Был бы я, был бы ящик под вагоном...

Наташа Лазарева
После публикации  «Последнего места ссылки» (Журнал "Звезда", май 2008):
http://www.zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=963

полный текст на Прозе:
http://www.proza.ru/2010/09/17/1108

и в Журнальном зале:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/5/la2.html

на встрече с читателями в гатчинской ЦДБ им. А. И. Куприна, где после литературной части прошёл мастер-класс, ко мне подошёл безымянный герой моей повести - молодой человек из железнодорожного музея на Варшавском вокзале. Я за прошедшие годы просто забыла его имя. Теперь знаю: Даниил Монахов.
          Даниил обвинил меня в том, что я обманываю читателей, описывая ужасные условия жизни рабочих путевой машинной станции. Он сказал, что много времени провёл в архивах, и нигде не видел фотографий с теплушками, о которых я рассказываю. И что рабочие, на самом деле, жили в пассажирских вагонах, с паровым отоплением.
          Я ответила: «Вы, юноша, смотрели фотографии, которые Вам давали смотреть. А я жила там 15 лет. Если не верите, войдите в контакте на мою страницу, она открыта для всех. Там есть альбом «Иллюстрации к повести «Последнее место ссылки». Фотографий мало, да и загрузила я их неправильно, но пара-тройка штук показывают, как мы жили на самом деле». Через пару дней Даниил постучался ко мне в друзья и извинился за своё обвинение. Он сказал, что не мог и предположить, что люди жили в таких ужасных условиях.

          В повести в несколько предложений упоминается начало моего увлечения вырезанием из бумаги. В журнальном варианте - ещё короче.

          "Как-то журнал «Мурзилка» объявил конкурс детских рисунков. Я обрадовалась. Пряча под вагоном от мамы альбом и карандаши, я выполнила потрясающий рисунок! Отослала его в редакцию и покупала все журналы, боясь пропустить самый важный номер – номер, в котором меня объявят победителем конкурса!
          Наконец, имена победителей были опубликованы. Но тщетно я искала своё среди них! Рисунки участников, занявших призовые места, выглядели убого, а завершалось сообщение обращением к тем детям, которые прислали не свои рисунки, а хотели обмануть жюри, представив на суд рисунки своих родителей. Но компетентное жюри, конечно же, сразу раскусило обманщиков, и им теперь должно быть стыдно за то, что они пытались получить призы и подарки нечестным путём. Я приняла обвинение на свой счёт и, наревевшись до одури, никогда больше «Мурзилку» не покупала.
          Но рисовать хотелось. И не только рисовать. В школе, на продлёнке, в шкафу всегда лежали пачки вырванных из тетрадей листов, которые в неограниченном количестве можно было брать для черновиков. Я набивала полный ранец листов и дома вырезала из них сказочных персонажей. Началось всё со страниц детских журналов «Одень куклу». Примитивные куклы и одёжки мне сразу же не понравились. Едва поняв принцип игры, я стала вырезать целые сказки: принцесс, королей, свиту, дворцы, убранство комнат, лошадей и собак, горшки с цветами, посуду и всякие мелочи. Поначалу я раскрашивала вырезанные силуэты, потом перестала. Белый сказочный мир был ещё более волшебным, нереальным, будил фантазию, давал волю воображению.
          Мама не любила, когда я рисовала. Она разрешала мне рисовать лишь то, что было задано в школе. В её понимании любой художник был человеком никчёмным, не достойным уважения. Я не спорила. Мой чудесный мир помещался в простую коробку из-под обуви. Коробка пряталась под вагоном, на стыке каркаса. Даже если мама приезжала неожиданно, коробку можно было быстро задвинуть за чемоданы и потом вынести при случае.
Сколько таких коробок свалилось во время переездов и разлетелось по железнодорожным путям, и сосчитать невозможно! После каждого переезда я с надеждой лезла под вагон, нащупывая в тайнике игрушку, но надежда не оправдалась ни разу. Впрочем, я не особо расстраивалась. Новые прочитанные книги вызывали желание творить новые миры, что я и делала с неизменным удовольствием".

         А теперь я собираю силуэты разных авторов. В моей небольшой коллекции есть работы из Китая, Японии, Германии, Болгарии, Украины и Белоруссии, и, конечно же, силуэтные вырезки наших соотечественников. Иногда друзья вырезают мне что-нибудь, неумело, зато искренне. Их работы я помещаю на стены рядом с произведениями силуэтного искусства.




На фото: 17 сентября 2012г. Время идёт, я продолжаю вырезать.


Мой блог, только о силуэтах:
http://www.liveinternet.ru/users/4215666/profile/