Заметки о нравственности

Александр Балтин
  НРАВСТВЕННАЯ  ЭКОНОМИКА
Экономические  трактаты  и  статьи – в  большинстве  своём – представляют  экономику, как  некую  объективную  субстанцию – как физику, химию – то  есть  нечто, существующее  помимо  человека (хотя и в связи с ним) и  изучаемое  человеком – в то  время как  экономика - всего  лишь производная  деятельности  человека, и  выбрасывать  интересы  огромных  слоёв  населения  из  сущности  рассуждений  о  ней  также  нелепо, как , к примеру, охотиться  в  зоопарке, или на  основании  филологического  анализа с  пустым  щеголяньем  терминами  судить  о  качестве  стихотворения.
Отсюда  убеждение, что  нравственная  экономика  невозможна  по  сути – мол, пряников  не  хватает  на  всех; с  кнутом  же  всегда  дело  обстоит  лучше.
В  то  время, как  суть  экономики – суть, каковой  она  должна  быть, суть в  приближении  к  идеалу – сделать  достойным  существование  всех  людей, всех, сколько  их  не  будь, вне  деления  на  классы, прослойки  и  проч., обеспечить  им  сносное  материальное  существование  ради  необходимейшего  духовного  роста  и  умного  творчества  всякого.
Узел  завязан  крепко – сложно  представить  нувориша, обеспокоенного  жизнью  сограждан – если  только  это  не  сулит  ему  новые  барыши; и  в  ближайшее  время  вряд  ли  придётся  стать  свидетелями  экономического  чуда – не  в  смысле  процветания  производств, а в  сфере  экономики  взаимопомощи, экономики, организованной  умно  и  щедро.
 К  примеру, так  называемая  «жёлтая  пресса» – казалось  бы, нет  ничего  проще  устранить этот  мерзкий  поток  пустых  сплетен  и пересудов: любой  компетентный  совет  психологов, собранный  на  правительственном  уровне даст  заключении  о  вреде  оной  прессы, вреде, наносимом  ею  душам  сограждан, забивающей  их  мозги  галиматьёй…а  дальше – нет, не  надо  никаких  репрессий, просто  следует  принять  закон – об  огромном, разорительном  штрафе  за  публикацию  информации  о  частной  жизни  так  называемых «звёзд» ( подлинные звёзды  человечества – Конфуций, Данте, Бах, Леонардо да Винчи, Достоевский, - так что неудобно как-то обозначать этим словом всевозможных деятелей шоу-бизнеса, спортсменов и крикливых политиков). Если кому-то угодно анализировать «творчество» очередного безголосого певуна, в которого вложены огромные деньги – пожалуйста, но если появляется информация о его любовницах, дебошах, машинах и проч. – на издание налагается огромный штраф.
Таким образом можно, казалось бы, легко очистить и осветлить пространство, убрав из него «жёлтую прессу», но…дальше вступает партия денег, плюс рассуждения псевдоэкономические и псевдофилософские о потерянных доходах, подавленных  свободах  и  проч.
 Пронизать  экономику  нравственным  пафосом, осветлить  её  светом  взаимопомощи  и  состраданья – дело  не  прагматиков, всегда  стоящих  у  власти – и  значит, увы, дело  не  сегодняшнего  дня, но  утверждать, что  нравственная  экономика  невозможно  вовсе  так  же  нелепо, как  имея  множество  свидетельств  существования  иных  миров  и  жизни  после  смерти  продолжать  утверждать, что  жизнь  наша – короткий  отрезок  между  двумя  потоками  тьмы, и  делать  из  этого  вывод – Бери  от жизни  всё!

               

ПОЧЕМУ  НАМИ  ПРАВЯТ  ОТБРОСЫ?
Жизнь – как  градация  метафизических  форм  речи; градация  сложная  и  многоступенчатая, с  бессчетным  количеством  нюансов, но  агрессия  есть  одна  из  самых  низовых – чёрных  и  пещерных – форм  оной  метафизики. Дщерь  мрачных  инфрапещер, агрессия  обладает  тяжёлой  сутью  выживаемости – сутью, которая  равна  антисути: будто  создана  из  духовной  антиматерии. Люди  с  превалирующей  в  духовном  составе  агрессией  отличаются  повышенной устойчивостью, способностью  к  бесконечному  лавированию  во  враждебной  среде – в  то  время, как  световое  естество  души  тонко  и  нежно: поднимая  человека  вверх, увлекая  выше  и  выше, оно  ставит  его  в  невыгодное  положение  в  видимой  реальности, позволяя  оставлять  по  себе  световые  следы  в  форме  мудрых  книг, тонких  стихов, совершенных  холстов, ярких  теорий. Сумма  подобных  явлений – над  бездной  яви, воспринимаемой  нами  как  заурядная  жизнь – а  в  кислотной, лютой, враждебной  среде  гребень  кипения  способны  одолеть  только  максимально  агрессивные – в  сущности  те, чьи  души  не  далеки  от  отбросов, - а  прикоснувшись  к  возможности  светового  движения  вверх  они  бы  перестали  быть  собой  и  легко  бы  отошли  и  от  жажды  власти  и  от  самой  власти…
 Власть – пласт, тяжёлый, давящий  пласт; сущность  эта  её  заложена  уже  в  названии, в  тугом  сочетании  четырёх  согласных, и  мягкий  знак  на  конце – фонарик  возможного  умягчения.
 Власть – пласт  агрессии; пласт, спрессованный  из  отбросов; пласт  для  тех, чьи  души  оттиск  с  оного  пласта…Было, есть, будет…Влияние  на  нас  тонких  и  умных  стихов, яркой  и  сложной  прозы  существенно  меньше, нежели  гипноз  змиеподобных  носителей  власти, обольщающих  толпы…
 Конденсация  света  в  душе  есть  существенная  форма  протеста, пока…пока – по  выражению  Достоевского «человек  не  изменится  физически…»


УГЛУБЛЕНИЕ  СЕБЯ
Углубление  себя  для  принятия  отблеска  Бога…Бог! Какое  всеобъемлющее, страшное  понятье; страшное – величьем  своим, не  тьмой, конечно, столь  знакомой  острочувствующим  и  вечно  мыслящим  по  состоянию  социума – любого  социума. Бог-всё – мириады, громады, макрокоридоры  космоса, нравственный  закон  в  нас  и  звёзды  над  нами, и  все  поля – цветущие  мыслью, садами  информации; Бог-всё – что  же  может  вместить  в  себя  человек, чьи  рассужденья  о  Боге  равноценны  взгляду  ёжика  на  устройство  мирозданья? И  ведь  может, может  вместить! – вот  куда, как  далеко  ты  ушёл  от  ребёнка, от  маленького  комочка  плоти, поражённого – в  первый  раз – ужасом  смерти: как  же? Где  же  буду  я? – вот  как  далеко  ушёл  ты  рассуждающий, мыслящий, лучшей  частью  души  готовый  к  восприятию  великих  истин. Углубление  души – над  этим  стоит  работать, извлекая  из  неё  камни  тщеславья, глупости, косности, освобождая  пространство  для  новых  отблесков, новых  оттеночных  нюансов, влекущих  вверх  и  вверх…
 Всё  гениальное  просто – ложная  формула! Разве  просто  устроен  космос, разве  просто  устроены  мы – так  медленно, мучительно  идущие  к  совершенству, о  котором  и  не  задумывается  большинство, но  которое  есть, есть…
 Углубление  души  и  нарабатыванье  сложности, раскручиванье  на  мощные  обороты  маховика  мысли  и  чувств, данного  тебе – чтобы  больше  знать, точнее  чувствовать, лучше  слышать – чтобы  больше  принимать  в  себя  отблесков  Бога.