Считается, что учащиеся удерживают в памяти
• 10% того, что они читают;
• 26% того, что они слышат;
• 30 % - что видят;
• 50% - что видят и слышат;
• 70% - что обсуждают с другими;
• 80% - что основано на личном опыте;
• 90% - что они проговаривают в то время, как делают;
• 95% - чему они обучаются сами.
Истинный гуманизм в образовании связан с тем, чтобы облегчить учащимся понимание учебного материала, уменьшить разброс их интеллектуальных способностей. Учитель должен выбрать: что он планирует оставить в сознании учащихся – слепок урока или знания, приведенные в систему. Как должны выглядеть эти системы?
Мне понравилась теория В. Э. Штейнберга, изложенная в книге «Дидактические многомерные инструменты». М., 2002. Используя его рекомендации, составила для себя формы содержательно- смысловых моделей по каждому разделу курса «Основы духовной культуры». Их структура зависит от содержания темы. Составляя их, привожу в систему все те знания, которые откладываются в закромах моей памяти и приобретаются непосредственно в ходе разработки программы. Использую ССМ в конце изучения темы для обобщения, закрепления и самопроверки знаний детей как активных участников процесса обучения. Раздаю каждому ученику лист, где имеется система координат, а слова вперемешку разбросаны по странице. Надо вписать их в нужный узел координат.
Выше представлена такая модель, которая применяется при изучении темы «Сознание как духовная сущность человека». Такой каркас, в виде лучевой и сетевой графики, связан с морфологическими особенностями мозга, структура которого - радиально-концентрическая. Природная организация материи имеет такие же свойства: СОЛЯРНОСТЬ (многолучевая структура) и ФРАКТАЛЬНОСТЬ (сеточная, т.е. матричная структура). Поэтому и представления человека о многомерности окружающего мира выражаются в радиально-круговых знаках: солнце, снежинки, в распространенных фразеологизмах: «рассмотреть круг вопросов», «разложить по полочкам», «танцевать от печки», «завязать узелок на память», «привести знания в систему», «увидеть все как на ладони».
В центре системы координат (условный фокус внимания) помещается тема (проблема, задача). Набор координат определяет разделы/направления изучения темы. Положение стрелки тоже имеет определенный смысл. Точки на линии координат обозначают количество и иерархию значимых элементов содержания раздела. Ключевые слова в процессе объяснении разворачиваются в понятия. Линии матрицы устанавливают связи между понятиями. Эта форма обеспечивает визуальную, пространственную, системную, иерархическую организацию разнородных элементов. Таким образом, человек сначала получает представление об объекте познания, а затем анализирует и описывает его. Из суждений формируется умозаключение. К созданию иерархии на линиях координат ССМ привлекаю учащихся.
В гуманитарных предметах ученику очень трудно удержать большой объем информации, получаемой в вербальной форме. Дидактическая эффективность методики применения содержательно-смысловых моделей в обучении заключается в следующем:
• реализуется принцип опорности мышления,
• упрощается поток входящей в сознание информации,
• облегчается запоминание и понимание учебного материала,
• формируется способность к логическим умозаключениям,
• развивается абстрактное мышление,
• активизируются левое (образное) и правое (рациональное) полушария мозга. Происходит целостное отражение действительности в образах-моделях,
• осуществляется внутриличностное развитие учителя и учащегося.
Такой метод очень полезен тем, кто учится, хочет стать высоко профессиональным специалистом и образованной личностью. Да и многие житейские проблемы легче объяснить, нарисовав подобную модель. Мне очень нравилось сотрудничать с учащимися на уроке, используя этот метод приобретения знания.