Родник

Светлана 08
Семья Тихоновых из трёх человек,проживающая на самой многодетнойи шумной улице Мильонке, выделялась весёлым нравом.
В большом сибирском селе с грибными берёзовыми рощами,с дикой пахучей смородиной и пьянящей черёмухой, жилось и дышалось легко… Достопримечательность,гордость сельчан-амбар,построенный из брёвен без единого гвоздя ещё в двадцатые годы прошлого столетия (хранилище для зерна) и животворящий,чистейший родник.Жители трёх улиц:Мильонки,названной так-по количеству детей,Гармонятки-по множеству имеющихся гармонистов или по фамилии первого жителя,построившего дом (Гармонов) и Советской  набирали воду из родника;хотя на каждой улице было по колодцу,а то и по два.Но, разве сравнишь колодезную воду с ключевой!?Мужики с маслозавода,что на горе,всегда спускались к роднику попить ледяной водицы, поделиться новостями и махоркой.
У Тихоновых колодец вообще был «под боком»-во дворе,но за живой водой они ходили каждый день.Пётр,коренастый,небольшого роста,крепконогий,воду носил «на руках».Жена его-пышногрудая,ладная Анна-на коромысле.Сын их,Санька натаскивал целую бочку речной воды на полив грядок в огороде.Занятие это было по душе.Пробежать по тонкому,качающемуся мостику к роднику,напиться холодной,до ломоты в зубах воды,вернуться на мостик,зачерпнуть полные вёдра речной воды, и где-нибудь в переулке или на улице встретить голубоглазую,с длинной,шикарной косой Лидочку.У Лиды-пять братьев;все здоровые,крепкие-попробуй подступись!Но помечтать никто не запретит...Вот Санькин отец,-лихой водитель «Эмки»,-везёт их в сельсовет расписываться.Родные встречают хлебом-солью,гости пляшут,поют озорные частушки…Санька,испугавшись собственных мыслей,стал оглядываться-не слышит ли кто.Ведь ему всего четырнадцать.Хотя,девчонки постарше заглядываются и зовут «Нарисованный». Санька поставил вёдра с водой; на небе ни облачка.День будет жаркий; все на «запруду»-на речку купаться пойдут…Лида уложит косы в «корзиночку» по всей голове, завяжет  платком,чтобы не замочить.Но он обязательно захлюпает её водой.И тогда Лидочка распустит светлые,золотые волосы до самых колен,-пока не высохнет на солнце каждая тяжёлая прядь.Санька переплывёт на другой берег реки вразмашку-красиво,легко,не замочив спины.Там, на полянках,они с Лидой будут собирать спелую, тёплую землянику…-"Саш! Ты чего тут застыл? Война началась…с Германией!Вот тебе и канакулы, да?"-ошарашил Лёнька, Лидин брат.Он схватил ведро с водой, понёс, не оглядываясь, и говорил,говорил…О том,кого первого отправят на фронт,о том,что старшим братьям повезло-они успеют повоевать.А вот ему, Лёньке – всего пятнадцать.
-А ты вообще пролетаешь,как фанера над Парижем,-оглянулся он на друга.
С первых дней войны Санькин отец Пётр Васильевич Тихонов был призван в армию.1941-1942 страшные ,жестокие годы, с израненной землёй, с горящими домами, садами и посевами, неравными боями и огромными потерями.
В одном из боёв под Ленинградом встретил Пётр Васильевич родного брата Николая.Так крепко никогда не обнимали они друг друга . Казалось,никакой силой не разнять братьев.Рядом так рвануло-комья земли посыпались сверху.В голове гудело,уши заложило…Стоны раненых и хриплый голос Николая:"Водички бы сейчас нашей ,из родника, холодненькой…" Чертыхаясь,сплёвывая землю,свалился в окоп ротный:-«Живые, чертяки!Передохнули?А теперь за мной,в атаку, за Родину! Ур-р-р-а!»               
И бежал Пётр,стреляя , до  боли стиснув зубы, боясь отстать от младшего брата…А вокруг рвались снаряды,так,что в глазах темнело…и тьма внезапно закрыла небо…Придя в сознание,сидя у обгоревшего пенька, в ложбинке, Петр думал: «А не приснилось ли всё? Кончится война, спрошу у Кольки , видел он меня здесь, под Ленинградом».
А Николай после того боя отлежал полгода в госпитале с разорванным плечом.Залатали, конечно, доктора,но рука осталась висеть плетью.Вернулся младшенький домой инвалидом второй группы.Но с должностью военрука справлялся. Затем работал секретарём райкома комсомола в родном селе.
Петру повезло меньше.Он вернулся с фронта без ноги.С «Эмкой» пришлось расстаться. А вот в пимокатный цех взяли сразу; там нужны сильные руки. Новую «ногу» Пётр Васильевич смастерил себе сам из лиственницы. И даже прибил резиновый кругляш, чтобы не стучать о деревянные половицы.Опробовал «ногу», достал гармошку, протёр любовно и растянул меха. Аннушка, захмелевшая от счастья или от стопки первача, смахнула набежавшую слезу и пошла лебёдушкой вокруг Петеньки: «Сама расходилася, да сама разгулялася, то ли дело по избе, поворёшкой по …спине.» Петя не удержался , подхватил : «Хорошо тому живётся, у кого одна нога;
ничего в штанах не трётся и не надо сапога!» Постукивал в такт живой ногой и боевые награды позвякивали на груди. Вбежал Санка :-«А мне повестку вручили!»
Всем селом провожали 16-летних ребят. Подсаживать некоторых пришлось на телегу-фургон; мелковаты были бойцы. Везли их на лошадях до железной дороге,на Красную Сопку. А там на поезде, до Владивостока.Восемь месяцев учились мальчишки военному делу.Осваивали специальности артиллериста, кока,механика, сигнальщика и прочие матросские премудрости.
На острове Русский Санька служил с земляками: Юрой Соломатиным, Ваней Севастьяновым. После обучения в школе военных моряков отправили  парней в Америку, на Аляску. Когда фотографировались в новенькой форме ,в бескозырках с надписями "Тихоокеанский флот",Юра хлопнул  Саньку по плечу:-«Где ещё Тихонову  служить, как не в Тихом? Слушай, а ты и,правда,как нарисованный,все девки  твои будут."- Отвали,-огрызнулся Санька.Зачем ему все,Лидочка бы его сейчас видела! Из коротких,редких сыновних писем Петр и Анна узнавали, что такое клотик, камбуз… Что пролив Лаперуза находится между островом Сахалин и Японией, и почему острова называются Курильскими. А на кораблях-тральщиках вместо названий – лишь номера. И ни слова не писал Санька о том , как гибли его товарищи в штормах , боях с японцами, как разминировали водные просторы и подрывались на вражеских минах. Осенью 1945 года в бухте Золотой Рог адмирал Фёдоров вручил Александру Петровичу Тихонову медаль Ушакова (№ 11708 )за освобождение Северной Кореи. Война закончилась для Александра только в 1949 году . Ему хотелось бежать вприпрыжку ,как в детстве,но он шёл по улицам родного села солидно, вразвалочку,как подобает настоящему морскому волку.
Вот уже слышна до боли знакомая ,родная, не забытая за долгие годы разлуки, песня родника. Стоя на коленях, он набирал в бескозырку кристально-чистую холодную воду и пил, пил…
Более пяти лет отработал А.П.Тихонов бухгалтером в РАЙФО.А когда директор совхоза «Авангард» И.Н.Береговой обратился к сельчанам с просьбой помочь в уборке урожая,сел на трактор ДТ-54.И до самой пенсии работал механизатором на бескрайних полях родного хозяйства.
Вырастили они с Лидией двух дочерей , трёх внучек ,правнука. А к 65-летию Великой Победы появилась на свет правнучка Виктория.
И квартиру получил ветеран в Шарыпово.В новое жильё Александр Петрович с Лидией Максимовной взяли альбом с фотографиями, коробку с лекарствами и воду из родника…