Твердая рука

Владимир Куприн
С первого момента знакомства Дмитрий Иванович Долотин, как и все крупные по размерам люди, производит впечатление спокойного, мягкого и весьма добродушного человека. В движениях он нетороплив, не суетлив, слова экономит и словно отвешивает их на аптекарских весах.
И где-то глубоко внутри его взгляда (это чувствуется сразу) совершается постоянный и неостановимый процесс обдумывания и оценки. При этом у его пальцев точный и крепкий захват, кисть руки в запястье тверда. Когда узнаешь, что он по профессии электрик, то не удивляешься этим характерным чертам – они сформированы профессией.
За исключением добродушия и спокойствия, которые даются отроду и воспитываются в семье. Однако они не мешают Долотину быть последовательным и при случае жестким в принятии решений.
Принимать решения, осмысливать каждодневную информацию он научился давно, и с 2003 года эта способность Дмитрия Ивановича проявляется в полной мере. Ведь он не просто электрик. Долотин возглавляет городское Предприятие электросетей в статусе первого руководителя.
Хозяйство, вверенное ему, очень хлопотное и беспокойное. «Продукция» находится в непрерывном движении, ее невозможно держать в запасе или на складе. Электричество требует постоянной собранности, быстрой реакции и чувства реальной опасности даже тогда, когда нет с ним прямого соприкосновения.
Воздушные и кабельные линии, трансформаторы, релейная защита, транспорт, снаряжение и средства защиты для персонала, ремонтное обеспечение, материально-техническое снабжение. А еще инженерно-техническая документация, прием сотрудников и клиентов и просто комфорт на рабочих местах… Навряд ли это полный перечень того, что должен держать в поле своего зрения директор.
Грешно было бы спрашивать Дмитрия Ивановича об ответственности. За два десятка лет он прошел ее уровни, начав «с земли» - простого электромонтера.
Вырос Долотин в микрорайоне, в просторечии называемом «Химки» или «Химы» (т. е, на Химгородке). Здесь, по адресу Айманова, 2, прошли детство и отрочество, здесь он закончил среднюю школу № 16 и после получения аттестата зрелости пошел учиться на электрика в Павлодарский машиностроительный техникум.
Интерес к этой профессии передался Дмитрию от отца Ивана Матвеевича. Тот самоучкой освоил работу со сложной радиотехникой и электронными устройствами, серьезно интересовался автотехникой, но работать пришлось на участке термоочистки литья в стальцехе-1 тракторного завода.
Мать Нина Митрофановна (урожденная Задорожная) долгое время трудилась инженером-экономистом в одном из автопредприятий, пока не грянула перестройка и не вынудила ее стать домохозяйкой. От ее профессии в памяти Дмитрия окончательно закрепилась «автомобильная тема».

Д.И. Долотин: Свою трудовую деятельность я начал в 1985 году, сразу после техникума, в СПМК-1905 треста «Сельстрой-19». Представьте себе: новоиспеченный квалифицированный рабочий, совсем еще «зеленый» новичок 18-19 лет, и тут на мои плечи возложено все электрохозяйство огромной мехколонны. Освещение (вплоть до замены лампочек), электросиловые установки, электропитание машин и механизмов, даже пишущие и счетные машинки с электроприводом. Не говорю уже о простых розетках и электрочайниках. 
И все это надо не просто налаживать и ремонтировать – оно должно исправно работать. Люди и техника заняты на стройках в сельской местности, разбросаны по Павлодарскому району. А электромонтер по штату один на всю мехколонну! Расслабиться, отвлечься хотя бы на пять минут некогда, только успевай поворачиваться… Запас выносливости нужен немалый.
Такому разнообразию нигде не учат. Спасибо, что полгода практики провел в первом механическом цехе тракторного завода. Ее свободно можно приравнять к остальному времени учебы в техникуме. Аудиторное и цеховое обучение – как небо и земля. Действительно, порой правильно говорят на производстве: забудь все, что узнал за партой и учись заново. Однако база теоретических знаний по физике оказалась очень важной и необходимой. Физика у меня всегда была на первом месте, несмотря на то, что в школе учителя по этому предмету менялись. Я сразу почувствовал, что без нее в дальнейшем техническую профессию нельзя освоить.

Учеба в машиностроительном техникуме была для Дмитрия Долотина переломным этапом. Он увидел житейскую практику как бы изнутри, понял, как надо вырабатывать и ставить свои цели, как их достигать. Он сразу понял: если хочешь быть специалистом, надо работать не только руками, но и головой, думать о своем деле и уважать – себя в профессии и профессию в себе. Особенно сильно подействовал на него переход от учебного процесса к непосредственной производственной практике на третьем курсе.
Учеба заканчивалась, начинался труд на всю жизнь. А труд – это прежде всего прочная и высокая квалификация, которой доверяют больше и за которую платят лучше. Осмысление этой простой, но нужной истины подкрепилось знакомством с Ириной, студенткой стройфака ПИИ, которая позже стала любимой женой, верным другом и матерью младших Долотиных (первая дочь Юля родилась еще до ухода Дмитрия в армию). Долотин подкупил Ирину молчаливостью, спокойствием и несвойственной юному возрасту степенностью.
По окончании института она согласилась с мужем своим, Дмитрием Ивановичем, и закрыла свой диплом под замок, стала домохозяйкой. Свои доводы Долотин аргументировал без слов – добросовестной работой и хорошими заработками на благо семьи.
Д.И. Долотин: Думаю, что привычку работать в полную силу воспитала у меня не только родительская семья. И мать, и отец всегда были и останутся для меня примером и образцом номер 1, и я остаюсь обязанным отцу и матери на всю жизнь (я у них единственный). Спасибо должен сказать я и детской станции юных техников, что находится около девятой школы, на Пионерской. Там я занимался в кружке автомоделистов. Собирали машинки с моторчиками, устраивали для них специальные трассы и потом соревновались в модельных автогонках. То время до сих пор вспоминаю и даже порой сомневаюсь: а правильно ли выбрал профессию? Может быть, надо было стать автомобилистом-профессионалом… Увлекаюсь и интересуюсь автомобилями серьез, даже храню все подшивки журнала «За рулем» с 1990 года по сей день.
Но к «электрической работе» больше привык, втянулся. С другой стороны, можно быть автолюбителем с надежными навыками вождения и техобслуживания. А вот электриком-любителем стать невозможно.
Армейская служба в жизни каждого, кто ее прошел, всегда остается особым периодом, Мужественность, воля, терпение, твердость характера – все оттуда, из юности в солдатской робе. Долотин и в армии тоже работал, не столько служил, сколько трудился электриком и по совместительству связистом.
Сначала в военкомате откуда-то узнали, что он имее «корочки» киномеханика». И на период призыва старший прапорщик Садовой из политчасти «прикомандировал» Долотина на три месяца к проектору, чтобы он своим ровесникам-новобранцам показывал патриотические фильмы.
Не каждому призывнику доставался свободный выбор по вопросу «где хочешь служить?». Конечно, заслужил исправной работой киномеханика. Можно было поехать в Экибастуз водителем, остаться при облвоенкомате (но для этого пришлось полгода обучаться в городе Оше в Киргизии). Даже предлагали или в пожарную часть, или в воинскую команду КГБ. Но Долотин выбрал военные автосклады.
Д. И. Долотин: Неуставной «дури» там не было, порядки были очень строгие. Хотя внешне «статусы» были – дух, черпак, дед, дембель.
Строго было потому, что внутри располагалась локальная зона с забором для солдат дисбата, их охраняли «ВэВэ», и сама часть была под охраной, за забором снаружи. Все как полагается – вышки, колючая проволока, патрулирование ограды.
Мне, как электрику, доставалась вся работа по профессии. Однажды послали меня менять лампочки вдоль ограды и забыли дать пароль. Пришлось под команду «Стой, кто идет!» постоять под дулом заряженного автомата, пока не велели пропустить электрика. Очень неприятное было ощущение.
Запомнилась мне одна история (из многих и разных,) с комически-опасным оттенком, - о том, как от нечего делать солдатики попробовали разбить лобовое стекло одиноко стоявшей на земле кабины автотягача «Буран». Ничто не брало эту прозрачную броню – ни молоток, ни кувалда, ни булыжник. Даже трещины после удара не появлялись. Тогда один из ребят уселся на болгарский электрокар-подъемник, наставил «рога» на упрямое стекло и дал ходу. От удара кар перевернулся и встал на свою каркасную кабинку. Это было счастьем для озорника, сидевшего внутри, – он остался невредим, только ушибся. И кар не пострадал. А лобовое стекло кабины «Бурана» так и «не шелохнулось», не треснуло и не разбилось; даже не вылетело из своих креплений.
После армии зимой 1987 года Дмитрий вернулся домой, до февраля 1988 года осматривался, а потом поступил на работу в Павлодарские электросети. Сначала работал в Павлодарском РЭС под руководством Леонида Павловича Лобченко, прошел школу электромонтера-высоковольтника.
Так и начал расти – мастер, старший мастер, главный инженер РЭСа. Рост по службе сопровождался заочной учебой в вузе, которая была хорошим подспорьем в наращивании опыта и мастерства. Потом Долотин был приглашен на должность начальника службы кабельных линий в горэлектросети Павлодара, переведен в главные инженеры ГПЭС, а с 2000 года – директор предприятия горэлектросети. Старшая дочь учится заочно в Белгородской академии (Россия) на архитектора. Сын Алексей появился на свет через 10 лет после сестры Юли. Он охотно учится в школе и в свои 11 лет, как папа и дедушка, проявляет огромный интерес к автомобилям. Он дотошно изучил все внешние признаки машин и угадывает марку даже по одному только заднему крылу и фонарю, и еще не разу не сбился и не перепутал. Он очень просит, уговаривает родителей купить ему скутер-мопед, но они стойко держатся: только с 14 лет, потерпи, сынок, три  года.
Родители по традиции занимаются дачно-садоводческими и огородными делами. От прежних хозяев им достались яблони, плоды которой долго хранятся, аж до февраля (при этом покрываются восковой пленкой). Развели на участке и виноград, привезенный из Крыма. Лозы прижились и дают грозди ягод с особенным, неповторимым вкусом.
На досуге Дмитрий Иванович больше предпочитает рыбачить в небольшой компании из трех самых близких ему людей. Обычно они едут под Актогай или Качиры, где облюбовывают пойменные водоемы. Рыбу ловят на интерес, но без спортивного азарта, потому главная задача – максимально отвлечься, отдохнуть, пообщаться с родной природой.
После такого отдыха работа кажется более новой. Она настолько разнообразна, что до конца к ней привыкнуть так и не удается. Много оборудования, устройств, линий, нет ничего шаблонного и повторяющегося, отсюда и самые разные ситуации в наладке, ремонте, эксплуатации. Но хорошо, что у Долотина и его помощников с юности натренирован навык «твердой руки», помогающий крепко держать все концы и нити управления и ничего не упускать из поля зрения. А где есть твердая рука, там все надежно устроено.