Стальная опора глава 9

Валерий Афанасьев
Обоз, развернувшись, ушел в Лопр - гномы торопились. В преддверии набега тилукменов, все работали не покладая рук и не жалея ног. Ушли, но как оказалось не весь. Десятка полтора гномов остались стоять на площадке, где разгружался обоз. Они стояли тесной группой, переминаясь с ноги на ногу, не решаясь начать разговор. Можно подумать, они пришли не в ополчение записываться, а незваными в гости. Наконец, один из них отделился от группы и направился ко мне.
- Нам сказали, что Вы здесь распоряжаетесь?
Гномы ждали ответа, я ждал продолжения.
- И? – наконец, не дождавшись, я решил поинтересоваться, что же из этого следует.
- Мы пришли, чтобы записаться в ополчение.
Хм, интресно.
- Почему сегодня? – признаться, я был удивлен. Приток добровольцев ожидался не ранее чем через два дня. Эти пятнадцать гномов никак не вписывались в планы.
- Мастер Вик, - надо же, даже эти неизвестные гномы меня знают, - так получилось, что больше мы ничем не можем помочь. Мы не кузнецы, не плотники, не лесорубы, не дубильщики. Сейчас все усиленно трудятся, чтобы подготовиться к отражению набега. А мы?
- Кто же вы будете, уважаемые? – удивился я.
- Мы стеклодувы. Чем? Ну, чем мы можем помочь? Не отсылайте нас обратно мастер Вик.
- Стеклодувы? – я был немного озадачен. - Что ж, если хотите, можете присоединиться к ополчению уже сегодня. Стойте, стеклодувы - значит, вы хорошо умеете дуть?
- Вообще-то дуть наша профессия, - подтвердил гном.
- Ополчение отменяется. Для вас у меня будет специальное поручение. Как раз по вашему профилю. Будете дуть. Вы очень даже вовремя.
- Дуть? В то время когда все будут сражаться? Дуть мы прекрасно могли и в Лопре.
- Это, смотря как дуть и для чего? Будете подавать сигналы к перестроениям с помощью труб. Это очень ответственное поручение.
Гномы начали переговариваться, обсуждая такое неожиданное известие.
- Мы согласны. Вот только, как дуть в трубы, мы понятия не имеем.
- Ничего, как-нибудь сообразим. Вам не надо играть затейливые мелодии. Достаточно того, что сигналы будут различимы.
Кстати, о трубах. Так получилось, что я о них совсем забыл. Отдал поручение Солте, а о его выполнении не спросил. И он промолчал. Готовы ли вообще трубы? Надо с ними поспешить, еще предстоит разработать и заучить сигналы, а время не ждет.

Вот что получается, когда, отдав распоряжение не потрудишься уточнить детали. Отправив стеклодувов обустраиваться в лагере, мы с их старшим отправились разыскивать Солту, а затем, вместе с ним к мастерам, которые должны были изготовить трубы. Солта тоже был не в курсе подробностей, поручив это дело одному из мастеров, он полностью погрузился в работы связанные с постройкой катапульт.
Трубы были готовы. Точнее, готовы были ТРУБЫ – каждая почти по два  метра длиной.
Я удивленно покачал головой. Мастер их изготовивший, пожал плечами – устройство и размеры труб ему никто не объяснил и делал он их так, как позволила его собственная фантазия и воспоминания из детства, которые сохранились с той поры, когда он с отцом был на ярмарке в империи. Видимо, гном был тогда еще мал и представления о пропорциях трубы сохранил именно с тех времен.   
Я озадаченно почесал голову: «Вы уверены, уважаемый мастер, что она будет звучать»?
Гном подбоченился, выставил одну ногу вперед: «Я, конечно, прежде трубы не изготавливал, но не один мой молот не подвел никого и никогда».
Охотно поверю. Правда, из молотов не пытались извлекать звуковые сигналы.
- Что ж, сейчас посмотрим, может ли что-то из этого получиться, - я повернулся к старшему  стеклодувов и попросил. – Попробуйте мастер Лойда подуть в эту трубу.
Лойда вышел вперед, поднял трубу – держать ее уму приходилось двумя руками, даже не представляю, как в ее сможет дудеть человек.
Лойда надулся, и окрестности огласил звук похожий на рев раненого гиппопотама.
- У-ах, - пропела труба, заставив пригнуться все, кто находился ближе, чем в полукилометре от эпицентра этого устрашающего рева.
- Ну, как? – спросил Лойда.
- Отлично, - я потряс головой, пытаясь освободить заложенные уши, - ели вы рявкнете так все хором, тилукмены попадают с коней не доезжая до строя копейщиков.
Преувеличил, конечно, но рев трубы действительно потрясал. Вполне можно будет их использовать для устрашения неприятеля.
 - Я же говорил, халтуру не делаю, - мастер изготовивший трубу принял торжественный вид, гордо выпятив грудь.
Я шагнул вперед и вполне откровенно пожал ему руку: «Трубы забираем. А к Вам, мастер, будет еще одна просьба – сделайте несколько труб размером, ну скажем, в одну пятую величины от этих».
Рукопожатие у гномов совсем не распространено, тем не менее, гном принял его благосклонно. Посчитав за одобрение – неумелую руку не пожмут.
- Непременно сделаю, мастер Вик, - заверил он меня.
Придется провести вечернюю тренировку с этой трубой. Попросить что ли Лойду дуть вполсилы? Иначе не миновать заложенных ушей. Сейчас надо быстро отработать два-три простых сигнала – на из заучивание у трубачей будет не более получаса. На ходу, все на ходу. А куда деваться? Эта спешка не дает подойти ко многим вопросам основательно.
Построение на вечернюю тренировку прошло почти успешно – минут за пятнадцать.  Помогла проведенная нами линия, вдоль которой и строились гномы.
Сегодня я решил выдать гномам длинные копья – обоз доставил древки. Пока без наконечников – для отработки перестроений это несущественно. Так даже лучше – не поранятся сами и не поранят соседей. Не хватало мне еще потерь до начала битвы.
Построение гномов сопровождал раздающийся время от времени рев трубы. Я просил Лойду дуть вполсилы, но звук все равно получался громкий.
Гномы построились, потолкали друг друга, отыскивая свое место в строю. Наконец, установилась относительная тишина. Нет, они не перестали говорить и бряцать своими копьями. Но говорить я уже мог. Вернее, меня могли услышать.
- Что это за звуки, мастер Вик?
Я обернулся навстречу спросившему. Томедж – один из вечных спорщиков, а вот и его оппонент – Олкам.
- Это сигнал. Запомните его как следует – это будет сигнал к построению. Может так статься, что строиться нам придется в срочном порядке и, упредить всех заранее, не получиться. Так вот, услышав этот сигнал, вы должны бросать все, кроме оружия (его как раз надо прихватить с собой), и бежать занимать свое место в фаланге.
Я попросил Лойду несколько раз повторить сигнал, затем попросил всех разойтись, но ждать неподалеку.
Я махнул рукой и Лойда протрубил условный сигнал. Те, кто пособразительнее, бросились занимать свои места в строю, толкая менее сообразительных и увлекая их за собой. Неплохо, совсем неплохо – десять минут. Когда прибудет пополнение, неразберихи будет больше. Надо будет поделить их на части что ли? И каждому подразделению определить свой участок.
Теперь запоминаем другие сигналы, - прокричал я, пытаясь заглушить шум. Все-таки хорошо я придумал с трубами. В бою будет стоять такой шум, что выкрикивать команды не будет никакого смысла. Кроме ближайшего окружения их никто не услышит.
- Копья всем поднять вертикально.
Разномастица прекратилась, до этого все держали древки копий кому как вздумается – кто-то горизонтально, а кто и вообще уперев в землю.
- Все слушаем команду, - прокричал я, - это будет сигналом, по которому копья направляются параллельно земле.
Несколько раз гномы вскидывали копья вверх и по команде приводили в боевое положение.
Вторая шеренга откровенно скучала. Вооруженные деревянными мечами мечники с интересом рассматривали расставленные в живописном беспорядке чучела, изображающие врага. Пора, пора привлекать их к тренировке.
- Команда для копейщиков «перестроение в два ряда».
Труба пропела очередной сигнал. Опять запутались. Кто первый, кто второй – все смешались. Пришлось снова их делить на первых и вторых.
Наконец-то.
- Сейчас, самая интересная команда – «мечники вперед». По этому сигналу гномы вооруженные длинными мечами и секирами должны атаковать врага. Внимание.
Я махнул рукой и Лойда протрубил сигнал. Сообразительный парень этот Лойда – пока что он не перепутал ни одного сигнала.
Мечники ринулись вперед с криками и смехом – ну, сущие дети. В пять минут от трех десятков чучел не осталось и следа. Да-а, и это при том, что мечи у них были деревянные.
- Лойда, труби возвращение.
Услышав незнакомый сигнал, гномы замерли, не зная, что им предпринять дальше.
- Возвращаемся. Мечник возвращаются за фалангу копейщиков.
Гномы с веселыми шутками двинулись обратно, подначивая друг друга и рассказывая как они расправились с «врагом».
- А мы? – Ропси выглядел обиженным – арбалетчикам так и не довелось поучаствовать в тренировке.
- Вы можете задержаться на полчаса. С сегодняшним обозом прибыла партия арбалетов. Можете попробовать из них пострелять. Вот только мишеней не осталось.
- Так мы сейчас, соорудим, - глаза у Ропси загорелись и голос с тал заметно бодрее.
Тогда отправляй ребят за мишенями и арбалетами. В стрелки попали в основном молодые гномы не такие крепкие в кости, как остальные. Отправлять их в бой с двуручником было бы неоправданно. С арбалетами же они были на своем месте.
Два десятка молодых гномов рванули к лагерю, остальные же двинулись к порушенным чучелам, чтобы попытаться восстановить из них несколько пригодных в качестве мишени.
Я мысленно похвалил Ропси. Он сумел правильно распределить силы. Со временем из него может вырасти хороший командир. Если…, если всем нам удастся пережить этот набег.
Ой-хо-хо, где мой отдых? А я еще хотел заглянуть в кузни и составить план работ на завтра. Но ребят тоже нельзя так оставить. Кто еще научит гномов стрелять из арбалетов?
Арбалеты притащили минут через двадцать. Не забыли и болты. Я специально не стал о них напоминать, проверяя сообразительность будущих стрелков. Сообразили, можно этот записать им в плюс.
Будет время, обязательно займусь усовершенствованием арбалета. А пока, мы имеем то, что имеем – оружие не слишком мощное. Одно преимущество – гномы взводят их довольно быстро. Такова обратная сторона сравнительно небольшой мощности арбалета. При увеличении мощности, разумеется, применяют более сложные механизмы взвода – блочные или реечно-шестеренчатые. Вот только время взвода такого оружия неминуемо увеличивается. Законов физики еще никто не отменял. Выигрывая в силе – проигрываешь в расстоянии. Иначе говоря, в скорости перезарядки.   
- Все разобрали арбалеты? Кому не хватило, стреляют во вторую очередь. Ничего не поделаешь, следующая партия арбалетов поступит завтра – хватит на всех.
Гномы немного пошумели, разбирая арбалеты, которых не хватило на всех. Все-таки они очень покладистые ребята.
- Взводим так, - я взвел арбалет, поджидая, пока стрелки повторят то же самое со своим оружием. – Закладываем болт. Целимся. Спускаем курок. Если стреляете далеко, надо учитывать поправку и целиться немного выше мишени.
 Я оглянулся и, почти не целясь, выпустил болт в чучело. Гномы восхищенно зашумели. Было бы чему радоваться – промазать с двадцати шагов, это надо постараться.
- А теперь давайте вы. Стоп, стоп, дайте я сначала отойду в сторону.
Гномы радовались удачным попаданиям и весело подначивали друг друга. Меня же царапала острым когтем подкравшаяся тоска. Пройдет чуть больше недели и этим ребятам придется стрелять в лавину мчащихся всадников. Стрелять под ливнем ответных тилукменских стрел. Возможно, многим из них суждено пасть. Это если нам удастся устоять. Если нет, то пасть придется всем. Я тяжело вздохнул и, пожелав им не слишком задерживаться на импровизированном стрельбище, отправился в лагерь. Солнце уже висело над самым горизонтом, и темнота должна была наступить не позже, чем через полчаса.
 
У механиков вовсю продолжалась работа. По всему периметру площадки готовились костры – видимо они и в самом деле собирались работать всю ночь. Онагр уже приобрел вполне ясные очертания, чуть в стороне собирали баллисту. Еще дальше гномы делали заготовки еще для нескольких метательных машин.
Раста тоже был здесь. Увидев меня, он поспешил заверить: «Я уже отдохнул, в самом деле».
Ну, что ты с ним поделаешь? Ладно, если так уж хочет возиться с метательными машинами – пусть. Будет, кому поручить координацию этих работ.
- Раз уж ты все равно здесь, то расскажи, как идут дела.
- Отлично. Один онагр будет готов ночью, баллиста к утру. Правда, только с волосяными канатами. Железные веревки Солта обещал сделать завтра к обеду. К этому времени будет готова вторая баллиста и еще три онагра.
- Неплохо. Тогда пробные стрельбы проведем завтра на рассвете, пока не начались работы по копке ловушек.
Не хватало еще задеть кого-нибудь случайным выстрелом катапульты.
- Хорошо, - согласился Солта.
- Тогда проследи за тем, чтобы к рассвету машины были на позиции. Да, и снаряды для метания подготовьте.
Я отправился к себе в палатку. До рассвета было не так много времени. Все ли я сделал? Ничего не упустил. Завтра, все завтра.
С шумом в лагерь прошли стрелки, обсуждая свою первую тренировку. Надо будет завтра обязательно их задействовать в общем плане учений. С этой мыслью я и заснул, провалившись в сон, как только добрался до лежанки.

За ночь количество добровольцев, желающих участвовать в возведении укреплений, увеличилось. Увеличилось и количество наемных работников из числа людей. Для Гримми дополнительная забота, ничего, он справится.
Я отправил дежурившего около моей палатки курьера с поручением отыскать Гримми и как можно скорее прийти ко мне.
Пока я ждал, другой курьер принес котелок с завтраком. Не иначе, Нимли позаботился. Кстати, что-то его не видно.
Гримми пожаловал, как только я успел покончить с завтраком.
- Доброе утро, матер Вик. С ловушками все нормально, скоро приступаем. Гномов за ночь прибавилось, людей тоже. Канавки тоже сейчас начнем копать.
- Вот для этого я Вас, мастер Гримми, и позвал. Работы надо отложить на час. И в планы, возможно, придется внести коррективы. Займитесь наймом вновь прибывших, что ли, инструктажем. В общем, работами, не связанными с копкой ловушек.
- Хорошо, - я увидел, как Гримми борется сам с собой, решая задать вопрос, или промолчать.
- Через час подходи к оборонительной линии. Там сам все поймешь.
- Хорошо.
Гримми ушел отдавать распоряжения, я же отправился на позицию камнеметов – пора было произвести испытания.