Зимородок рассказ

Людмила Уфимцева
  Он буквально свалился ко мне на голову. То есть не на голову, а откуда- то сверху упал, пролетев мимо и задев мою челку. Я подняла удивленно глаза:сквозь ветви яблони совершенно спокойно голубело ясное небо, предвещавшее жаркий летний день. Ошалело глянув вниз, я ахнула. На нагретой тропинке, заросшей ежиком зеленой травы, лежал птенец серого цвета с длиным клювом. Он как-то неестественно приземлился, раскинув крылья, и затих на боку, подогнув под себя правую лапку. Время от времени пернатый вздрагивал крыльями, как будто пытался приподняться. Я беспомощно опустилась на колени рядом.Сердце мое лихорадочно билось. Казалось, все мое существо сжалось до размеров этой крохи. Со всей нежностью, на которую только способна, я осторожно взяла его на руки и прижала к груди. Наверно, в эту минуту реальность перестала для меня существовать и сосредоточилась только на трогательном теплом комочке.Так кормящая мать, пребывая в постоянной тревоге за дитя, иногда совершает действия, не поддающиеся логике,- только бы уберечь и защитить.


   "Ему нужно тепло!"- телетайпило в моем мозгу. Я отнесла птенца подальше от жары в дачный домик, сделала ему что-то вроде гнезда из теплого шарфа и пристроила на кровати. Что делать дальше, я не знала и, потоптавшись на месте, решила продолжать свои садовые дела в привычном порядке. Время от времени я заходила в комнату, где, как мне казалось, спал птенец, и подолгу ждала, чтобы он подал признаки жизни.


   Сначала кроха не двигался. Потом, слегка согревшись, открыл глаза-бусинки и лежал, нахохлившись и спрятав длинный клюв, как делают детишки в лютый мороз. Я взяла с полки пластмассовую круглую коробочку из-под диафильма, налила воды и подвинула к "гнезду", птенец не выразил никакого желания утолить жажду. Прошло часа три. Жара стала спадать.


   Дали воду, и я добросовестно полила грядки, но делала это механически, в то время как сознание мое было сосредоточено на пернатом объекте. Я думала, что мне делать с ним дальше? Оставлять его здесь на ночь нельзя - доберутся кошки, везти домой в город но как? Ничего не придумав лучше, я решила забрать птенца домой. Пернатый жилец сидел тихо и, казалось, ждал с любопытством предстоящую дорогу. Я закрыла калитку на ключ и,догнав соседку, зашагала рядом с ней на автобусную остановку. Но  в автобусе птенец как с ума сошел - постоянновздрагивая от тряски и лязга открывающейся и закрывающейся двери ПАЗика. Я закрыла гнездо ладонью, чтобы он случайно не вывалился и,почуяв знакомое тепло, жилей притих. Соседка, помахав мне на прощанье, вышла раньше. Через три остановки  автобус остановился недалеко от моего дома. Я встала и направилась к выходу. Но как только я поставила обе ноги на асфальт и дверь захлопнулась, птенец вспорхнул и вывалился из корзинки. Разморенные за день на жаре горожане гудели и метались на остановке, то и дело больно ударяли меня сумками, сетками, корзинами, пока я поднимала птенца и пристраивала его на прежнее место. Я ругала себя за то, что решилась на эту дорогу.


   "Мы в ответе..."- пронеслась в голове знакомая фраза знаменитого автора."Еще каком! - подумала я. -Так нам и надо!"
   Еле-еле я доплелась до дверей квартиры. Бросив вещи, плюхнулась на диван с драгоценной ношей. Да так и не заметила, как заснула в тишине, прислушиваясь к дыханию пернатого крохи.
   Вздрогнув от непонятной тревоги, я проснулась. Первое, что бросилось мне в глаза, - торчащий из-под шарфа длинный клюв. В ужасе соскочила с дивана. Птенец лежал, не двигаясь, глубоко зарывшись в шарф. Я стояла, не веря, что это конец, но так и не дождалась чуда - птенец не подавал признаков жизни. От беспомощности я заплакала навзрыд, ничего не стесняясь и не боясь, что услышат соседи. Скулила, как подбитый щенок, скорее от жестокой обиды на несправедливость ситуации, вспоминая все детали произошедшего. Слезы лились рекой, ее бурный поток заставил вспомнить все аналогичные обиды, которые преподнесла мне судьба: смерть волнистого попугайчика, который таскал из тарелки макароны; рыжего кота, который не спал целую неделю перед смертью,Дожидаясь меня из больницы после операции; затихшую раз и навсегда одинокую рыбку в аквариуме, которой не хватило кислорода в жаркий день...


   Когда все слезы кончились, я вышла на улицу и закопала пернатого приятеля в укромном месте, недалеко от забора детского сада, решив,что если его душа прилетит сюда, ей будет неплохо рядом с детьми.
   Вернувшись, я слонялась из угла в угол, тупо переставляя вещи с места на место. Потом, поняв, что веду себя неадекватно, присела на краешек стула у письменного стола.
Взгляд остановился на старой тетради с закладкой, я открыла ее. "И как она уцелела за столько лет?"- вертелось в голове. "Календарь-закладка. Январь-февраль 1993 года",- прочла я.
   В верхнем углу цветной закладки красовался яркий рисунок: на ветке сидела небольшая птичка синего оперения с красным, как у снегирей брюшком. Голова птицы была наклонена влево, как будто она к чему-то прислушивалась. Глаз-бусинка светился и смотрел туда, куда показывал длинный клюв. В нарядном двойнике с длинным носом я узнала родственника моего птенца. "Зимородок- обитает вблизи рек и озер. Питается мелкими рыбами и личинками", успокаивала меня фраза, написанная ниже.
   
     Людмила Уфимцева, "Галерея",Казань,Отечество.2010 г.стр. 72