Прошу слова

Илья Богорад
Начальная школа - 1-4 класс закончилась в 1950 году. А далее с 5 класса пошли занятие, которые вели новые для нас учителя-предметники ( а начальную школу только одна учительница – Анна Борисовна). Русский – Юрий Петрович. Английский – называть не буду - именно с ней произошла история с иголкой в стуле ( имя, фамилию знаю по сей день). Математику вел невероятно умнейшая личность – невысокого роста, очень спокойный, вежливый, никогда не повышающий голоса. Он имел одну привычку – обращается в шумный класс – пожалуйста, дайте слово. А мы дружно - не дадим. Никогда не жаловался – ни директору, ни в учительской, терпеливо ждал, когда все успокоится.
Сегодня идет уже 221 изложение – но я никогда не говорил где и кем я работал до пенсии (целых - с июля 1961 года- сентября 1997 года – 36 лет, перерыв только на службу в СА). Итак  -  в торговле. Электриком  ( ОРУДа отдела регулирования управления движения) мне поднадоело быть две холодных зимы – работа ведь на улице (правда, таких холодов не было) не так уж и радость. Место работы – Петровка, 38.
Август 1959 год. Решил сдавать экзамены в институт. Взял справку с работы – тогда это приветствовалось - ты работаешь, а значит, есть маленький шанс, что это поможет - нет.   Набрал по всем предметам три четверки и конечно, с институтом закончено. С экзаменационным листом ( а поступал в Плехановский) я был  принят без экзаменов в московский торговый техникум на Бакунинской улице недалеко от м. Бауманская. Большая группа – человек около 30-ти (из низ всего 7 мальчишек +23 девчонки). Мне кажется, одна их них впоследствии вышла замуж за сына Никиты Богословского. А вторая – вот тут мое личное мнение – имеет внучку-директора на НТВ, невероятно красивую ( как Ирка, моя сокурсница) по фамилии Ингельдеева ведет передачу с диктором Пивоваровым ( очень хорошая пара на четвертом канале). И, конечно, «Лидида» - древнееврейское имя – «любимая» – в группе оказалась. Звала ее Алла (фамилию не забыл), очень красивая, очень молчаливая, закрытая – за два года учебы сумел всего три-четыре раза сходить с ней в кино. Хорошо помню – в «Ударник». Обычное занятие, все просто. Предметы чисто торговые. Диплом  – «товаровед  промышленных товаров» - получил в 1961 году.
Работа – всех по направлению. Меня и еще несколько человек – в военторг на улице Калинина (красивое здание – до революции в нем располагалось «офицерское собрание». Там встретил девушку,  с которой заканчивал 10 класс  после Ашхабада. Мы дружили – и в это невозможно поверить   - 1 сентября 1964 года оказались за одной партой в «Плешке» (так называли институт) сразу после армии. Дружили  все 5 лет и далее по работе целых  30 с лишним лет. Помогала Ритке. 1 августа 1961 года – вторая попытка сдать экзамен в Плехановский – оказалась удачной - приняли. Начались занятия – через короткое время пришлось взять академический на год.
1 сентября- начались занятия –это уже 1962 год. Вызывают в военкомат - вот бумага на работу, в институт – бери ложку, кружку и на призывной пункт. Сбор на стадионе «Красный пролетарий» - ох как он был хорош! А теперь на его футбольном  поле стоят шикарные многоэтажки. На сборном пункте призывников – тучи. Днем подали длиннющий состав – общее построение – красивые слова генерала, какого  то еще чиновника – и все по вагонам. Так началась служба, о ней рассказывал подробно. После нее  естественно, в родной институт. Ректор Фефилов  - пишите заявление на восстановление – факультет, форма обучения (дневная, вечерняя). Пошел на вечерника – нельзя же все время получать скромнейшую стипендию -  и на работу. Выбрал универмаг №13 (система Мосторг – в ней более 100 магазинов по продаже промышленных товаров).  Директор – Сизов – величина в московской торговле крупнейшая.
Там и появилась в моей жизни Елена Прекрасная – дочь самого Сизова. Именно она имела право в театральной кассе брать билеты в любой театр. Об этом я рассказывал и о ее смерти тоже,  от тяжелой болезни. Отработал в универмагу боле 10 лет –  но пришел новый директор – разговор короткий – давай расходимся. Разошлись, через год-полтора его посадили на очень большой срок.
Ушел я в другой универмаг – Мосторг  №43 ( а это уже январь 1975 года).  В торговле – более 30 лет. Я – зав. секцией.
Скоро мой день рождения. В очередной раз соберу своих бывших коллег  - Валеру,  Ирку, Надю, Татьяну. Все годы – ни одного пропуска. Дни рождения отмечали всегда, все время. На бумаге отчет о моей трудовой деятельности выглядит гладко. Но, конечно же -  нет и нет. Время, когда все было сверхдефицитно – работать невероятно трудно. Народ рано утром уже стоит у универмага – ждут, что-нибудь выбросят. А это – шум,  нервотрепка – ведь товаров всегда мало, недовольных много. Значит, жалобы в ОБХСС. Пройти эту дорожку – дело просто на удачу (тюрьмы СССР были забиты работниками торговля в первую очередь). 
6.02.1997 уволился. Решил попробовать себя в бизнесе, в кармане 2000 долларов. Легко и весело начал, также и закончил – нет, не мое.
 6.02.1998 года – мне 60 лет, значит, пенсия. А это 321 рубль.
Случайно прочел объявление – «Меридиан» приглашает в рекламный отдел. Взяли – работаю по сей день.
Вот и вся моя трудовая биография – электрик, торговля, расклейщик афиш.
А теперь у меня есть возможность ( с 9 ноября2010 года) общаться с Проза.ру с вами, на моей страничке. И это мне очень нравится. Уже писал – 300 читателей (это большое армейское подразделение – батальон, сегодня – целых два – почти полк). А число главных читателей ( одолевших мой полный текст – к 300-м, а это –уже сверхздорово) ! Хвалюсь об этом на каждом шагу. И снова – всем спасибо.
Одна очень смешная история произошла летом 2010 года. Звонок в дверь ( повторяю – народ ходит к нам постоянно), иду открывать. Открыл – и просто обалдел – стоит мой директор одного их универмагов – отработали несколько лет, и довольно дружно. Не виделись лет 20-25. Он приготовился основательно – притащил полную сумку еды, пива.
Ритка у компа, мы на кухне. Все организовали, и начались наши разговоры. Он – у меня к тебе одна просьба - выручай, не могу сидеть дома, дети, внуки шумят, просто все надоело – помоги с работой.  Нет вопросов. Я приглашаю его к нам в «Меридиан» - дворник,  рабочий и т.д.
А теперь самое главное. Об этом никому никогда не говорил – мой родственник входил в команду Ю.М.Лужкова,  то есть крупнейшая личность в Москве. И очень-очень известная.  Он - по каким то каналам  - мне сказал: знаю об этом.
Я:  а на какую должность?
Он : последняя моя работа перед пенсией (Николай, 1938 года) – начальник  какого то  крупного торгового  звена.
Я: как ты это себе представляешь? Ты –пенсионер. Тебе 72 года. Как все это могу объяснить?
Как это  он может должен организовать. Директор обиделся на меня и ушел недовольный. 
28 сентября 2010 года Ю.М.Лужкова выгнали с работы. Дальше принцип: должны всех его помощников тоже. Мой родственник - не исключение.
Колька ( мы все же дружили) – позвонил. Так без работы и сидит дома.