Субъективная сторона

Геннадий Васильевич Есин
     Побывавшие в Штатах инопланетяне рассказывают, что каждый законопослушный американец полагает своей святой обязанностью заложить ближнего. Да и дальнего тоже. Попробуйте пустую сигаретную пачку из машины выбросить, тут же найдётся сознательная домохозяйка, и застучит: кто, где, когда, куда ехал, да ещё и номер машины приложит! «Стук, стук! Это я, твой друг»! Прямо бальзам на сердце американских копов! Правда недоброхоты базарят, что дело тут вовсе не в гражданской сознательности, а ихним бабушкам-старушкам процент со штрафа капает! Наговоры! Лично я в такое ни в жизнь не поверю! Хороших людей всегда стараются оболгать! По себе знаю…

А если бы у нас так было, пол страны уже бы в тюрьмах сидело, а вторая половина их охраняла. Но, к моему глубокому сожалению, Времена прошли. А ведь было! Стучали, с упоением, наперегонки... Кто - за комнату в коммуналке, кто за тёплую должность. Но попадались и такие, что из любви к «искусству»! А щаз? «Как вы смеете? Да, что вы такое мне предлагаете»? А чё парятся? Я им, что… групповой секс без резины предлагаю? Хорошо хоть зэки – люди безхитростные и без понтов[2], а то потолковать по душам не с кем было. Ваще! И выступал бы тогда один... без ансамбля. Сам, бля. Один, бля!

Дежурство в оперативной группе - обязанность хлопотная и неблагодарная, и пользы - ни на грош! Только вред один. Здоровью! Сутки – на ногах, а свои материалы, будь добр, исполни в срок! Текущая почта! Отказные! Отписанные для проверки заявы! ОПД[3]! ОРД[4]! А ещё и отчётная документация по работе с негласным аппаратом, и не подумайте, что я говорю о специальном устройстве, что глухие себе в ухо втыкают.

Не знаю, как там в штатах, а у нас опергруппа состоит из представителей уголовного розыска, охраны общественного порядка и следствия... Но со следаков, что взять? Интеллигенция райотдельская! Они люди капризные и занятые и не чета нам, грешным! И обращаться с ними надо бережнее, чем с мумией фараона в британском музее: вывозить только на откровенный криминал, да чтоб с понятыми, да чтобы факт был, что называется, «на лице»! А ты шарахайся по подвалам и по притонам, гоняй наркомов[5], с бомжами блох собирай по теплотрассам!

Милое дело штатному дежурному! Сутки отбарабанил, трое последующих не кантовать, а при пожаре выносить первым! А ведь говорила мама: «Учись на врача, сынок»! Щас бы пинал воздух ногами, шатаясь по больничным коридорам в белом халате, с оттопыренными от взяток карманами!

Да и участковым сейчас быть неплохо! Нам подбросили курсантов и отдел охраны общественного порядка разгрузили, бо они отработкой участков занимаются!

Они занимаются, а мы так… В дырочку подглядываем?

Я выкрутил стекло вниз до упора и плюнул на разбитый, на фиг, асфальт. Полегчало или показалось? На очередной вызов мы ехали втроём: водила, курсант-стажёр и опер, то бишь, ваш покорный слуга. Водитель прекратил материть дорогу и переключился на смену, с которой ему круто и конкретно не повезло: в то время как шофёры других смен уже отсыпаются дома, он только начинает мыть видавший виды «уазик»…

- Куда едем? – Прервал я заунывные заклинания сержанта.

- Второй городок… - и практикант бойко отбарабанил адрес.

- Что там?

- Угроза убийства….

Я не был циником по жизни, но подобная юридическая формулировка не обязательно предполагала наличие киллера и жертвы.

- Слезай, приехали! - Машина резко остановилась, и я чуть было не ткнулся в лобовое стекло. – Потише, Петрович! Не дрова возишь… - Остаёшься в машине на связи. А ты, пацан - на подхвате. В хату войдешь только в экстренном случае.

- А как я узнаю…

- Узнаешь…

Только что я сказал очевидную глупость. Практикантам не выдавали табельное оружие и «в случае чего», наш стал бы очередным «жмуриком»[6].

Дверь была не заперта, и я вошел без приглашения и ордера. Внутри было темно и прохладно, а на фоне противоположного окна чётко темнел силуэт здоровенного мужика. Лучики утреннего солнца весело играли на воронёной стали двуствольного обреза шестнадцатого калибра…

И тут меня осенило: «Я ошибся номером дома»!

- Здорово, старшой! - Заорал мой визави. - Руки вверх!

- Два года, как капитан. – Машинально поправил я, добросовестно выполнив команду.

- Богатым будешь, Сергеев! Вижу ты меня не признал… А ведь – молоток! Настоящий легавый! Я в бегах – всего часов как шесть, а ты уже здесь. Быстро у вас радио работает…

- Факс. – Зачем–то поправил я.

- Факс твою мать… – Беззлобно согласился беглый зэк[7]. - А ты никак один? И, что так? А может дверью ошибся или ментуре уже и работать, окромя тебя, некому?

- Типа того... Слышь, братан! Хорош гнать. Бросай волыну[8], получишь за побег, а ствол я возьму на свою совесть.

- Какой я тебе на хрен «брат», ментяра? Ты всё попутал! Это МНЕ, на СВОЮ душу придётся твой труп брать! А ты меня, прямо-таки, обидел…

- Это чем же?

- Ну, ты же не бездарный фраер[9], а заходишь как на пресс-хату: один, руки – в карманах.

Не дёргайся, Сергеев! Стой, где стоишь!

Расскажу я тебе напоследок анекдотец…

Поймал зек золотую рыбку, а та ему и трёт: «Отпусти меня, блатной[10], а я взамен любое твоё желание выполню»! «Хорошо, шпротина копчёная! Пуская по речке, мимо меня плывут менты[11]. И, чтобы все – в гробах»! «Да как же так! - изумилась золотая рыбка, - ведь среди милиционеров и хорошие водятся»? «А и верно! Тогда пусть плохие менты плывут в плохих гробах, а хорошие – в хороших»!

- Смешно… Слышь кирюха[12]? Ты крест[13] правильный, зачем тебе масть[14] менять… мокрухой[15]?

- Ссышь? Когда страшно…

- Ссу… Ты б отпустил меня, старче, может потом и я на что сгожусь!

- Может и сгодишься если рот пошире откроешь…

Я резко кувыркаюсь вправо! Но вместо его ног подсекаю руку! Выстрел…

Лежу неподвижно. Ни теплоты, ни боли. Собираюсь с силами, поднимаюсь...

Рядом…

у стены…

дёргается тело с почти начисто снесённой головой.

А чё ещё ждать от двух стволов, снаряжённых картечью?

Стена и часть потолка обильно забрызганы кровью и блестящими багровыми комочками. Выдохнув воздух, я потащился на улицу.

В дверях сталкиваюсь с практикантом, следом пыхтит Петрович. Сержант даже не расстегнул кобуры…

Я опускаюсь на крыльцо и вытаскиваю сигареты.

Для живых вовсю светило солнце, теплый ветерок приятно обдувал лицо. Первым вывалился стажер. Ему - здорово не по себе, и он буквально падает рядом со мной.

- А этот… Чего это с ним, неужели застрелился? - Удивляется, нарисовавшийся в дверях, водитель.

– Однозначно! Ибо не смог перешагнуть. – Отвечает практикант.

- Кого перешагнуть? – Не понимает Петрович.

Парень удивлённо смотрит на сержанта, но отвечает почему-то шёпотом. – Барьер человечности.

Я одобрительно хрюкнул и закурил. Наступающий день накрылся медным тазом, и даже гражданин прокурор ещё не знал, когда для нас закончится сегодняшнее дежурство.

***
[1] Субъективная сторона преступления - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию. В отличие от признаков объективной стороны преступления, признаки субъективной стороны недоступны для непосредственного наблюдения.
[2] (воровской жаргон) – уловка.
[3] аббревиатура – Оперативно Поисковое дело. При возбуждении уголовного дела по заявлению о пропавшем без вести («потеряшки»), в установленные сроки заводится оперативно-поисковое дело (ОПД).
[4] аббр. – Оперативно розыскное дело. Оперативно-розыскная деятельность -  это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно-технических средств.
[5] (вор. жаргон) – наркоманы.
[6] (вор. жаргон) - покойник, труп.
[7]  заключённый. Слово произошло от аббревиатуры «З.К.».
[8] (вор. жаргон) - пистолет, в данном случае – оружие.
[9] (вор. жаргон) - беззаботный, легкомысленный человек.
[10] (вор. жаргон) - лицо, придерживающееся воровских традиций.
[11] (вор. жаргон) – милиционер.
[12] (вор. жаргон) одно из значений - «старый приятель».
[13] на жаргоне - вор.
[14] (вор. жаргон) – принадлежность к группе заключённых, осужденных за подобные преступления.
[15] (вор. жаргон) – убийство.