После Бродского всё... в никуда

Данилов Сергей Иванович
               «Я думаю, что в обществе ещё есть этот общий знаменатель, который надо бы сохранить,
                который надо всеми силами удерживать.
                Да?...»

                (Иосиф Бродский (1940-1996) – из интервью)

               *
               «Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,
                к сожалению, трудно. Красавице платье задрав,
                видишь то, что искал, а не новые дивные дивы.
                И не то чтобы здесь Лобачевского твердо блюдут,
                но раздвинутый мир должен где-то сужаться, и тут -
                тут конец перспективы»

                (Иосиф Бродский (1940-1996) – «Конец прекрасной эпохи», 1969)


***

Уровень культуры в целом – в общепринятом понимании термина «культурное общество» - определяется просто:

»Это соотношение между количеством потребителей серьёзной литературы и качеством текстов ныне пишущих авторов».

Иными словами - в обществе должна быть ярко выражена потребность достаточно большой части аудитории в чтении произведений современных авторов,
то есть должна сохраняться некая аксиома - когда содержание текста целиком или хотя бы частично воспринимается как некий путеводитель, ориентир для всей жизни,
прежде всего – в понимании наполненности, «качества» жизни каждого индивида.

Потребность эта становится очевидной, когда тексты тиражируются и распространяются ещё в рукописях, а читатели желают тратить личное время и даже последние деньги
на встречи с авторами для получения информации из первых уст и диспутов, когда есть уникальная возможность «чистых, то есть неотредактированных обстоятельствами
и временем размышлений о самих себе!».
То же самое касается и художников, и композиторов, и архитекторов, и учёных…

Если же баланс между потребителями и производителями нарушен в обществе до такой степени, что потребность в чём-либо качественном сведена к нулю (!),
и авторам ради заработка нужно выбирать между сменой профессии либо созданием чего-то мерзкого и совершенно нечитабельного, но в угоду публике, жаждущей развлечений,
то нужно говорить даже не о кризисе культуры, а о полной остановке культурных процессов вообще.

Сегодняшний автор чего-либо «серьёзного» – от поэзии до научных текстов – вынужден довольствоваться, в лучшем случае, изданием брошюры тиражом в двести экземпляров,
который, ко всему прочему, ещё требуется какими-то немыслимыми способами хотя бы… раздать знакомым (о продаже через магазины речи нет – это просто уже нереально),
или же публикацией в узко-научном журнале, чья аудитория всегда – три человека в самом буквальном смысле.

За всю историю культуры пропорция между «серьёзными авторами» и «серьёзными потребителями» была более-менее адекватной трижды:

 – первый раз в период становления Афинского государства и существования Александрийской библиотеки,
 – в эпоху Возрождения и при дворе Медичи,
 – и третий раз в 60-е – 70-е годы в крупных городах бывшего СССР (К примеру, художественный и философский уровень текстов Иосифа Бродского, полуподпольно расходившихся
    среди читателей в самодельных копиях, но имевших статус раритетных ценностей, до сегодняшнего дня остаётся непревзойдённым).

Что касается «заката» последнего периода, то он был обусловлен, в отличие от первых двух, зарождением и тотальным распространением той самой «попсы» везде и во всём,
которую и культурой-то назвать нельзя.
Язык не поворачивается просто.
Плавно перейдя в эпоху Интернета – то есть в сеть «общедоступной бесплатной помойки», сегодняшняя «антикультура» характеризуется совершенно особенной пропорцией,
крайне дико звучащей так – «чем уродливее и бессмысленнее продукт, тем больше количество его потребителей!».
(Стадионы, буквально «ревущие от экстаза» на футбольных матчах или «концертах» какой-нибудь совершенно безголосой нимфетки, оглушительно хрипящей в микрофон лишь «оу, оу, е-е…» - ежедневное тому подтверждение).

Слова «развлечение» и «отвлечение» - однокоренные.
Развлекая какой-то сиюминутной дрянью, «антикультура» сегодня блестяще справляется со сверхзадачей – отвлекать потребителей не только от какого-либо смысла, но, в первую очередь, от самих себя.
А что можно сказать о человеке, который не только не знает, но, прежде всего, и не желает ничего знать о самом себе?
Кто он, кроме как «бессмысленный продукт антикультуры»?

Можно ли говорить о неком постепенном возрождении, о восстановлении баланса в культуре?
Говорить можно.
Но реально сделать нельзя абсолютно ничего!
Нигде.
И никому.
Почему?

Потому что ни при каких даже самых жёстких указах и постановлениях «сверху» невозможно представить, что несколько поколений людей вдруг одновременно и добровольно откажутся
от бесплатной кормушки (пусть даже и откровенным, несъедобным дерьмом), но внедрённой в каждый дом, в каждую голову – от личного и очень уютного пространства интернет-пользователя
и фаната «зомбоящика» (хотя все телепрограммы также доступны в интернете в любое время,  количество людей, тупо сидящих перед телевизорами, не уменьшилось).

Отказаться ради чего?
Ради походов в научные библиотеки и чтения рукописей?
Так ведь абсолютно все книги и даже все диссертации есть в интернете, и все бесплатны.

Ради походов в заполненные менее чем на четверть концертные залы, и слушания там серьёзных ораторий непревзойдённой выразительности и с глубочайшим смыслом?
Так вся музыка, любые спектакли, все шоу, все фильмы давным-давно есть в интернете в сотнях вариантах и в абсолютно свободном доступе.

Также в вашем компьютере есть… все картины, все рисунки, все фотографии всех музеев, галерей, самих художников, исполнителей, певцов, танцоров, режиссёров…

Даже на небо смотреть «просто так» уже нет смысла – все звёзды есть в твоём мониторе!
В любом приближении. В любое время дня и ночи.

И главное условие соблюдено полностью – каждый имеет своё личное пространство юзера, свою ничем не ограниченную свободу выбора.

Однако при полной свободе выбора массовый пользователь автоматически выбирает лишь… бессодержательное, самое непотребное, самое лёгкое, самое пустое.(!)
То есть самое… некачественное.
И автоматически тиражирует, и пропагандирует дальше.
Ибо все контактные средства общения через интернет также бесплатны и неограниченны временем.
(Поэтому лидируют с неимоверным отрывом самые массовые мероприятия для «быдла» - это «одноклассники», форумы, чаты… - в которых люди проводят сутки напролёт,
не делая абсолютно ничего, ничему не обучаясь и даже ничего не потребляя – просто тиражируют сами себя!)

И у твоего как ближайшего, так и отдалённого соседа точно такие же легкодоступные и неограниченные условия либо для потребления… «дерьма», либо для тотального ничегонеделания.


*

30 октября 2010

***