микрорентген/ч (мкР/ч). Они соотносятся как 1000000 мк/ч = 1000 мР/ч = 1 Р/ч. Фоновые (дочернобыльские) значения мощности дозы на местности находились в пределах от 10 до 20 мкР/ч.

Непосредственно в период радиоактивных выпадений существовало три пути облучения - внутреннее ингаляционное (с вдыхаемым воздухом), внутреннее за счет поступления радионуклидов с загрязненными продуктами питания и внешнее облучение от облака и загрязненной местности. Именно в ранний период происходило преимущественное облучение щитовидной железы за счет накопления в ней радионуклидов йода, поступавших с продуктами питания и за счет ингаляции. Содержание радионуклидов 131-1 в молоке достигало в отдельных районах Брянской области сотен тысяч беккерелей на литр. В силу физиологических особенностей наибольшие дозы облучения щитовидной железы получали дети младших возрастов. В отдельных случаях дозы у детей достигали 10 Зв. Действовавшие в то время нормативы допускали облучение щитовидной железы детей в дозах до 0,3 Зв. Реконструкция доз облучения щитовидной железы серьезно затруднена отсутствием многих данных по раннему периоду облучения и до настоящего времени не завершена.

Воздействие радиации на человека описывается либо дозой на отдельные органы и ткани - эквивалентная доза, либо дозой на весь организм - эффективная доза (ЭД). Единицей измерения в обоих случаях является Зиверт (Зв). Иногда используется и внесистемная единица бэр (биологический эквивалент рентгена). 1м Зв равен 0,1 бэр или примерно 0,1 Р. В первые годы защитные мероприятия осуществлялись исходя из годовых пределов допустимой дозы облучения всего тела. Для первого года после аварии дозовым пределом считались 100 мЗв/год, для второго - 30 мЗв/год, для третьего -25 мЗв/год. Указанные дозовые пределы в подавляющем большинстве случаев удавалось соблюдать.

Начиная с осени 1986 г. радиационная обстановка стала формироваться преимущественно изотопами цезия, в т.ч. 137Сз (цезий-137, период полураспада которого 30 лет). Ее изменение во времени стало определяться несколькими процессами:

    распадом 134Cs, период полураспада которого составляет 2 года;
    заглублением изотопов в почву;
    химической фиксацией изотопов цезия глинистыми минералами почв.

Первые два процесса обусловили спад мощности дозы в первые годы примерно с периодом двукратного снижения за 2 - 3 года, а в последующем (после 10 лет) этот период увеличится до 20 - 25 лет.

Третий процесс влияет на переход нуклидов из почвы в продукцию сельского хозяйства. В первые 5 лет скорость перехода уменьшалась с периодом около 2-х лет (с учетом и радиоактивного распада 134С§), затем в последующее 10-летие с периодом 5-8 лет, а затем с периодом 10-15 лет (как в случае глобальных выпадений).

Следует отметить, что интенсивность перехода радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию существенно зависит от типов почв, их влажности и вида продукции. Так, переход изотопов цезия в растительную продукцию на черноземах (Тульская, Орловская и другие области) в 10 и более раз ниже, чем на легких супесчаных почвах, характерных для Брянской и Калужской областей, а для ряда угодий различие может достигать двух порядков величины. Большие возможности по снижению поступления радионуклидов в продукцию дает применение специальных мер в сельском хозяйстве и при переработке продукции. Проводившиеся на загрязненных территориях защитные мероприятия включали дезактивацию и благоустройство населенных пунктов, ограничение потребления продуктов питания местного производства, агротехнические, агромелиоративные и другие меры в сельском и лесном хозяйстве, а также прекращение землепользования и отселение жителей. В совокупности естественные процессы и защитные мероприятия привели к многократному снижению годовых доз облучения жителей загрязненных территорий.
МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

Непосредственно во время аварии острому радиационному воздействию подверглось свыше 300 человек из персонала АЭС и пожарных. Из них 237 был поставлен первичный диагноз "острая лучевая болезнь" (ОЛБ). Наиболее тяжело пострадавших, а это 31 человек, спасти не удалось. После аварии к работам по ликвидации ее последствий были привлечены сотни тысяч граждан СССР, в том числе - 200 тысяч из России. Несмотря на принятые меры по ограничению облучения участников работ по ликвидации последствий аварии, значительная часть из них подверглась облучению в дозах порядка предельно допустимой (250 мЗв в 1986 г.).

Мероприятия по радиационной защите населения от переоблучения были начаты в России сразу после выявления радиоактивных загрязнений. Они заключались во введении различных ограничений, проведении дезактивационных работ, осуществлении переселения жителей. По мере уточнения радиационной обстановки расширялась зона проведения работ, наращивались объемы противоаварийных мероприятий. Основные мероприятия на начальном этапе проводились в так называемой зоне жесткого контроля, ограниченной изолинией 15 Ки/км2 (около 100 тысяч жителей России). Граница зоны была выбрана исходя из предела дозы за первый год -100 мЗв. В последующем были приняты следующие ограничения на годовые дозы облучения населения: в 30 мЗв - второй год, 25 мЗв -третий год. Проводимые защитные мероприятия позволили существенно снизить дозы облучения населения, однако, нарушили его привычный жизненный уклад.

Изменения в обществе и понимание негативного эффекта многочисленных ограничений жизнедеятельности инициировали в 1988-1990 годах попытку перехода к восстановительной фазе аварии на основе определения предела дополнительной дозы за жизнь в 350 мЗв. По поводу данной концепции в быстро меняющемся обществе, каким тогда был Советский Союз, развернулась острая дискуссия. В данной ситуации Правительство СССР обратилось и МАГАТЭ с просьбой об организации независимой экспертизы. Результаты Международного чернобыльского проекта, подтвердившие достаточность принимаемых защитных мер, не смогли преодолеть наметившуюся тенденцию обострения проблемы. Компетентные организации (НКРЗ СССР, ВОЗ, МАГАТЭ и др.), ориентировавшиеся на радиологические подходы, не смогли в полной мере оценить роли социально-психологических и политических факторов.

В начале 1991 года была принята концепция проживания на загрязненных территориях, которая устанавливала новый уровень вмешательства - дополнительное облучение в дозе свыше 1 мЗв/год. Она нашла отражение в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принятом в 1991 году. В этом законе, действующем с небольшими изменениями до настоящего времени, определены льготы и компенсации на основе принципа зонирования территории по степени её радиоактивного загрязнения. При сильном политическом давлении в основу принципа зонирования, наряду с дозовым критерием, был внесен еще один - плотность загрязнения почвы цезием-137. При этом за нижнюю границу зон радиоактивного загрязнения была взята изолиния в 1 Ки/км2.

Таким образом, в первые годы после аварии принимаемые меры носили преимущественно защитный характер и были ориентированы, главным образом, на предотвращение облучения населения выше установленных пределов доз. Вместе с тем, опыт этих лет показал, что эффективные меры по смягчению последствий катастрофы могут быть реализованы только при взаимоувязке на государственном уровне всего комплекса инвестиционных, экологических, экономических и других проблем загрязненных регионов. С 1992 по 1995 годы работы проводились в соответствии с "Единой государственной программой по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года". Государственная программа предусматривала снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий до возможно низкого уровня на основе общего повышения уровня жизни, опережающего развития сети здравоохранения, экологического оздоровления окружающей среды и компенсации экономического ущерба. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года. Вопросы социальной защиты населения согласно Закону решаются дифференцированно по зонам радиоактивного загрязнения. За прошедшие годы состав зон радиоактивного загрязнения менялся. Современное состояние зонирования определяется Постановлением Правительства РФ № 5924 от 18 декабря 1997 г. об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое вступило в силу 1 февраля 1998 года (таблица 2.6.).

С первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС в целях снижения доз облучения населения осуществлялись следующие мероприятия: переселение, дезактивация и захоронение радиоактивных отходов, ограничение доступа на загрязненные территории и прекращение хозяйственной деятельности, специальные меры в сельском и лесном хозяйстве, ограничение потребления загрязненных продуктов питания и другие.

Масштабное переселение жителей Брянской области РФ стало осуществляться с 1989 года согласно прогнозу превышения пожизненной дозы, а в последующем эта мера проводилась по отношению к жителям зоны отселения. Для ее части было введено понятие зоны обязательного отселения. Кроме того, было предоставлено право добровольного выезда жителям зоны проживания с правом на отселение (загрязнение цезием-137 выше 5 Ки/км2). В результате реализации этих мер за годы после аварии из загрязненных территорий было переселено или выехало добровольно свыше 52 тысяч человек. В 1998 году из загрязненных районов Брянской области в порядке отселения выехало 812 человек, из них за пределы области 475 человек. Часть жителей отказалась от переселения. В населенных пунктах обязательного отселения с плотностью загрязнения свыше 30 Ки/км2 по данным на 1 января 1999 года проживает 8397 жителей.

Решения, касающиеся переселения; во многом оказались вынужденными. Они были приняты под мощным давлением общественного мнения и органов законодательной власти. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что в условиях, когда избежать переселения было невозможно по социальным и психологическим причинам, имело смысл, вероятно, ограничиться предоставлением возможности добровольного выезда. Не удается решить и проблему обустройства переселенцев. Из всех выехавших из загрязненных территорий Брянской области за период с 1986 года более 11 тысяч человек не обеспечены жилплощадью до настоящего времени.

Работы по дезактивации территорий, зданий и сооружений начались в конце мая 1986 года. Они проводились силами подразделений химических войск МО СССР и подразделений гражданской обороны. Работы по дезактивации проводились, в основном, в зоне жесткого контроля (загрязнение цезием- 137 выше 15 Ки/км2). Всего после аварии была выполнена дезактивация 472 населенных пунктов в западных районах Брянской области. В 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, а в 6 - трижды. Были захоронены десятки тысяч кубометров грунта и других отходов. Захоронения, как правило, производились в специальные траншеи с глиняными замками и глиняной подушкой вне естественных понижений рельефа и с низким уровнем грунтовых вод.

В 1986 - 1987 годах дезактивацией удавалось добиться улучшения радиационной обстановки за счет многократного снижения мощности доз излучения в отдельных часто посещаемых местах населенных пунктов. К 1989 году сплошная дезактивация практически исчерпала свои возможности. В период 1990 - 1995 годов характер работ изменился - проводилась дезактивация лишь локальных участков в населенных пунктах, очистка ферм, отдельных производственных объектов, работы по строительству новых и переоборудованию ранее созданных пунктов временного захоронения, ликвидации (захоронению) малоценных народнохозяйственных объектов, имеющих повышенные уровни радиоактивного загрязнения, пожароопасных или опасных в другом отношении.

Таблица 2.6.
Зонирование территории России, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом РФ
(по состоянию на 01.01.99 г.)

Область Зона проживания с льготным социально- экономическим статусом Зона проживания с правом на отселение Зона отселения
Нас. пунктов Кол-во жителей,
тыс. чел. Нас. пунктов Кол-во жителей,
тыс. чел. Нас. пунктов Кол-во жителей,
тыс. чел.
Брянская 539 172 237 133 194 78,6
Калужская 284 88 68 4,4 - -
Орловская 885 142 15 0,5 - -
Тульская 1184 719 121 31,9 - -
Белгородская 79 74 - - - -
Воронежская 79 33 - - - -
Курская 168 119 - - - -
Ленинградская 29 8,4 - - - -
Липецкая 75 36 - - - -
Республика Мордовия 16 11 - - - -
Пензенская 33 10 - - - -
Рязанская 320 123 - - - -
Тамбовская 7 2 - - - -
Ульяновская 5 2,8 - - - -
Итого 3703 1540,2 441 169,8 194 78,6

Практически все известные защитные меры в сельском и лесном хозяйстве использовались с 1986 года. На загрязненных территориях были приняты меры по частичной замене культур растений и типов животноводства. Были сокращены площади выращивания ряда культур, свернуто овцеводство, ограничено лесопользование.

Сельскохозяйственное производство в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областях ведется на 6690 тыс. га, из которых 2160 тыс. га загрязнены свыше 1 Ки/км2 цезием-137, причем на 1835 тыс. га плотность загрязнения от 1 до 5 Ки/км2, на 274 тыс. га - от 5 до 15 Ки/км2, на 43 тыс. га - от 15 до 40 Ки/км2, на 2,8 тыс. га - свыше 40 Ки/км2.

За прошедшие годы в этих областях на территориях площадью около 2 млн. га проводилось известкование кислых почв, внесение повышенных доз удобрений, коренное улучшение лугов и пастбищ. Наибольший объем работ был выполнен в Брянской области. Практически повсеместно организовано составление рационов кормления на основе фактической загрязненности кормов. В Брянской области широко внедряется применение ферроцинксодержащих препаратов, способствующих снижению загрязненности молока. Внедрен заключительный дооткорм скота на чистых кормах и прижизненный контроль содержания цезия в организме животных.

Принятые меры позволили избежать получения сверхнормативно загрязненной растениеводческой продукции везде, кроме наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской области. Но и в этих районах превышение установленных нормативов по основным видам сельхозпродукции многократно снижено.

Сохраняющиеся высокие уровни радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий обуславливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на снижение перехода радионуклидов на цепочке: почва - сельскохозяйственная продукция - продукты питания - человек. В числе этих мер агротехнические, агрохимические и агромелиоративные мероприятия на сельскохозяйственных угодьях, специальные мероприятия в животноводстве.

Для ограничения поступления радионуклидов в организм жителей вводились временно допустимые уровни (ВДУ) содержания радиоактивных веществ в продуктах питания.

Практическая реализация ограничений связана с системой обязательного контроля, осуществляемого производителями продукции и санитарными службами. Ежегодные объемы контроля только в Брянской области достигают десятков тысяч измерений. Любой житель может получить информацию о результатах анализа продуктов питания. В тех случаях, когда контролируемая продукция не соответствует ВДУ, она перерабатывается или утилизируется. Предупреждение потребления загрязненных продуктов питания преследуют и многочисленные запреты на сбор грибов, ягод, лекарственных трав, заготовку сена в лесах и т.д., которые сохраняются до настоящего времени.

Эффективность системы ограничений оказалась достаточно высокой. Средняя доза внутреннего облучения за 1986 год по зоне жесткого контроля (выше 15 Ки/км2) не превышала 15 мЗв, в 1989 году у 95% жителей этой зоны дозы внутреннего облучения были меньше 2,5 мЗв, а начиная с 1994 года - ниже 1 мЗв.

Меры по благоустройству населенных пунктов, которые в больших объемах реализовывались на загрязненных территориях, также способствовали снижению доз. Это газификация, строительство и обустройство дорог, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, обустройство улиц и зон рекреации, строительство и ремонт водоснабжения и канализации.

Реализовывались и другие меры, которые прямо или косвенно приводили к снижению доз облучения или трактовались общественностью как защитные. С 1986 года начали осуществляться мероприятия по оздоровлению детей - их организованный вывоз в санатории и дома отдыха. Населению выплачиваются компенсации и предоставляются многочисленные социальные льготы. В загрязненных районах приняты меры по снижению доз облучения при медицинских процедурах.

Реализованный комплекс защитных мер обусловил значительное снижение доз облучения населения.

Все годы после аварии областным и районным медицинским учреждениям поставлялись или выделялись бюджетные средства на приобретение диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. Принимались меры по привлечению необходимых медицинских кадров.

Большое внимание уделялось охране здоровья участников ликвидации последствий аварии. В Санкт-Петербурге был создан Всероссийский центр экологической медицины, который стал головной организацией по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Центр оснащен современным оборудованием и способен оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь более чем 1500 больным в год. Высококвалифицированная помощь оказывалась также и в ведущих федеральных клиниках и центрах. Создано 10 межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию.

Созданы и функционируют 4 центра социально-психологической реабилитации в Брянской, Орловской и Тульской областях, ориентированные на правовую, социальную и психологическую помощь всем возрастным группам пострадавшего населения.

Для обеспечения учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР) (рис. 6). Число зарегистрированных в РГМДР лиц, подвергшихся радиационному воздействию после чернобыльской катастрофы, составляет на начало 1999 года свыше 500 тысяч человек (в том числе около 170 тысяч ликвидаторов). Включение в регистр предполагает регулярную диспансеризацию. Регистр включает в себя три уровня ведения наблюдения: государственный, областной и районный.

С 1991 года особое внимание уделялось социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и экономической реабилитации территорий, затронутых аварией. Участникам работ по ликвидации последствий аварии и населению (дифференцированно по зонам) предоставлены многочисленные льготы и компенсации (бесплатное приобретение лекарств, бесплатное оказание медицинской помощи, уменьшение возраста выхода на пенсию, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, налоговые льготы и т.д.). Кроме этого, на загрязненных территориях выполнен большой объем работ по строительству жилья (свыше 2 млн. м2), объектов здравоохранения, социальной и производственной сферы.

Для предприятий этих зон предоставлены экономические льготы, включая налоговые. Ряду регионов предоставлена возможность получения льготных кредитов.

Начиная с 1986 года, к научно-исследовательским работам, призванным смягчить последствия аварии, были привлечены сотни научно-исследовательских организаций. Научные исследования координировали и проводили такие крупные научные центры, как НПО "Тайфун", Институт прикладной геофизики и Институт глобального климата и экологии - в части мониторинга окружающей среды; НИИ радиационной гигиены (г. Санкт-Петербург) и ГНЦ "Институт биофизики" - в части оценки радиационно-гигиенической ситуации и доз облучения населения; Медицинский радиологический научный центр РАМН - в части наблюдения за состоянием здоровья сотен тысяч лиц, включенных в регистр; ВНИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии - в части разработки научных основ ведения агропромышленного производства на загрязненных территориях; Институт эволюционной экологии и морфологии животных - в части проблем радиоэкологии; РНЦ "Курчатовский институт" - в части физико-химических и технических последствий аварии и разработки новых средств мониторинга; Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН - по проблемам информационно-аналитической поддержки работ; Институт экономики РАН и ВНИИ ГОЧС - по проблемам экономической реабилитации. В результате выполненных научно-исследовательских работ разработаны многочисленные рекомендации, технологии, приборы и оборудование, которые использовались в работах по преодолению последствий аварии.

Первые годы ликвидация последствий катастрофы осуществлялась Советским Союзом самостоятельно, практически без участия других стран. Исключение составляли помощь в лечении больных ОЛБ и некоторые гуманитарные программы. После реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций (1990 г.) и специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по чернобыльской проблеме (45/190 от 21 декабря 1990 г.) международные контакты получили значительное развитие. Интересным и эффективным оказалось международное сотрудничество между КЕС и странами СНГ, в рамках которого реализовано 16 научно-исследовательских проектов. Научная кооперация подобного масштаба, когда в исследовательских проектах участвуют около 200 лабораторий и институтов, принципиально изменяет уровень исследований в таких областях, как поведение радиоактивных веществ в окружающей среде; анализ риска и управление им; дозы и эффекты облучения. Положительный резонанс среди населения получила практическая Российско-Германская измерительная программа. Много полезных результатов получено и работах по двусторонним соглашениям с США и Францией. Существенен вклад Всемирной организации здравоохранения (программа АЙФЕКА), ЮНЕСКО и других международных организаций и помощь ликвидации последствий аварии.

С 1997 года начаты работы по трем крупным проектам Франко-Германской инициативы по Чернобылю ("Укрытие", "Радиоэкология", "Здравоохранение"). В 1997 году в Москве под эгидой МЧС России и ДГВ ООН прошел крупный международный форум "Чернобыль и другие техногенные катастрофы", где обсуждались первоочередные задачи помощи пострадавшим регионам. В настоящее время начата реализация ряда проектов ТАС18 в области информирования населения.

В 1998 году была утверждена Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 1998-2000 годы. В настоящее время начата реализация данной программы.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Основным документом, регулирующим вопросы социальной защиты граждан, проживающих на загрязненных территориях, является Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Впервые Закон был принят Верховным Советом РСФСР 15 мая 1991 года. В последующем, 18 июня 1992 года и 29 ноября 1994 года, Верховным Советом и Государственной Думой были приняты новые редакции Закона. Внесенные в Закон изменения не затрагивали принципов зонирования территорий. В соответствии с Законом Российской Федерации допустимым и не требующим вмешательства является дополнительное (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучение населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на ЧАЭС, образующее в 1991 г. и в последующие годы среднегодовую эффективную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).

Закон устанавливает следующие зоны радиоактивного загрязнения:

    зона отчуждения,
    зона отселения,
    зона проживания с правом на отселение,
    зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Причем, для последней, предполагалось заведомое отсутствие доз облучения, требующих каких-либо защитных мер. Государство и данной зоне брало на себя обязательства обеспечения некоторого льготного социально-экономического режима в виде компенсации ча ненормальное состояние окружающей среды (примерно на порядок большее содержание радиоактивного 137Сз в почве по сравнению с другими территориями). Согласно Закону перечни населенных пунктов, входящих в зоны радиоактивного загрязнения, утверждаются Правительством РФ и должны пересматриваться не реже, чем один раз в три года. При формировании перечней учитывались и социальные факторы, в результате чего в соответствующие зоны включались населенные пункты с меньшими плотностями загрязнения. К настоящему времени на территории России в зонах радиоактивного загрязнения проживает почти 2,7 миллиона человек (табл. 2.7.). Жителям зон радиоактивного загрязнения выплачиваются многочисленные льготы и компенсации.

Таблица 2.7.
Количество населенных пунктов и число жителей, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС

  Л ПО О Всего
1 2 3 4 5 6 7 8
Брянская 7768 2236 284 147 279 90 1331 474
Калужская 313 79 135 15 - - 448 95
Орловская 2100 392 57 17 - - 2157 409
Тульская 1741 769 312 166 - - 2057 936
Остальные 1672 772 - - - - 1672 772
Всего: 6594 2249 788 347 279 90 7661 2687

Л - зона проживания с льготным социально-эконом. статусом;
ПО - зона проживания с правом на отселение;
Всего - всего на территории радиоактивного загрязнения:
1 - количество населенных пунктов;
2 - количество жителей, тысяч человек.

К зоне отчуждения относятся территории, население которых в 1986 году и в последующие годы было эвакуировано или переселено.

К зоне отселения относятся территории, на которых плотность загрязнения почвы 137Cs превышает 15 Ки/км2. В зоне отселения, где плотность загрязнения 137Cs превышает 40 Ки/км2, а также там, где среднегодовая ЭД может превысить 5 мЗв, население подлежит обязательному отселению (зона обязательного отселения).

К зоне проживания с правом на отселение относятся территории с плотностью загрязнения почв 137Cs от 5 до 15 Ки/км2, а также те, где среднегодовая ЭД облучения больше 1 мЗв.

К зоне проживания с льготным социально-экономическом статусом относятся территории с плотностью загрязнения почв 137Сз от 1 до 5 Ки/км2 и среднегодовая ЭД не должна превышать 1 мЗв.

В 1995 году Российской научной комиссией по радиационной защите была разработана Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, одобренная Правительством РФ. Концепция предполагает, что на территории населенных пунктов, где среднегодовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, проводится обычный мониторинг радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облучения населения. Если содержание радионуклидов в отдельных пищевых продуктах превышает действующие нормативы, осуществляется обязательная сертификация этих продуктов по радиационному фактору. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются.

Концепцией, в отличие от действующего Закона, определены две зоны радиоактивного загрязнения в зависимости от годовых доз дополнительного облучения.

От 1 мЗв до 5 мЗв - зона радиационного контроля. В этой зоне, помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, проводится определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения.

От 5 мЗв до 20 мЗв - зона ограниченного проживания. В этой зоне осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп, что и в зоне радиационного контроля. По результатам медицинского наблюдения и радиационного контроля формируются группы повышенного риска.

Кроме этого, Концепцией РНКРЗ для целей регистрации и последующего наблюдения вводится понятие "облученного". Ими являются те лица, накопленная эффективная доза хронического облучения которых превышает 70 мЗв.

На подавляющем большинстве загрязненных территорий годовые дозы дополнительного облучения не превышают 1 мЗв. Сводные данные по текущим дозам вследствие чернобыльской аварии приведены в табл. 2.8. В целом невелики и дозы, накопленные за весь послеаварийный период. За пределами четырех областей накопленные за 10 лет дозы не превышают нескольких мЗв и сравнимы с годовой дозой фонового облучения (3-4 мЗв). Только у 30-35 тысяч жителей Брянской области они превышают 50 мЗв (табл. 2.9.).


Таблица 2.8.
Распределение населенных пунктов и населения наиболее загрязненных областей РФ по дозам в 1996 году

Область Диапазон средней годовой эффективной дозы,
мЗв
0,1 - 0,5 0,5 - 1,0 1,0 - 5,0 выше 5
Брянская, н.п.
тыс. человек 461
196 73
26 245
103 6
1,8
Калужская н.п.
тыс. человек 189
25 45
5 3
0,1 -
Тульская н.п.
тыс. человек 714
443 15
1 - -
Орловская н.п.
тыс. человек 315
37 - - -
Всего, н.п.
тыс. человек: 1679
702 133
33 248
103 6
1,8


Таблица 2.9.
Распределение населенных пунктов и населения наиболее загрязненных областей РФ по дозам в 1996 году

Область Диапазон средней накопленной эффективной дозы,
мЗв
10 - 20 20 - 50 50 - 70 70 - 100 выше
100
Брянская 33,6 191,2 29,6 2,6 1,4
Калужская 11,3 7,1 - - -
Тульская 42,9 1,9 - - -
Орловская 2,4 - - - -

В остальных областях накопленные дозы не превышают 10 мЗв.

В наиболее загрязненных районах Брянской области и нескольких населенных пунктах Калужской области радиационно-гигиеническая обстановка остается весьма неблагополучной. Здесь зачастую наблюдаются повышенные содержания 137Cs в организме жителей. Массовый контроль содержания радионуклидов цезия в организме, проводимый в этих районах, показывает, что среднее содержание 137Cs составляет 100-150 Бк/кг по наиболее загрязненным районам. У 90% жителей этих районов оно не превышает 200-400 Бк/кг. Однако у отдельных лиц содержание цезия в организме достигает 5000 - 7000 Бк/кг, что соответствует дозам внутреннего облучения в 20-25 мЗв/год. Столь высокие дозы обусловлены потреблением местных продуктов питания, в том числе молока, грибов, лесных ягод, мяса диких животных.

В чистых районах Брянской области содержание цезия в организме жителей не превышает 15-25 Бк/кг, что практически соответствует доаварийному уровню.

На загрязненных территориях действуют многочисленные ограничения, затрудняющие, а иногда и исключающие возможность хозяйственной деятельности. Они регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации № 1008 от 25 декабря 1992 г. "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В результате принятых мер повсеместно обеспечено производство нормативно чистых зерна, картофеля, овощей и фруктов. В юго-западных районах Брянской области производство сверхнормативно загрязненного молока в 1995 году составило около 0,6%, загрязненного мяса - 0,04% от заготовленного объема. Снижение объемов специальных агротехнических и агромелиоративных работ в последние годы привело к повышению содержания цезия в сельскохозяйственной продукции.


МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Из собственно радиационного воздействия на население можно выделить применительно к последствиям чернобыльской аварии три основных составляющих:

    облучение щитовидной железы;
    радиационный риск возникновения рака;
    радиационный риск отдаленных генетических последствий.

На сегодняшний день одним из самых масштабных генетических последствий чернобыльского выброса является увеличение больных раком щитовидной железы, большая часть из которых - дети.

Облучение щитовидной железы может привести к кратковременному или длительно протекающему нарушению ее функций.

Именно в ранний период происходило преимущественное облучение щитовидной железы за счет накопления в ней радионуклидов йода, поступавших с продуктами питания и за счет ингаляции. Содержание 131I в молоке достигало в отдельных районах Брянской области сотен тысяч беккерелей на литр. В силу физиологических особенностей наибольшие дозы облучения щитовидной железы получали дети младших возрастов.

В 1986 году в ходе массовых обследований детского населения РСФСР, УССР и БССР исследователями было зафиксировано изменение содержания некоторых гормонов, связанных с функциями щитовидной железы в организме детей. К концу года ситуация стабилизировалась. Со временем у части облученных может развиться рак щитовидной железы. Большинство заболеваний щитовидной железы поддается лечению, в том числе и опухолевые. Массовые обследования, направленные на раннее выявление случаев рака щитовидной железы, были организованы уже в 1991-1992 годах. Однако только в последние годы зафиксировано резкое увеличение числа заболеваний раком щитовидной железы среди жителей Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей, облученных и детском возрасте.

Скачок заболеваемости объясняют "йодным ударом" - мощным выбросом короткоживущих изотопов радиоактивного йода (представленных в основном йодом-131, период полураспада которого восемь дней). Эти радионуклиды накапливаются в щитовидке (вырабатывающей йодсодержащие гормоны) и могут индуцировап. мутации, вызывающие злокачественное перерождение клеток.

Радиационный риск возникновения рака от совокупного облучения организма человека за прошедшие 10 лет к настоящему времени полностью еще не реализован, хотя такие последствия, как гемобластозы, уже могли бы себя проявить при более высоких дозах. Величина дополнительного радиационного риска для большинства населения Российской Федерации, живущего на загрязненных территориях, весьма мала, и большинство специалистов считают, что современными средствами эпидемиологического контроля выявить возникновение новообразований, обусловленных дополнительным облучением, не удастся. На сегодняшний день нельзя отрицать возможный генетический ущерб от дополнительного облучения.

Цезию-137, период полураспада которого около 30 лет, а также стронцию-90, изотопам плутония и другим долгоживущим радионуклидам еще предстоит сыграть свою роль. Поэтому есть основания предполагать, что число онкологических больных будет расти. Большинство отечественных и часть западных специалистов считают, что рост будет очень существенным. Согласно одной из западных оценок, общее число случаев рака, вызванных чернобыльским цезием-137 за все время его влияния, составит для всех пострадавших стран около 950 тыс.

Вместе с тем, пока отсутствуют достоверные сведения о каких-либо генетических дефектах, вызванных радиацией за пределами зоны отчуждения. Только долговременные специальные исследования смогут пролить свет на эту проблему. Кроме прямого радиационного воздействия на здоровье, можно выделить и косвенное, связанное с санитарными ограничениями и самоограничением в потреблении местных продуктов питания, пребывания на свежем воздухе и, что наиболее важно, постоянным психологическим стрессом. Большинство жителей загрязненных районов убеждены в неизбежном вредном действии радиации и субъективно оценивают стояние своего здоровья как намного худшее по сравнению с населением чистых территорий. Определенный вклад в подобные цепки вносит и интенсивное медицинское наблюдение, вследствие чего выявляется большее число заболеваний.

Работы последних лет значительно усилили позиции исследователей, придерживающихся более пессимистического взгляда на отдаленные генетические последствия Чернобыля. В этой связи можно сослаться на прогноз, подготовленный в Институте общей генетики РАН на материале эвакуированных жителей г. Припять (хотя сами авторы прогноза считают эти оценки сильно заниженными).

Согласно этому прогнозу, для первого поколения потомков добавка к естественному уровню наследственно обусловленной заболеваемости составит 46 случаев на 10000 потомков. Причем уровень "добавленной" Чернобылем заболеваемости наследственными болезнями будет расти из поколения в поколение. До тех пор, пока через 7-10 поколений (т.е. по истечении 150-250 лет) не вырастет в десять раз и не достигнет равновесного уровня, на котором и зафиксируется.

Следует иметь в виду, что в наиболее загрязненных территориях население существенно обновилось. За все годы переселено и выехало добровольно около 50 тысяч человек, а общее число жителей осталось прежним. С 1992 года в этих районах наблюдается положительное сальдо миграции.

Для персонального учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, оценки состояния их здоровья к Медицинском радиологическом научном центре РАМН создан и функционирует Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР). В РГМДР зарегистрировано более 450 тысяч человек, в том числе 290 тысяч жителей загрязненных регионов.

Медицинские исследования здоровья проживающего на загрязненных территориях населения проводились и в рамках международных программ, в том числе по программам Всемирной организации здравоохранения АЙФЕКА, а также Комиссии Европейского Сообщества. Результаты наблюдений в рамках РГМДР, исследований, проводящихся научными организациями и местными органами здравоохранения, показали, что во многих загрязненных районах существенно увеличилась заболеваемость детей, в особенности болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы и нарушениями обмена веществ. В загрязненных районах по сравнению с чистыми районами выше уровень заболеваемости врожденными аномалиями. Возрастает количество женщин с патологическим течением беременности, отмечается повышенное нервно-психическое напряжение среди затронутого аварией населения, обусловленное хроническим стрессом.

Наличие большого количества данных медицинских исследований по проблеме последствий аварии на Чернобыльской АЭС не означает, что проблема полностью исследована. Об этом свидетельствуют основные выводы проекта АЙФЕКА.

    Авария в Чернобыле привела к резкому увеличению числа случаев рака щитовидной железы, особенно среди детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях.
    Уровень заболеваемости гемобластозами, имеющими тесную этиологическую (причинную) связь с радиацией, в послеаварийный период практически не изменился.
    У части детей, облученных внутриутробно, отмечается задержка умственного развития, нарушение поведенческих и эмоциональных реакций. Вклад радиации в изменения психической сферы детей такого рода пока не ясен из-за отсутствия данных индивидуальной дозиметрии.
    Анализ данных, накопленных в трех государствах (России, Украине и Белоруссии), свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в динамике отдельных классов заболеваний у населения загрязненных территорий и ликвидаторов. Однако связать эти тенденции с действием радиации пока не представляется возможным из-за недостаточной дозиметрической информации. Тем не менее, вне зависимости от этиологического фактора, увеличение заболеваемости населения, подвергшегося воздействию факторов аварии, требует повышенного внимания со стороны органов здравоохранения.

                ВЗЯТО  ИЗ  ИНТЕРНЕТА