Моя бабушка курит трубку

Анна Новожилова
Благодарность за вдохновение Виктору Герасину и его рассказу «Газета»
http://www.proza.ru/2010/11/22/332
Страница в память о бабушке с ее произведениями http://www.proza.ru/avtor/irena1930


         Дымила моя бабуля нещадно. Пегас, помните, мне не раз в нем щепки попадались, но и денег не очень-то, и дед прижимист был, что поделать. Вот и пыхала она эту гадость.
         Еще она умела толковать сны….Чему по мере своих сил и моих возможностей обучила и меня.
           Да, вот что странно, не знаю, лично сама ни разу не видела, но рассказывала бабушка, Ирэна, пани Ирэна, что  пару раз остановила взглядом часы. Вот и у меня  какие-то проблемы с ними…Все норовят на сорок минут уйти вперед, ни больше, ни меньше.
         Ее дочь, моя мать, буквально может гордиться, что занимает такое большое место в том, что я пишу. Вот и сюда затесалась. То общаться нам запретит, то заявится просто так, поболтать, а ведь секунду назад все было так хорошо.
            Только что Ирэна рассказывала про свою учебу при свете «моргасика» ( Я думаю, это жуткое безобразие, моргасик, не намного лучше лучины), и вот  третий человек нагло вклинился между нами, и какова все-таки разрушительная сила визгливого женского голоса!
           А потом я становилась все старше и все неблагодарнее, своя жизнь, свои дела, столько не дослушала, столько не спросила!

         Только часто теперь слушаю Гарика Сукачева:

«Моя бабушка курит трубку
 в комнатенке «хрущевки своей»
Моя бабушка курит трубку
 и сквозь дым видит волны морей…»

                Любили они с дедом смотреть «Клуб путешественников» и обсуждать то, что не увидеть им никогда ( теперь-то это сбылось, не увидят в этой жизни, закончилась она) , прочли всю библиотеку, не читали только этикеток от «овсянки».
                Интересно, почему я  только после ее смерти узнала, что ее отец, а мой – прадед, был офицером Белой Армии? Это чистокровный-то еврей?! Красуется на  старинном документе его чистокровно-еврейское имечко! И вот уже некого спросить!  Думается мне, что когда я подросла, у меня просто появились свои дела, в которые личность прадедушки уже как-то не вмещалась.
                Почти десять лет бабушка растила меня, и вот ведь золотые слова, которые как-то в шутку сморозила одна моя девочка-подружка еще в 90-х:
Бабушки- наше будущее». Такая случайная и двойственная шуточка.
 Да, и в том, что они обеспечивают его, наше будущее, и в том , что это – наше будущее, быть со временем, нудными бабками с давлением и артритом.
             И с рассказами, которые бесцеремонно прерываются более молодыми:»да ладно тебе про свою войну и своего папашу, который «если не я, то – кто же», слышали мы это уже, дай лучше денег»! И проглотит обиду, и денег даст.
             А я бы на ее месте не денег бы, а – с отмашки в голову! Но разве в детстве можно бить родную мать? Мне оставалось наблюдать это безобразие. Нет, отметилась, позже, но это совсем другая история.
                А на памятнике  бабушки по моему заказу выбито :» моей маме». Такая вот запоздалая справедливость.