3. Содержательно-смысловая модель Сознание

Екатерина Истомина 2
     Считается, что учащиеся удерживают в памяти
 
      • 10% того, что они читают;
      • 26% того, что они слышат;
      • 30 % - что видят;
      • 50% - что видят и слышат; 
      • 70% - что обсуждают с другими;
      • 80% - что основано на личном опыте; 
      • 90% - что они проговаривают в то время, как делают;
      • 95% - чему они обучаются сами.

         Истинный гуманизм в образовании связан с тем, чтобы облегчить учащимся понимание учебного материала, уменьшить разброс их интеллектуальных способностей.   Учитель должен выбрать:  что он планирует оставить в сознании учащихся – слепок урока или знания, приведенные в систему.   Как должны выглядеть эти системы?

         Мне  понравилась  теория В. Э. Штейнберга, изложенная в книге «Дидактические многомерные инструменты». М., 2002.    Используя его рекомендации, составила для себя формы содержательно- смысловых моделей по каждому разделу курса «Основы духовной культуры».   Их структура зависит от содержания темы.   Составляя их, привожу в систему все те знания, которые откладываются в закромах моей памяти и приобретаются непосредственно в ходе разработки программы.   Использую ССМ в конце изучения темы для обобщения,  закрепления и самопроверки  знаний детей как активных участников процесса обучения. Раздаю каждому ученику лист, где имеется система координат, а слова вперемешку разбросаны по странице. Надо вписать их в нужный узел координат.


         Выше представлена такая модель, которая применяется при  изучении темы «Сознание как духовная сущность человека».   Такой каркас, в виде  лучевой и сетевой графики, связан с морфологическими особенностями мозга, структура которого - радиально-концентрическая.   Природная организация материи имеет такие же свойства:  СОЛЯРНОСТЬ (многолучевая структура) и ФРАКТАЛЬНОСТЬ (сеточная, т.е. матричная структура).   Поэтому и представления человека о многомерности окружающего мира выражаются в радиально-круговых знаках: солнце, снежинки, в распространенных фразеологизмах: «рассмотреть круг вопросов», «разложить по полочкам», «танцевать от печки», «завязать узелок на память», «привести знания в систему», «увидеть все как на ладони».


        В центре системы координат (условный фокус внимания) помещается тема (проблема, задача).   Набор координат определяет разделы/направления изучения темы.  Положение стрелки тоже имеет определенный смысл.   Точки на линии координат обозначают количество и иерархию значимых элементов содержания раздела.  Ключевые слова в процессе объяснении разворачиваются в понятия.  Линии матрицы устанавливают связи между понятиями.  Эта форма обеспечивает визуальную, пространственную, системную, иерархическую организацию разнородных элементов.  Таким образом,  человек сначала получает представление об объекте познания, а затем анализирует и описывает его.  Из суждений формируется умозаключение.  К созданию иерархии  на линиях координат  ССМ привлекаю учащихся.

 
        В гуманитарных предметах ученику очень трудно удержать большой объем информации, получаемой в вербальной форме.  Дидактическая эффективность методики применения содержательно-смысловых моделей в обучении заключается в  следующем:

      • реализуется  принцип опорности мышления,

      • упрощается поток входящей в сознание информации,

      • облегчается запоминание и понимание учебного материала,

      • формируется способность к логическим умозаключениям,

      • развивается  абстрактное мышление,

      • активизируются левое (образное)  и правое (рациональное) полушария мозга.    Происходит целостное отражение действительности в образах-моделях,

      • осуществляется внутриличностное  развитие учителя и учащегося.
   

        Такой метод очень полезен тем, кто учится,  хочет стать высоко профессиональным специалистом и образованной личностью.   Да и многие житейские проблемы легче объяснить, нарисовав подобную модель.   Мне очень нравилось сотрудничать с учащимися на уроке,  используя этот метод приобретения знания.