Компрессор дизельный...

Владислав Врублевский
Дизель-компрессор…


Булату  МАЕВСКОМУ  страшно  повезло…
Прейдя  на  флот  лейтенантом,  он  до  ухода  на  командирские  классы  практически  прослужил  все  эти  замечательные  годы  на  одной  подводной  лодке…
Правда,  были  две  небольшие  командировки,  общей  продолжительностью,  чуть  больше  года…
Но  это  уже  другие  и  отдельные  истории…   

Так  уж  сложилось,  что  практически  всё  это  время  электромеханической  частью  подводного  исполина  руководил  ДЁМИН  Владимир  Георгиевич…

Механические  люди  на  подводных  лодках  -  как  вратари  в  отличных  (топовых)  футбольных  командах…
О  подводницких  «дедах»  можно,  да,  наверное,  и  нужно  писать  стихи  и  романы…
Володя  ДЁМИН,  естественно  не  был  исключением…

В  любом  даже  сегодняшнем  легковом  автомобиле  есть  слабые  места…
На  нашем  замечательном  пароходе,  естественно,  тоже  были  свои  маленькие  и  большие  проблемы…

Одним  из  так  явно  проблемных  мест  были  дизель-компрессоры…
Такие  большущие  поросята,  позволяющие  достаточно  быстро,  при  необходимости,  пополнять  запасы  воздуха  высокого  давления  (ВВД)…

Воздух  на  любой  самой  современной  подводной  лодке  -  это  сама  жизнь…

Но,  уж  на  нашей  дизельной  старушке,  собирающейся  в  средний  ремонт,  эта  фраза  имела  коэффициент,  приближающийся,  как  значение  косинуса  в  военное  время,  к  трём…

Лично  в  моей  памяти  отпечаталось  порядка  пяти  случаев,  когда  глубиномер  пересекал  таки  красную  рисочку  предельной  глубины…

И,  понимающим  людям,  казалось,  что  всё  -  приехали…

На  любой  подводной  лодке,  по-другому,  не  бывает,  всей  реальной  ситуацией,  как  правило,  при  нормальном  командире,  владеет  два,  максимум  несколько  человек…

Так  вот  когда  из  кормовых  отсеков  в  центральный  пост  подводной  лодки  поступает  приблизительно  такой,  с  Вашего  позволения  «доклад»,  от  специалиста  казахской  национальности  -
-  Синтральный,  ви,  что  там  совсем  ох…и,  глубиномер  зашкалило!!!

Тут  уж  не  до  военных  тайн,  всё  начинают  решать  секунды…

По  приказанию  командира,  или  уже  без  каких-либо  приказаний,  как  правило,  бравый  старшина  команды  трюмных  машинистов,  сумевший  при  дифференте  двадцать  пять  градусов,  устоять  на  ногах,  аварийно  продувает  балласт…

Правильно!!!  Воздухом  высокого  давления…

На  всех  кораблях  Союза  в  отличие  от  тех  подводных  исполинов,  которые  исправно  защищали  интересы  множества  братских  народов,  под  различными,  иногда  очень  авантажными  государственными  флагами,  запасных  частей  к  компрессорам  катастрофически  не  хватало…

Всё,  как  всегда,  просто…
Шатались,  Бог  знает  где,  и  Бог  знает  поскольку…

Так  вот,  исходя  из  выше  изложенного,  и  всего  не  изложенного,  однажды,  перед  очередным  большущим  походом,  в  каюту  к  Булату  МАЕВСКОМУ,  уже  капитан-лейтенанту  с  бутылкой  «АХТАМАРА»  прибыл  дед…

Перед  Булатом  жизнь,  в  лице  капитана  третьего  ранга  ДЁМИНА  поставила  очередную  боевую  задачу…


Суть  сегодняшней  проблемы  состояла  в  следующем…
Днём  лучший  из  командиров  групп  электромеханической  боевой  части  прибыл  из   технического  управления  с  отказными  документами…
Запчастей  на  компрессоры  не  давали,  под  всевозможными  предлогами…

Механик,  который  никогда  и  ни  кого  не  просил,  после  того  как  коньяк  закончился,  обратился  к  старпому,  почти  как  на  партийном  собрании…
-  Помогай,  брат!!!

*     *     *

В  то  замечательное  зимнее  утро,  которое  и  утром  нельзя  назвать,  так  как  всё  происходило  в  полярную  ночь,  сразу  после  подъёма  военно-морского  флага,  оставив  за  себя  помощника,  старпом  планово  убыл  в  техническое  управление  Северного  флота,  благо  до  него  было  ровно  двадцать  минут  пешком…

Прибыв  в  шикарное  здание  и  естественно,  легко  без  пропуска  миновав,  все  контрольно-пропускные  пункты,  МАЕВСКИЙ  оказался  на  четвёртом  этаже  в  конце  заветного  коридора,  до  которого  офицеры  его  подводного  рейдера  не  смогли  проникнуть  в  течение  месяца  нахождения  подводной  лодки  в  доке…

Постучавшись  в  дверь  знатного  кабинета  с  цифрой  421,  суровой  командирской  рукой  открыл  одну  за  другой  две  двери…

Секретаря  на  месте  не  оказалось  и  именно  поэтому,  а  может  и  не  по  этому,  двинулся  через  вторые  двойные  заторы…

Искомая  Галина  Николаевна  к  счастью  находилась  у  себя…

Сняв  фуражку,  как  воспитанный  элитным  морским  училищем  офицер,  Булат  коротенько  изложил  свою  «корабляцкую»  просьбу…

Галина  Николаевна,  приподняв  левую  бровь,  внимательно  посмотрела  на  бравого  каплея  и  задумалась  секунд  этак  на  тридцать…

Затем,  совсем  неожиданно  для  МАЕВСКОГО,  предложила  ему  раздеться  и  попить  чайку…

Беда  состояла  в  том,  что  под  форменной  шинелью  у  нашего  героя,  был  насквозь  гражданский  свитер,  который  Булат  одевал  с  лейтенантских  времён,  исключительно  в  доке,  и  поэтому  устойчивый  запах  соляра  невозможно  было  отбить  любыми,  даже  импортными  стиральными  порошками…

Имеемую,  очередную  проблему,  МАЕВСКИЙ  со  свойственной  ему  прямотой  вывалил  на  бедные  женские  чиновничьи  плечи…

Галина  Николаевна  встала  из  своего  шикарного  кресла,  прошла  мимо  офигевшего  старпома  океанской  подводной  лодки,  обдав  его  сногсшибательным  французским  парфюмом,  закрыла  обе  двери  в  свой  кабинет  на  ключ,  и  подойдя  к  чайному  столику,  включила  прозрачный,  как  жизнь  Булата  МАЕВСКОГО,  электрический  чайник…


Ну,  а  дальше  всё  как  в  плохих  фильмах…
Благо  чайник  был  прозрачным  и  не  мог  покраснеть…


Когда  в  техническом  управлении  начался  заслуженный  обеденный  перерыв,  переговорщики  покинули  учреждение  через  служебный  вход,  сели  в  личные  нулёвые    «ЖИГУЛИ»  шестой  модели  Галины  Николаевны  и  убыли  на  обед  к  ней  домой…

Обед  плавно  превратился  в  ужин,  ужин  в  завтрак…

*     *     *

За  пол  часа  до  подъёма  флага  к  доку  подъехал  грузовой  автомобиль  технического  управления  Северного  флота.  Старший  на  борту  капитан-лейтенант  МАЕВСКИЙ.
В  грузовике  находился  новенький  «с  иголочки»  дизель-компрессор  и  два (!!!)  комплекта  запасных  частей  к  нему  -  родимому…

Вызвав  старого  старшего  механика  на  стапель  палубу  дока,  и  передав  капитану  третьего  ранга  ДЁМИНУ  корабельную  печать,  старпом  МАЕВСКИЙ,  исполнявший  в  доке  обязанности  командира  корабля,  убыл  на  верхнюю  палубу  подводной  лодки  для  развода  личного  состава  на  утренние  работы…