Во Иордане крещающуся тебе, Господи

Александр Раков
КРЕЩЕНИЕ
Январь. Крещенье. Благодать.
Морозом свергнутые дали.
И хочется весь день молчать,
И чтобы все кругом молчали.
Священность этой тишины
Нарушить свято лишь молитвой,
Церковных песнопений сны
Со звоном колокольным слиты.
А в полдень солнечный прорыв
Наступит в снежном пированье
И, верность Богу сохранив,
Зазолотится куполами.
И в этом вечном торжестве
Перед Всевышним замирая,
Ребёнок и старик к земле
Склонятся, «Отче…» повторяя.
Ангелина ШЕНИНА

Погружением в водную стихию Господь наш Иисус Христос освятил естество воды и для нас устроил купель Святого Крещения. Это произошло, когда Христу по земным меркам исполнилось 30 лет. Почему в этом возрасте, а не раньше? Иисус — Сын Божий, и Он мог в любом возрасте начать Своё служение, причём без Крещения. На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма Рождества Св. Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим БУРЕНИН.
— Христос как человек родился и жил среди иудеев, воспитывался в обычном доме, носил обычную одежду, и современниками Он воспринимался как простой человек, исполнявший всё, предписанное ветхозаветным законом. Согласно этому закону к учительству дозволялось приступать только по достижении трид-цатилетнего возраста. Считается, что именно в этом возрасте Христос и вышел на проповедь. Святой Иоанн Предтеча крестил водой тех, кто исповедовал свои грехи и каялся. Христу же не было необходимости каяться, как делали это остальные, стоя в воде, поэтому, крестившись, «Иисус тотчас вышел из воды» (Мф.3,16). С тех пор всякий, желающий стать христианином, должен принимать Крещение, через это таинство становясь соучастником благ, дарованных Христом всем верующим в Него.
— Крещение называют ещё Богоявлением…
— Да, когда Христос вышел из воды и молился, как свидетельствует евангелист Лука (Лк.3,21), произошло явление Святой Троицы: Бог Отец голосом с неба, Бог Сын крещением от Иоанна во Иордане, Бог Дух Святый нисшествием в виде голубя.
— На некоторых иконах Предтеча изображён с крыльями. Почему?
— Такие иконы появились на Руси в XV—XVI веках. Сама же идея изображать Крестителя с крыльями возникла в XIII веке и связана была с богословским воззрением, что св.Иоанн Предтеча является в высшей степени аскетом, пустынником и постником: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф.3,4); крылья же на иконах — символ чистоты его жизни.
— Батюшка, а может это быть связано также и с тем, что Ангелы суть вестники и быстрые исполнители воли Божией, а Предтеча и был вестником, пророчествуя о приходе Мессии: «Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф.3,11)?
— По свидетельству св.Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя называют Ангелом потому, что он говорил не от себя, а возвещал тайны Божии, был вестником, что в переводе и значит «Ангел». Сам Христос говорит о св.Иоанне: «Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10).
— В Священном Писании также говорится о крещении страданиями и кровью мученическою. Как это понимать?
— Это значит, что не успевшие — именно не успевшие, а не не захотевшие — принять водное Крещение, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь свою за имя Христово, за веру христианскую, почитаются Церковью как крестившиеся кровью. Например, те из язычников, кто принял мученичество за Христа, омылись собственной кровью, и Крещение их полное и действительное.
— Зачем крестить младенцев, ведь они ещё не успели наделать грехов, какие надо было бы смыть Крещением?
— Спаситель сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14). При Крещении каждому человеку даётся Ангел Хранитель, и дитя оказывается под защитой. А если младенцы не крещены, то они находятся вне Церкви. Их нельзя причастить, помолиться за них на проскомидии во время литургии, при необходимости пособоровать. В Таинстве Крещения каждый получает благодать Духа Святого, очищающую от первородного греха. Недаром ведь свт.Иоанн Златоуст называет Крещение «баней пакибытия», а ап.Павел — «банею возрождения и обновления» (Тит.3,5). Как люди, побывавшие в бане, омываются от скверны и пороков телесных, и выходят чистыми, и одеваются в чистые одежды, так и христиане, вшедши в «баню» Святого Крещения, омываются от скверн греховных — очищаются, освящаются и одеваются в светлые одежды, делаясь чадами Божиими. Как говорил апостол, «омыстеся, освятистеся, оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1Кор.6,11).
— Во время Таинства Крещения произносятся слова: «Отрекаюсь сатаны и всех дел его». Каких дел?
— По духовной слепоте человек может принимать участие в делах сатаны: разжигании вражды, ненависти, зависти, непочитании родителей и т.д. — во всём, что нарушает заповеди Божии. Кто по принятии благодати Крещения продолжает делать лукавые дела и не раскаивается в них, не пытается от них отойти, тот и отпадает от благодати.
— Читала историю, что некий человек крестился, а потом уехал в другой город и вновь стал жить как язычник. Вскоре, желая посмеяться над христианской верой, решил креститься второй раз. Но едва священник стал совершать над купелью молитвы, вода в оной исчезла. Так само Небо обличило нечестивца. Но я, не зная, была ли крещена в детстве — родители умерли, спросить не у кого, — крестилась в 33 года, рассказав батюшке о своих сомнениях. А вдруг я была уже крещена? Но было такое чувство радости, будто груз тяжкий скинула.
— После десятилетий безбожной власти, когда невозможно было открыто ходить в церковь, венчаться и крестить детей, таких случаев, когда люди не знают, крещены они или нет, немало. В таком случае надо принимать Таинство Крещения, как если бы это было впервые. Господь ведь не наказал вас, не иссушил воду? Напротив, вы почувствовали радость, облегчение, благодать Духа Святого. Значит, Господь принял ваше Крещение.
И помните, что над всеми крещаемыми повторяется то же, что было над Спасителем: небо отверзается, и на человека нисходит Святой Дух, который соделывает нас чадами Божиими.
Адрес храма: 197022, СПб, Каменноостровский пр., 83. Тел. 234-13-24
Записала Ирина РУБЦОВА