Тиражирование теней

Наташа Лазарева
  Если кого-то из живущих в Санкт-Петербурге заинтересовала силуэтная тема, то больше всего материалов по искусству силуэта собрано в ЦГАЛИ СПб на Шпалерной.
       
          В 1950-х гг., вернувшись из поездки в Китай, театральный художник А. А. Рыков привёз с собой замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.
          Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный Архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, где мне посчастливилось с нею ознакомиться. Когда Лариса Сергеевна Георгиевская, директор ЦГАЛИ СПб, разложила на столах папки с картинками, я была поражена и очарована. До этого я видела работы китайских мастеров только в Интернете, да изредка - в каком-нибудь журнале. "Живые" "тен-чжи", как значилось на одной из папок, выглядели в тысячу раз прекраснее.
          Вырезание узоров из бумаги – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Недавно он был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.
          Эти силуэты (я буду называть силуэтами все вырезанные картинки, чтобы не путать посетителей музея и читателей специальными терминами) разительно отличались от виденных мною ранее.
          В богатой коллекции рядом с большими работами соседствуют крошечные изображения животных и бытовых сценок. Тонкость исполнения отдельных вырезок навела на мысль о вырубке, которая издавна является одним из распространённых приёмов изготовления китайских теней.
          Кстати, тиражирование силуэтов было и в России.
          Например, печатные силуэты работы Антинга расходились сотнями экземпляров.
          А виденные мною в музейных запасниках силуэты неизвестных авторов, изображающие неизвестных мужчин, женщин и детей, имеют очень тонкое тиснение "с изнанки", воспроизводящее детали лиц, одежды и причёсок.
          Не были ли такие картинки обычным "ширпотребом"? Почему исследователи решают, что люди украшали стены только портретами родственников или друзей? А если это - изображения литературных героев или "героев своего времени"? Увешиваются же в наши дни стены квартир и офисов фотографиями артистов и певцов, фотомоделей и политических деятелей - и это никого не удивляет. А зачем люди приобретают пейзажи мест, где никогда не были, натюрморты, не вызывающие реальных воспоминаний - и также размещают их у себя перед глазами? Мода - вот, возможно, и весь ответ на волнующие многих вопросы: кто изображён и кто автор?
          В этом нет ничего удивительного. Силуэты были в моде, купить авторскую работу по разным причинам мог далеко не каждый. Самостоятельное вырезание тоже привлекало не всех. Так что налаженное производство модных картинок стало отличным выходом для ценителей искусства либо просто поклонников сиюминутной моды.
Кстати, в музейных фондах мне приходилось видеть и силуэтные открытки, явно не ручной работы.
          До наших дней сохранились ёлочные игрушки, представляющие собой ни что иное, как силуэт. Такие игрушки расходятся многотысячными тиражами, привлекая своей простотой и чёткими формами не одно поколение детей и взрослых.
          В современном Китае, как и тысячи лет назад, бумажные вырезные картинки - неизменный атрибут не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников, от рождения до похорон. Спрос на такие изображения велик, а мастеров не так много. Поэтому механизация процесса стала естественным выходом из создавшейся ситуации.
          "Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались острые ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные редущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причём нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных
в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов" (Перова Е. "Тайна бумажного кружева").
          В настоящее время тен-чжи используются для украшения интерьера или сами служат изысканным и часто - дорогим подарком.

(Из главы, не вошедшей в книгу Н. Лазаревой "СИЛУЭТ. Уроки мастерства")

Мои работы: http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/