Старый Шаман

Адиль Билялов
  Райгор стоял у подножия священной горы Моранн, с любопытством изучая мелкую живность бегающую по камням. Солнце пекло обнаженную спину пахаря из Хоома. Райгор вдохнул теплый летний воздух, подставляя грудь солнечному свету. Запахи и звуки окружили его, вскружили голову и он шатаясь пошел под тень ближайшего дерева. "Так хорошо сегодня. Сейчас отдохну и снова за работу. Потом домой, к жене, к детям." Приятные мысли сморили его и он заснул.
  Проснулся Райгор уже вечером. Точнее его разбудил какой то старик. По видимому он долго и настойчиво стучал Райгору посохом по плечу, потому что рука сильно болела.
 - Что тебе? - огрызнулся Райгор спросонья. Он вообще был нелюдимым, а когда его отрывали от сна становился грубияном и задирой. В драку конечно не полез - смирился с возрастом старика. "Еще бы! Хе-хе. Одного удара хватит, чтобы он отошел в мир иной... Может даже до удара не доживет" - подумал он и глухо усмехнулся. Старик тем временем спокойно смотрел в насмешливое лицо пахаря, точно так же как он сам пару часов назад разглядывал ящериц и грызунов у подножья горы. Эта мысль разозлила его и он собирался уже послать старика куда подальше, но тот произнес: "Знаешь ли юнец, в чьем святилище нашел ты сон?"
Недоумевая Райгор поднялся на ноги и огляделся по сторонам в поисках таинственного святилища, но по правую руку были только камни, а по левую - его поле.
 - О чем ты говоришь, старче? - спросил он уже вежливо - О каком святилище? Должно быть ты странствующий монах. Нет здесь святилищ, монах, ошибся ты. Только священная гора Моранн, у подножия которой мы стоим. Иных в наших краях нет.
 - Нет, есть! Это дерево - святилище Великого Туррина. Первого из Шаманов! Избранника бога Айно, создателя Земли. Во! - сказал старик, блаженно улыбаясь и ткнул пальцем в ветку.
 - Что говоришь ты, старик?! На старость лет из ума выжил? Нет никаких шаманов. И нет Бога, окромя Господа Нашего. Перекрестись сейчас же, простит старика Господь!
  Старик долго смотрел на него, переваривая сказанное. Бросил взгляд на дерево, на Райгора, посмотрел под ноги. Райгор думал уж оставить сумасшедшего в покое и пойти домой.
 - Как же нет? - услышал он, едва развернулся чтобы уйти - я - шаман.
  Райгора будто ударили по голове. Кровь прилила к лицу, он двинулся к старику потирая плечи. "Врежу пару раз, будешь знать впредь как хулить веру нашу." А старый шаман тем временем продолжал.
 - А дерево это великий тотем, говорят душа Туррина бродит по свету в поисках тела, достойного его мощи. И лишь тот, кто достоин сможет вытащить тотем из земли. Поэтому я пришел сюда. Долгие годы я готовился к этому, и кажется мне я готов.
 - Иди сюда я тебе дам готов!
Райгор сделал последний шаг к старику и потянулся к его шее. Нет душить он его не собирался, хотел как следует потрясти за грудки - жалко стало старика, сошедшего с ума от долгой жизни. "Ведь когда-нибудь то же может случиться и со мной". Но шамана уже и след простыл. Лишь ветер шуршал неторопливо. Садилось солнце.
  "Куда он делся? Только что ведь был здесь... Может и впрямь ворожить умеет? Только все одно ворожба от молитв Богу силу свою берет. Что он там говорил про это дерево?"
Он оглянулся. Дерево действительно стояло на месте, только что то в нем изменилось. Листья. Весной все деревья зелены, а это голое. Да и Райгор, готов был поклясться, что спал под тенью листьев. Он подошел к нему, коснулся.
  В первый момент все будто взорвалось, мир перевернулся и громовой голос приказал: "Не смей!" Райгор отдернул руку и все вернулось, кроме... Дерево исчезло, вместо него стоял на том месте старый шаман, сжимая в одной руке свой посох, а другой обнимая деревянный столб в два роста высотой, с лицами животных, и узорами или письменами неизвестного языка выжженными на нем. Зачаровано Райгор провел по узору рукой и письмена ожили. Будто горящая смола обожгла кожу, Райгор отдернул руку но она продолжала гореть. Он посмотрел на свое запястье - огненные змеи рисовали узоры на его предплечье, перекинулись на плечо, поползли дальше по спине и груди выжигая кожу и причиняя дикую боль. Глаза Райгора закатились. "Ну все конец"
  Очнулся Райгор от палящего солнца. Вскочил и оглянулся - нет, дерево на месте и даже с листьями. "Приснилось значит". Он посмотрел по сторонам, бросил взгляд на гору. Отсюда кажется, что она растет, становится все выше с каждым днем. Он увидел пик, которого никогда прежде не видел, хотя прожил в этих местах всю жизнь. Пик... Лицо... Старый сумасшедший будто смотрел ему в глаза. Тот же капюшон, тот же взгляд, казалось даже брови шевелятся неодобрительно. А если присмотреться к пику рядом с ним, то можно разглядеть в узоре трещин и растительности резной посох. "Глупости". "Хотя... посмотрим". Любопытство взяло вверх и Райгор решил подняться на взгорок посмотреть нет ли там огромной горы-тотема в двое выше самых высоких гор. "Может... Я... Шаман? Я ведь коснулся его! Тотем мой." Он посмотрел на свои руки - ожоги уже зажили, и теперь узоры на его загоревшем теле выглядели так же, как на тотеме. Он поднялся быстрее чем ожидал. Он стал сильнее и быстрее. Он посмотрел на горы в поисках той Горы. Нет... Нет там высочайшей из гор. Разочарованно Райгор, сел на землю и начал крошить пальцами камешки. Внезапно он услышал зов. Слова. Он воздел руки к небу, шепча: "Айно хи рагнор варр! Нутт дора шот" И содрогнулась земля, потому что рождалась из ее недр Гора, высочайшая из гор, пыша жаром подземного огня. И горы расступились, уступая место Горе. Лишь Пик-Шаман остался на месте. Гора-посох рухнула рассыпаясь. И вот и Гора-Шаман дрогнула. "Шаман" - прошептал Райгор - "Туррин".
Он упал на колени и камни крошились от прикосновений свидетеля Явления Пророка. Первого из Шаманов.
  Каменный Шаман-Туррин, нашедший тело достаточно прочное для своей души, поднял раскаленный докрасна Тотем и сделал шаг... И Земля дрогнула и раздался хор небес и глубин: "Айно соенр атт ва ками", что значит "Бог сошел на грешную Землю"