Иона

Ник Иванов
Серьезный политик, такой, как
премьер-министр Российской Империи, позволил себе шутить над царской
фамилией? Почти невозможно представить...

Но ведь именно на рассказе Петра Аркадьевича Столыпина основано
свидетельство французского посла при Русском Дворе Мориса Палеолога...

Вслушайтесь в эти пророческие фразы. Это важно...

***
«...Это  было в 1909 году. Однажды Столыпин предлагает Государю важную меру
внутренней политики. Задумчиво выслушав его, Николай II делает движение
скептическое, беззаботное, - движение, которое как бы говорит: «Это ли, или
что другое, не все-равно?!» Наконец, он говорит тоном глубокой грусти:

- Мне, Петр Аркадьевич, не удается ничего из того, что я предпринимаю.

Столыпин протестует. Тогда царь у него спрашивает:

- Читали ли вы жития Святых?

- Да, по крайней мере, частью, так как, если не ошибаюсь, этот труд
содержит около двадцати томов.

- Знаете ли вы также, когда день моего рождения?

- Разве я мог бы его не знать? 6 мая.

- А какого Святого праздник в этот день?

- Простите, Государь, не помню!

- Иова Многострадального.

- Слава Богу! Царствование Вашего Величества завершается со славой, так как
Иов, смиренно претерпев самые ужасные испытания, был вознагражден
благословением Божиим и благополучием.

- Нет, поверьте мне, Петр Аркадьевич, у меня более, чем предчувствие, у
меня в этом глубокая уверенность: я обречен на страшные испытания; но я не
получу моей награды здесь, на земле. Сколько раз применял я к себе слова
Иова: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, и чего я боялся,
то и пришло ко мне».

О том, что Николай II знал о своей печальной участи и о неизбежности краха
монархии, известно достаточно широко. Причем самое удивительное, что
пророчество было сделано за сто с лишним лет до революции и расстрела
царской семьи. В статье «Таинственное в жизни Государя Императора Николая
II» ее автор А. Д. Хмелевский писал:

«...Императору Павлу I Петровичу монах-прозорливец Авель сделал предсказание «о судьбах державы Российской», включительно до правнука его, каковым и являлся Император Николай II. Это пророческое предсказание было вложено в конверт с наложением личной печати Императора Павла I и с его собственноручной надписью: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины». Документ хранился в особой комнате Гатчинского дворца. Все Государи знали об этом, но никто не дерзнул нарушить волю предка.
11 марта 1901 года, когда исполнилось 100 лет согласно завещанию, Император Николай II с министром двора и лицами свиты прибыл в Гатчинский дворец и, после панихиды по Императоре Павле, вскрыл пакет, откуда он и узнал свою тернистую судьбу. Об этом пишущий эти строки знал еще в 1905 году».

Что же еще напророчествовал загадочный монах, которому в 21 год от роду
открылся удивительный дар, ставший причиной его многочисленных мытарств и
страданий при жизни - в общей сложности около 20 лет заточения? Авель (а в
миру Василий Васильев) открывал российским царям с величайшей точностью их
судьбу и дату кончины.

Известно, что монах изложил свои откровения в трех
пророческих книгах. И, судя по всему, полная информация о настоящем и
грядущем в настоящее время хранится в чьих-то надежных руках. Хранится в
жесточайшей тайне, поскольку сбывшееся не оставляет сомнений в истинности
пророческого дара Авеля.

Но сейчас речь пойдёт о другом пророке. Ионе. Удивительнейшая личность!

Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, среди язычников. Потому что он, во многом предвосхитил такие новозаветные чудеса, как Распятие, Смерть и Воскресение. В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к «избранному» им народу.

Предание гласит, что Иона получил от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием о гибели города за его нечестие, если жители оного не раскаются.

(Исторический факт: В марте 1905 года Николай Второй пытался «переломить судьбу», предложив иерархам РПЦ восстановить Патриаршество, отречься от своего Престола (в пользу царевича Алексея) и уйти в монахи, с последующим  избранием его (Николая) Патриархом Вся Руси, - но иерархи не поняли и не приняли это предложение Царя. С тех пор, кстати, и пролегла трещина между Царем и РПЦ; с тех пор и приблизила к себе Царская чета Григория Распутина…)

Продолжим. Но пророк Иона, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, отправился в Иоппию (ныне Яффа), сел на корабль и отправился в Фарсис, финикийскую колонию в Испании. Во время морского пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Бога. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и просил мореплавателей бросить его в море, что те немедленно и исполнили, и буря утихла.

«2. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита
3. и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.
4. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.
5. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.
6. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.
7. До основания гор я нисшёл, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведёшь душу мою из ада.
8. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего.
9. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего,
10. а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! (выделено нами жирным при цитировании).
11. И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу»

(Книга Ионы, гл. 2).

Итак, по Божественному Промыслу, Иону в море поглотила большая рыба. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, Иона молился Господу и затем был выброшен рыбой на берег.

«... был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи»

(Иона, 2:1),

т.е. примерно трое суток; никейско-константинопольский символ веры, пересказывая свидетельства евангелистов, предписывает веровать в воскресение Иисуса «в третий день, по Писанием».

«И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу»

(Иона, 2:11).

***

Скептики, которые знают о том, что пищевод китов, питающихся планктоном и мелкой рыбешкой, недостаточно широк, чтобы кит мог проглотить человека, не ведают, что перед входом в пищевод у китов имеется достаточно большая полость, обычно не заполняемая водой, способная вместить человека. Иона мог находиться в «воздушной подушке в такой вот полости», но вряд ли был, пребывая в состоянии психологического шока, способен отличить её от «чрева китова», тем более, что вряд ли он знал анатомию кита.

Интересен ещё один момент. На Руси, это выпукло представлено русскими сказками, Кита звали не просто Кит. А как? Помните? «ЧЮдо-Юдо-рыба-Кит». Юдо. Вот именно. О многом говорит. Оказывается И Кит у Ионы был «известной национальности». Но так и не смог «переварить Иону». А выплюнул его «на сушу». Оказался несъедобен Иона наш. Не «по зубам» Юдине! Поэтому и выплюнул, вместе с рвотными массами.

Может быть Иона на это и наделся. Ведь Надежда умирает одной из последних!

***

После своего избавления пророк получил вторично Божие приказание идти в Ниневию, куда он и отправился.

«1. И было слово Господне к Ионе вторично:
2. встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе»

(Книга Ионы, гл. 3).

Иона оказался во чреве «китове» вследствие личной самоуправной попытки уклониться от исполнения данного ему Божьего повеления: идти в Ниневию и проповедовать там истину. Именно поэтому он чуть и не умер. Или даже умер. А потом воскрес. Позже по исполнении ПРОРОЧЕСТВА под давлением обстоятельств Иона выполнил предначертанное ему Господом. Бог вразумлял его точно также, как некогда прежде вразумлял Каина.

Интересная параллель. Ни тот, ни другой не умер. Говорят, бедный Каин до сих пор бродит по Земле и нигде нет ему покоя. Отовсюду гонят его, а мать-земля отказывается принимать его тело в своё чрево. Только Каин так и не раскаялся в своём кровавом самоуправстве и непокорности перед Богом. А Иона, пережив страшные испытания, прозрел. Раскаялся. Потом «воскрес». Вернулся к жизни, чтобы воплотить в жизнь предначертанный исключительно для него Богом план: «освятить и облагоразумить одичавших от зверств и грехов жителей языческой Ниневии... Которых почему-то было чрезвычайно жаль Господу Богу...»

Проповедь «воскресшего Ионы»  поразила ужасом сердца ниневийского царя и его народа; они раскаялись в своем нечестии и вследствие их раскаяния Господь пощадил Ниневию.

Но Иона так и не мог «вразуметь»: отчего Бог так любит Ниневию. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему:

«...ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120,000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота.»

Вразумленная и помилованная Богом Ниневия просуществовала после того еще более 200 лет, пока не была разрушена в 610 году царем вавилонским.

Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле — посольстве и проповеди в Ниневию, о нём самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии). Ценное восполнение к этим сведениям даёт Четвёртая книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера» (4Цар.14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы.

Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав.19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м году до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4Цар.14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени.

Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит Сирийцев, только «не до скончания» (4Цар.13:14-20).
 
Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея и даже, может быть, пророка Илии и их преемником по пророчеству.

Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиею (4Цар.2:2-6; 4Цар.6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4Цар.9:9-11). Другое предание, передаваемое блаженным Иеронимом, считает пророка Иону сыном сарептской вдовы, воскрешенным Илиею (3Цар.17:17-23).

Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками — Илиею и Елисеем, приняты Православною Церковью и включены в службу этому пророку на 22 сентября (5 октября). Дальнейших сведений о деятельности пророка Ионы нет, кроме рассказа его книги о проповеди в Ниневии.

Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов.14:8; 3Мак.6:6; Мф.12:46; Лк.11:30-32), только утверждают этот факт. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить в Ассирии до конца своей жизни, там и умер.

Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ селения Мозуля, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным»»  (3Макк.6:6). Значит в отечество он возвратился.

***

Жизнь и Смерть Николая Второго сама по себе весьма и весьма трагична. А в контексте последующей вековой истории России трагична и даже в чём-то преступна тысячекратно! И мрачна до безысходности и какого-то непереносимого и тусклого вселенского уныния... . Она мистически фатальна. И почти безнадёжно роковая. Но вот, что интересно: если её, эту Судьбу, Предначертание, данное Господом, воспринимать в контексте судьбы пророка Ионы, в аспекте его осознания своей значимости и последующего воскресения для «доделывания всего того, что он не успел сделать в своей «первой жизни», то вот тогда акценты резко изменятся. И жизнь последнего русского «помазанника Божьего» воспринимается уже в совершенно ином – чрезвычайно светлом, конструктивном и оптимистичном ключе. И с великой Надеждой на грядущее воскресение Отчизны.

Если в России и будет восстановлена когда-либо монархия, а я уверен: это рано или поздно произойдёт, - то первым русским царём из «новой династии» будет как раз тот, чьё "ИМЯ", по справедливому определению пророка Авеля, «будет произнесено в истории  российской троекратно». Ну, а в духовном плане в «этом теле» нового монарха непременно будет «жить» душа того, убиенного, но воскресшего, подобно пророку Ионе,
«последнего(?)» русского
императора...

***

Ник Иванов. 14. Январь. 2011.