Сказ о Руслане и Людмиле

Сергей Куранов 2
«У Лукоморья»

У Лукоморья дуб зеленый -
Златая цепь на нем висит,
И днем и ночью кот ученый
За нею смотрит, паразит.

Русалка с Лешием не тужат,
Они вдвоем в той роще дружат.
Избушка там без курьих ножек
Стоит – ни крыши, ни дверей,
И здесь у леса на опушке
Не видно никаких зверей.

На берег тот пустой, песчаный
С волною выйдут в свет мирской
Здоровых витязей штук тридцать
И с ними дядька их морской.

Там власть сменилась мимоходом
Убрали грозного царя,
Ну а правителем России
Чуть не назначили меня.

В темнице девица не тужит,
С волками бурыми не дружит,
А ступу с Бабою – Ягой
Вдруг кто-то отшвырнул ногой.

Здесь русский дух!
Здесь водкой пахнет!
И царь Кощей от страха ахнет,
Наткнувшись на крутой кулак,
Потому что есть он враг.

Все золото вернут в кубышку,
А сам Кощей получит «вышку».
В том деле, сложном, непростом
Я чую, пахнет воровством.

У дуба у того сидел
Пил пиво с сухарями
И мечтал на берегу
О пальмах на Майами.

Что же, эту повесть
Поведаю я свету,
Сухари закончились,
Пива больше нету.




Часть первая

Владимир – князь вина поставил
Меньшую дочь он выдавал,
За князя храброго, Руслана
Гудел с дружиной, пировал.

Бухих гостей невнятны речи
Замолкли речи. Гуслей беглый звук.
Палаты огласил вокруг.
Старец Боян! Поддай-ка жару!

Та песнь, подобная пожару
И крик гостей: «Давай налей!
Неси на закусь кренделей!»
Всё это так, но трое харь
Вино не пьют, грузут сухарь.

Грызут отчаянно и рьяно
Они соперники Руслана.
В душе завистники таят
Любви и ненависти яд.

Один, Рогдай – силен бугай.
Другой – Фарлаф – здоровый шкаф.
Младой, хозарский хан ратмир
С Русланом не берет их мир.

Они мечи на схватку точат
Их души злобой кровоточат
Готовится кровавый пир.
Вот клончен бал, погасли свечи.
Нагрев воды, посуду моет,

И где-то пес тоскливо воет.
Чтоб кувыркнуться и уснуть,
В большую спальню держат путь.

Руслан с Людмилой идут
Не ведая опасность тут.
Лишь только улеглись в кровать
Что за идиттоваю мать!

Раздался гром и блеск огня.
А это что здесь за фигня?
Взбрыкнул Руслан как добрый конь.
Подушкой загасил огонь.

На тут, невидимая сила
Своей незримой рукой
Взяла, похитила Людмилу
И удалилась на покой.

Вот появился князь Владимир
Руслана грозно матеря…
«Куда же делась дочь Людмила?
Скажи! Я спрашиваю тебя?»

Рулан сказать ему не смог.
«Не важный ты жених, сынок!
Коль сам не знаешь, где Людмила
Ищи! Даю тебе я срок!»

А сам собрал честной народ
И сделал объявленье:
«Кто найдет Людмилу
Отдам без сожаленья!

Потом его женю на ней,
Ступайте в путь!
Седлать коней!»

И витязи, враги Руслана
Спиртного принявши на грудь
Под гусли старого Бояна
За ним отправилися в путь!




Часть вторая

Руслан к пещере подъезжает
В ней обитает старец Финн.
Он книгу древнюю читает
И воду льет в пустой графин.

Завет Руслана за собой:
"Мой друг, обижен ты судьбой,
Чтож, не протився этой воле,
Мечом махнешь ты в  чистом поле.
Гордиться будут и тобой
Ведь ты с рождения герой!"

И рассказал отшельник старый
Как в молодости пас овец.
"Влюбился в девушку Наину
Тогда безумно молодец.

Ради нее на подвиг ратный
Ходил с дружиной я порой,
Но мне Наина отвечала:
"Я не люблю тебя, герой!

Разузнал о ней я позже
Оказалось дело в том -
Эта юная красотка
Занималась волшебством.

Любви не знал я меру
Пришлось уйти в пещеру.
Забыл Наину вскоре я...
Но эта подлая свинья
Лет через сорок объявилась,
Как привиденье появилась.

"О, ужас! Старая херня
Пыталась здесь обнять меня!
Наина гордо заявила:
"Любви добился ты моей!
Что ж ты? Целуй меня, лелей!

Тебя я мужем объявила
К великой радости моей.
Неуж то я тебя смутила?
Давай! Бери меня скорей!

Спросил Наину:
- Мы расстались. Давно ли?
- Ровно сорок лет -
Наины прозвучал ответ.

"Уйди, Наина, не могу я!
Взирать на старую каргу!
Коль хочешь - можешь оставаться,
А я отсюдова сбегу!

"Ах, ты, изменник окаянный!", -
Наины загорелся взор.
"Я отомщу тебе, проклятый
Отшельник, старый мухомор!".

И мгновено растворилась
Будто тут и не была -
Вот такие-то случились
Нынче у меня дела.

А теперь скажу я, витязь,
Кто обидчик твой и вор -
Это карла окаянный
Недоносок Черномор.

Лысый, с длинной бородою
Этот маленький мужик,
Но характером ужасный
И упрямый, словно бык.

Похититель он Людмилы,
Повелитель гор и рек.
В общем, мудень настоящий,
Неприличный человек!

И ведьма старая Наина...
Ведь Черномор ей - лучший друг!
Вот, ядовитая змеина
Одно лишь зло несет вокруг.

Скачи, Руслан, быстрее,
Оставь свою кручину,
Ты должен Черномору
В бою помять бочину!



Часть третья

Мчит Руслан карьером,
Ночь кругом темна.
Только между сосен
Светится луна.

Вдруг... стрелы жужжанье,
Кольчуги звон, и крик, и ржанье.
Скачет на Руслана с копьем на перевес
В яростной атаке злобный мракобес.

Руслана ткнул копьем Рогдай -
В морду получил, бугай!
Замахнулся он мечом -
А Руслану нипочем!

Надоело человеку -
Он Рогдая сбросил в реку.



Часть четвертая

Но, а доблестный Фарлаф,
В лучах рассветных подремав,
Людмилу? Где ж ему найти?
Не знает он того пути.

Ел куропатку в тишине,
Не помышляя о войне.
Но тут... Наина появилась
Из ниоткуда, как всегда.

Подошла она к Фарлафу,
Вся сгорбатилась, стоит:
"Собирайся, хрен моржовый!
Тебе ехать предстоит.

Под Киевом, в уединеньи
В своем наследственном именьи
Ты отсидишься, обормот.
От нас Людмила не уйдет!"

Сказала дурню. И исчезла.
Вновь испеченный наш герой
Тот час отправился домой!



Часть пятая

А князь Руслан по полю скачет,
Какой-то зверь в кустах маячит.
Коня направил он к поляне,
Открылось взору поле брани.

Щиты, булавы, мертвецы -
И видно было на рассвете -
Рубились крепко, молодцы.

Руслан копье себе надыбал,
Вдруг видит - в поле голова,
Лежит она горой огромной
И помещается едва.

Сначала с нею он повздорил,
Ругался громко так и сяк,
Но понял, что погорячился -
Решил исправить свой косяк.

Он извиненья попросил
И больше с нею не рамсил.
А голова ему сказала,
Что раньше витязем была:
"Пока завистник злой и вор
Брательрник младший, Черномор
Не заманил меня сюда
Он ненавистным был всегда.

Мне голову мечом отсек,
А сам отсюдова убег.
А ты, Руслан, возьми мой меч -
Злодею бороду отсечь.
Тебя он должен уберечь
От всяческих ненужных встреч.

Коль Карлу где нибудь ты встретишь,
И если ты его заметишь,
То отомсти ему, герой -
Потом отправишься домой.

И помни всюду и везде
Вся сила Карлы в бороде!



Часть шестая

Ну чтож... Вернемся мы к Людмиле.
К неведомой, могучей силе.
Та, что ее приподняла
И у Руслана увела.

Княжна очнулась во дворце
Тот час же вспомнив об отце.
И о любимом ей Руслане
Все мысли были спозарани.

Вдруг... Из-за леса, из-за гор
Явился мудень Черномор.
Держит бороду в охапке,
Да в какой-то чудной шапке.

"Я по-жизни не женатый", -
Бухтел обмылок бородатый.
И Людмила сей же час
Ему подбила правый глаз.

Шапку с головы хватает
И по лысине долбает.
Он споткнулся на ходу,
Проклиная бороду.

Затем, поднявшись кое как,
Не удержался, рухнул вправо,
На Людмилу закричал:
"Ты што толкаешься, шалава!
Отдай мне шапку, говорю!
Иначе я тебя сгною -
Найдется на тебя управа!"

Прислуге Карла заорал:
"Готовиться мне надо к бою!
Найдите же ее скорей!
Иначе здесь я всех урою!"

Людмилы след давно простыл.
Она невидимую стала,
И Черномора-колдуна
Своею дерзостью достала.

Прислуга сбилась вся с пути -
Не зная, где ее найти.
Незримой стала им она
В волшебной шапке колдуна.



Часть седьмая

Сидит Людмила в тишине,
Лишь белка прыгает по ветке.
Здесь - гробовая тишина
В прохладе мраморной беседке.

И вдруг раздалось: "Милый друг!", -
Глухой удар, паденье, стук.
"Я здесь!", - воскликнула она,
Тяжелый стон и тишина...

Его Людмила догнала,
Но призрак исчезает!
Слетает шапка с головы,
И дева засыпает.

Колдун несет ее, скорей
В темницу прячет от людей!

Но вот раздался рога звон -
Руслан злодея вызывает!
На смертный бой одной рукой
Волшебный меч он поднимает!

Держись, козлина, а пока
Сейчас потешимся слегка!
Тебя побрею я, урод,
Мечом пощекачу живот!

К Руслану мчит на бой колдун
Всем доказать, что он - не бздун!
Чародея звал на бой
Руслан наш, доблестный герой.

Его глаза горят огнем
И щит и меч, им конь - при нем!

Взвился Карла с булавою,
На Руслана налетел,
Словно коршун на цыпленка -
Растерзать его хотел!

Гром гремит и дует ветер,
Мчит колдун туда-сюда,
И опорой для Руслана
Стала Карлы борода!

Нес он князя над горами,
Виражи крутые вил,
Из последних сил держался,
В пропасть чуть не угодил!

Руслан кричит: "Неси к Людмиле!
Да покорись ты русской силе!
Иначе, гнусный чародей,
Всыплю я тебе плетей!"

Запыхавшийся колдун
Угодил Руслану,
Рухнул тут же вместе с ним
Прямо на поляну!

Чтобы эффективней было
Витязь Карла стукнул в рыло,
А седую бороду
Отрубил он на ходу!

Карлу посадил в мешок,
Затянул ремнем,
Кинул на седло
И забыл о нем.

Бороду злодея
Он на шлем одел,
Чтобы все здесь видели -
Кончен беспредел.

"А где ж теперь найти Людмилу?", -
Ищет он и тут и там.
Эхо громко повторяет
Рев и крик и шум и гам!

Мечом разит в безумном гневе,
И вот отточенный удар
Сбивает волшебство с Людмилы -
Чародея злого дар.

Лежит княжна - не шевелИтся,
В пещере здесь совсем одна,
Не ведомо, чего ей снится,
В глубокий сон погружена.

Знакомый старца слышен глам,
Вот, Витязь, мой тебе наказ:
"Со спящею ступай Людмилой,
Себя наполни новой силой.
И в Киеве твоя княжна
Счастлива будет и нежна".

Руслан с Лдмилой в Киев
Отправился тогда,
Но подороге к дому
Случилась с ним беда...

Закончилась равнина,
Впереди река,
Спуск травой заросший,
Видно берега.

И вот раздались с речки голоса:
"Ты глянь, какая здесь краса,
Мы выпьем, милая, с тобой, посидим
И на красоты эти вместе поглядим".

Из лодки на берег ступает
Хазарский хан с девицей молодой,
С собою прихватив вина бутылку,
Похоже, у него запой.

На берегу Ратмир увидел князя
И предложил ему по чарочке вина,
За встречу добрую они с Русланом
Бутылку вылакали всю до дна.

Хазар тогда сказал Руслану:
"Ты спас Людмилу, княже, молодец!
А я здесь успокоил в сердце рану,
Отважный все же ты, Руслан, боец!

А мой уже закончен ратный путь,
С своей подругой
Я проживу здесь как-нибудь!"

Руслан с Ратмиром попрощался,
В дорогу дальнюю помчался.
Полночь наступила - надо отдохнуть,
Выспаться немного, потом продолжить путь.

Руслан в траву уселся,
По сторонам взглянул,
К Людмиле прислонился
И в тот же час уснул.

А где ж находится Фарлав??
В долине тихой и спокойной
Любви надежду потеряв,
Жил жизнью едостойной.

Вином он долго заливал
И совести кручину,
Не зря колдунья выбрала
Позорного волчину.

Но вот пробил тот грозный час
Волшебница явилась,
Фарлафа с пьяну напугав
Внезапно объявилась.

"Бездельник, помнишь ты меня?
А ну давай, седлай коня!
Утри соплю, готовься в бой
И быстро поспешай за мной!"

Руслану снится княжий двор,
Прислуги и бояре,
Родимый Киев, стольный град,
Знакомые все хари.

Варлаф, Наиной ободренный
Руслану меч вонзает в грудь,
Людмилу на коня сажает
И отправляется с ней в путь.

Церковным звоном встретил Киев
Варлаф, поднявшись на крыльцо,
Увидел, князь идет с дружиной,
Закрыл от ужаса лицо.

"Людмилу вам вернул домой", -
сказав он, овладев собой.
У лешего в глухом лесу
Забрал я юную красу.

Она мне сомную досталась,
Я лешему срубил башку,
Он, видно, сонную травою
Ее перепоил лишку..

А нам осталось только ждать,
И всем на чудо уповать!
Когда пробудится она
От заколдованного сна.

Руслан изменником убитый,
Валялся на  сырой траве,
Шлем с бородою черномора
Блестел на Черной Бороде.

К нему подхотит старец фин,
С собой прихватив графин,
Водою мертвой и живою
Побрызгал рану он герою.

Ну а в горло молодца
Влил спиртяги слеганца.


Часть восьмая

Встал Руслан, открыл глаза -
Нигде Людмилу не увидел,
Пропада юная княжна,
Не зря он сон хреновый видел.

Руслану старец говорит:
"Возьми заветное кольцо",
И ты Людмилу оживишь,
Затронув им ее лицо.

Все чары тайные падут,
Твоих врагов исчезнет злоба.
С Людмилой будете вдвоем,
Достойные друг друга оба.

А Киев осажден врагом.
Повозки, брички и телеги,
Дружно ринулися в бой -
Восстали нынче печенеги.

Руслан, подняв волшебный меч,
Направо-лево всех рубает,
И головы летят их с плеч,
В атаке грозной все сметает!

Победа. Киев весь ликует.
По граду мчится наш Руслан,
Конь боевой под ним танцует,
Противника разрушив стан.

В высокий терем он вступает,
Фарлав стоит там у дверей,
Узнав вхоящего Руслана,
Свалился тут же у дверей.

Руслан врывается к Людмиле,
Сует заветное кольцо
И в тот же в миг Людмила пробудилась,
И ожило от чар ее лицо.

Фарлав пред ними на коленях
Все о злодействе расказал
Руслан тогда тому Фарлаву
На двери молча указал.

Людмиле сиськи теребя
Воскликнул: "Краше нет тебя!
Прощаю этого щенка!",
Фарлаву дав под зад пинка.

И снова закатили пир,
Гуляет Киев, в граде - мир!
Был принят Карла во дворец -
На этом повести конец.


На берегу у дуба сижу опять я тут,
На пиво денег нету и пальмы не растут,
Я вам былину эту расказал не зря,
Так выпьем же за это, короче говоря!

С.Куранов