Долголетие проблема или ловушка?

Светлана Бестужева-Лада
Я бессмертен, пока я не умер...  /А. Тарковский/

Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать. /Станислав Лем/

Как говорил один из самых ярких персонажей Михаила Булгакова: «Все люди смертны, беда только в том, что они внезапно смертны». Пожалуй, в этом и кроется то отчаянное стремление к бессмертию и вечной жизни, которое так свойственно людям. Трудно представить себе, что все будет так, как ты видишь сейчас, только тебя в этом процессе уже не будет. Не потому ли канонизировано бессмертие души, что люди не могут примириться с абсолютным исчезновением?
 Мысли о бессмертии будоражат человеческие умы с давних пор. Эликсир вечной молодости пытались изобрести врачи, алхимики, колдуны. Иногда попытки стать бессмертным заканчиваются самой что ни на есть реальной смертью – так китайский император Сюаньцзун (VIII век) умер, приняв… эликсир бессмертия.
Смертными именовали людей древние греки, и термин этот с тех давних пор не потерял своего значения. Физическое же бессмертие так и осталось для человека  нереальным. Хотя заметьте: все бессмертные греческие боги были молоды и прекрасны, то есть долголетие (или бессмертие) предполагали еще и прекрасное сохранение физической формы. Увы! Это тоже красивая утопия, не более того.
 Вполне реальным, однако, стало относительно долгое продление молодости, точнее - зрелости: хорошее здоровье, бодрость, вкус к жизни, работоспособность - словом, все то, что геронтологи называют активным долголетием. Ну и, конечно, внешнего вида: пластические операции, всевозможные медицинские и народные средства, все поставлено на достижение одной цели: вечная молодость.
Но что считать этой молодостью? Период жизни с 18 до 25 лет? Но ведь это еще не сама жизнь, а только вступление в нее, только начала ее познания. До 35 лет? Именно об этой вехе написал когда-то великий Данте: «Земную жизнь пройдя до половины….» Но в этом возрасте сейчас многие люди только входят во вкус активной  и плодотворной жизни.
Может быть, речь идет о вечной зрелости? Но тут со мной уже могут не согласиться многие из тех, кто впитал основную заповедь нашего времени: главное – это сохранить молодость, хотя бы внешне. Есть люди (в основном, женщины, в основном звезды кино и театра), которым это почти удается. Но их так мало, что их пример можно считать скорее исключением из правила.
А правило жестоко и беспощадно: человек неизбежно стареет с момента своего рождения, причем старение - процесс не менее таинственный, чем зарождение новой жизни. Казалось бы, человеческое тело, созданное столь совершенным, имеет все шансы хотя бы на полтора века активной жизни. (Кстати, многие ученые подтверждают, что заложенный в наш организм потенциал именно на такой срок и рассчитан). Может быть, мы просто не умеем его правильно использовать?
С другой стороны, прогресс в этой области налицо, и прогресс весьма ощутимый.  За последнее столетие население развитых стран стало жить в два раза дольше: в США и Европе - до 76 лет, в Австралии – до 84, в Японии – до 85 лет. В условиях дикой природы ни одно существо не доживает до немощи и старости. Наши предки два-три века тому назад обычно умирали в 30 - 40 лет, задолго до нынешнего пенсионного возраста. Наши более близкие предки еле-еле дотягивали до пятидесяти и при этом считались уже почтенными стариками и старушками (почитайте хотя бы Льва Николаевича Толстого: старухе-графине Ростовой было едва за пятьдесят, когда она стала дряхлой развалиной).
Так что скачок вперед – налицо, но тут нет никакой мистики. Прогресс совершился благодаря новым подходам к питанию, соблюдению норм санитарии и достижениям медицины. Там, где этим пренебрегают или где нет возможности в полной мере пользоваться благами цивилизации, как, например, в России, мужчины доживают до 57 лет – в среднем. Именно доживают, потому что о полноценной активной жизни говорить не приходится: хронические заболевания начинаются у россиян чуть ли не с пеленок.
Впрочем, ничего трагического не происходит: мы живем не намного дольше тех евреев, которых Моисей переводил через Синайскую пустыню. Как ни старайся, к пятидесяти годам каждый из нас, в какой бы прекрасной физической форме он ни находился, начинает терять в реакциях, активности, чувствительности. Даже если вторую половину жизни мы отлично себя чувствуем, шансы «дотянуть» до 120 лет практически равны нулю. До девяносто лет – возможно, но если посмотреть на тех, кому это удалось, вряд ли захочется им уподобиться.
Еще в очень недавнем прошлом, кстати, ничего подобного не происходило, человечество всерьез помешалось на проблеме старения всего каких-нибудь четверть века назад. И эта идея довольно быстро овладела массами, хотя биологи, например, по-прежнему рассматривают старение как естественный процесс, обеспечивающий смену поколений. Когда наши фертильные возможности иссякают, то есть мы уже не можем давать жизнь новым людям, то и наше пребывание на Земле становится бессмысленным с точки зрения биологии.
И в этом есть своя логика: если бы все люди на Земле жили неопределенно долго (тем более – вечно), то им уже сейчас просто негде было бы жить и нечем дышать и питаться. В этом плане человеческая популяция ничем не отличается от популяций других биологических видов.
Парадокс же заключается в том, что, как показывают исследование животных, способность к размножению и долголетие находятся в противоположной зависимости: когда одна растет, вторая затухает. Тела, спроектированные под максимальную плодовитость, бессильны поддерживать собственную жизнь.  И наоборот, существа, живущие непозволительно долго, не торопятся заводить потомство.
Распространяется ли это правило на людей? Здесь можно дать ответ неточный, но провокационный. В 1998 году ученые Манчестерского университета проанализировали продолжительность жизни 32 тысяч английских аристократов за период с 740 года по 1875 год (1 135 лет), то есть за то время, когда никто ничего не знал о контрацепции. До шестидесяти лет дожили наименее плодовитые, а из 80-летних женщин подавляющее большинство были бездетными.
Проблемы старения и долголетия, естественно, волнуют не только Россию. Население Земли дряхлеет так стремительно, что на разрешение животрепещущего вопроса «почему?» брошены немалый научный потенциал, большие деньги и огромное количество подопытных животных. Кое-что удалось прояснить.
Самый действенный способ продлить жизнь лабораторным животным - урезать их рацион: если обезьян или крыс морить голодом, недодавать им ежедневно от 30 до 60% калорий, то они будут жить в полтора раза дольше. Никто никогда не проводил подобных экспериментов на человеке, но всем известно, что неумеренность в пище не способствует долголетию и здоровью. Только не нужно путать осознанную умеренность и вынужденный скудный рацион, то есть жизнь впроголодь, которая по определению не может быть долгой.
Голод (то есть сознательная умеренность в пище вплоть до временного отказа от нее)  способствует укреплению костей, делает упругой кожу, благотворно сказывается на работе мозга. Голодный организм лучше сопротивляется простудам и высокой температуре. И даже переломы и ссадины в его режиме заживают лучше.
Мировая индустрия уже заработала миллионы на нашем страхе смерти: кремы от старения, биологические добавки, натуральное питание, омолаживающие грязи, минеральные воды, очистка кишечника от мифических шлаков - все это призвано максимально продлить нам жизнь.
Однако последние научные исследования подводят вполне к очевидным выводам. Наше тело создано, чтобы существовать строго определенный промежуток времени. Если мы будем его холить и лелеять, оно продержится дольше гарантийного срока, но не намного.
Поэтому можно расслабиться и не терзать себя ежедневными десятикилометровыми пробежками. Мы действительно можем отвоевать пару дополнительных лет, если, например, будем морить себя голодом или подвергнемся добровольной кастрации. Но … нужно ли нам это?
В любом случае, изучение проблемы продолжается. И открытия в процессе этого изучения бывают не слишком приятными. Например, российские ученые обнаружили, что  в нашей стране болезнь Альцгеймера (больше известная под названием «старческий маразм») помолодела лет на двадцать пять. Встречаются уже сорокалетние люди с симптомами этого заболевания. Прожить они, кстати, могут еще лет сорок, только вряд ли это можно будет назвать жизнью.
Но так или иначе, по мнению большинства геронтологов, на данный момент предел продолжительности человеческой жизни составляет 120 лет, а Книга рекордов Гиннеса утверждает, что нет ни одного достоверного случая празднования 121-го дня рождения.
Проблемой долголетия (и в перспективе - бессмертия) занимались и продолжают занимаются целые институты, причем не без успехов. Используя результаты этих исследований и изменив свой образ жизни человек может продлить свою жизнь. Но продление срока жизни на 5, 10, или даже  50 лет лишь оттягивает момент смерти. Достижимо ли физическое бессмертие в принципе? Вполне возможно, что ученые будущего смогут решить этот вопрос.
Хотя – нужно ли это человечеству? Нужно ли это человеку? Да и можно ли будет называть бессмертное существо человеком, ведь тогда мы станем сродни бессмертным Богам. Великие же мира сего сознательно отвергают этот дар – согласно преданию царь Соломон был настолько мудр, что отказался принять эликсир бессмертия, не желая видеть смерть близких ему люди.
Так что же такое долголетие? Цель, к которой нужно стремиться, проблема, которую обязательно нужно решать не только врачам-геронтологам, но и многим другим специалистам, или… ловушка одного из самых мощных инстинктов, заложенных в человеке: инстинкта самосохранения?
Я не знаю правильного ответа на этот вопрос.