Коро

Константин Рыжов
Жан-Батист Коро. Ветряная мельница на Монмартре. 1845 г.

Жан-Батист Камиль Коро родился в июле 1796 г. в Париже, на улице Бак, где его родители держали мастерскую и модный магазин. Образование он получил в частном пансионе и Руанском  коллеже. В девятнадцать лет будущий художник поступил приказчиком к торговцу сукном. Семь следующих лет он занимался торговлей, пока, наконец, не решился всецело посвятить себя живописи. Родители, поняв, что сын их никогда не станет хорошим торговцем, разрешили ему сменить профессию. При этом отец согласился платить Коро маленькую ренту, которой едва хватало на краски и очень скромную жизнь. Очевидно, он просто махнул на сына рукой. Позже Коро вспоминал: «Мой отец считал  живопись ремеслом лентяев. Когда я решительно стал заниматься ею, он сказал мне: "Я ста тысяч франков не пожалел бы, чтобы купить тебе пай в солидном деле. Теперь ты будешь получать 2000 в год. Так тебе и надо, ступай забавляйся!"»

Три года Коро обучался в мастерской президента Академии Виктора Бертена, а в  1825 г. отправился в Италию. Пребывание в Риме стало для него  и годами учения и началом самостоятельного творчества. Забыв о музеях и старых мастерах, Коро писал этюды с натуры  на Палатинском холме и в садах Фарнезе, стремился уловить и передать очертания предметов  ранним утром или в жаркий полдень. Здесь в Риме, художник  формирует один из главных  принципов своего искусства: «Не терять первого впечатления от увиденного». В 1827 г. пейзаж Коро «Мост Августа в Нарни» впервые был выставлен в парижском Салоне. После этого до самого конца жизни он ни разу не пропустил ни одной парижской выставки.

Скромный достаток позволил Коро, несмотря на долгое непризнание, полно, как ни одному другому мастеру XIX века, развить свое поэтическое чутье и свой дар пейзажиста. Яркая природа юга обострила  исключительную чувствительность художника к свету. Возвратившись на родину, художник к 1835 г. объездил почти всю Францию и потом регулярно, каждый год, путешествовал по родной стране. С первыми признаками весны он покидал Париж и возвращался в столицу только глубокой осенью со множеством этюдов и впечатлений. Особенно привлекала его глухая и тихая провинция. Самостоятельность и оригинальность  творческого поиска  сразу выделила Коро среди современников. В 1830-1840-е годы он – признанный мастер и глава пейзажной школы. А в историю искусства Коро вошел прежде всего как создатель пейзажа настроения. Его творчество послужило толчком к развитию реалистического пейзажа.

С годами Коро все больше внимания уделял наиболее изменчивым, непостоянным элементам пейзажа – свету, облакам, небу. Основа его  живописной техники – удивительное чувство  валеров, то есть умение  различать тончайшие оттенки тона при переходе от темного к светлому в пределах одной гаммы.  Предметы в его картинах словно окутаны легкой серебристой дымкой, создающей ощущение вибрирующей, мерцающей воздушной среды, трепета света и неясного шелеста листьев.

Задолго до импрессионистов Коро стал  применять метод многократных этюдов. Смысл его в том, чтобы писать один и тот же мотив при различной погоде, в разное время дня. Но, в отличие от импрессионистов, пейзажи Коро всегда сохраняют не нарушенными, ясными и плотными формы, планы, объемы.

http://proza.ru/2011/01/16/393
http://proza.ru/2011/01/16/396
http://proza.ru/2011/01/16/401

В середине столетия в творчестве Коро наступает перелом: он делается более мечтательным, воображение заступает место наблюдательности, бодрость и жизнерадостность сменяются меланхолией, настроением светлой и ясной грусти. Обычно на первом плане его картины высится одно или два развесистых дерева; за ними в просветах проглядывают очертания далекого леса, окутанный утренним туманом пруд  и слившийся с небом горизонт. Деревья протягивают свои стройные ветви, прозрачная листва играет  нежными оттенками и сливается с небом. Среди этой природы  появляется  несколько фигурок крестьянок, собирающих хворост, пастухи  или пасущиеся коровы.

http://proza.ru/2011/01/16/405
 
Коро никогда не стремился подлаживаться под чей-то вкус и потому долгое время оставался неизвестным. Первые покупатели появились у него, когда художнику было уже за пятьдесят, успех  пришел к нему после семидесяти, но настоящая всемирная слава Коро наступила уже после смерти. Умер художник в феврале 1875 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100