Берта Моризо

Улексия Миссосупова
Berthe Morisot (14 января 1841, Бурж — 2 марта 1895, Париж). Берта хорошо известна любителям Мане по его работе "Портрет берты Моризо с букетом фиалок), но ее полотна не многие знают.
Берта Моризо Эдуарда Мане
Улекса фон Лу
Здесь черное с золотом - яркость парада
расцвета гармонии, вдох красоты,
фиалки в тени, тайна тонет во взгляде,
сливается глубь с торжеством высоты!

Певучее черное с золотом, ярки
контрасты сияния, бархат - глубин,
ступени, струения, складки, и арки...
Во взгляде - кокетство иль радость любви?

Берта была единственной женщиной среди художников нашумевшего Салона 1874 года. Многие возмущались тогда работами импрессионистов, и работами Берты также. Особенно любили вспоминать, что она - внучка известного французского живописца Жана Оноре Фрагонара.
Но Берта продолжала писать в этой технике. Она создала десятки полотен, пронизанных переливающимся светом воздуха. Он общалась с Клодом Моне, Эдуардом Мане, Камилем Писарро.
Знакомство молодой художницы-импрессионистки Берты Моризо с Эдуардом Мане, который был тогда кумиром всех молодых художников, произошло в залах Лувра в 1868 году. Их представил друг другу художник Фантен-Латур, хотя заочно они уже были знакомы. Берта восхищалась Мане и считала его гениальным живописцем. Теперь же она попала под обаяние его личности. Он очаровал ее и как мужчина. Сам художник заметил Берту несколько лет назад, потом видел ее пейзажи, один из которых так понравился ему, что он написал картину с того же места, что и она. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Мане, лидера оппозиции академизму. К моменту знакомства с Мане Берте Моризо было двадцать семь лет.
Но после выхода замуж за брата Эдуарда Эжена, Мане почти перестал обмениваться впечатлениями и консультировать ее как художника. Счастлива ли была Берта? Вероятно, в основном да. Ее полотна изображают прекрасных молодых женщин, очень часто с детьми.
"Игра в прятки" Берты Моризо
Улекса фон Лу
Мама и дочка вдвоем на поляне -
в прятки играют, пейзаж дальний - рамой,
в плавном течении Сена - Луара?
Облачно.В сердце тревожно у мамы.

И ветер свежий, и пасмурно небо...
(Странные вести иль просто все небыль?)
Мама тревожится, но с дочкой славно!
(Прочь все тревоги, играем, вот - главное!)

Дочка за деревом, "спряталась" мама,
зонтик корабликом плавает в травах!
Дом среди зелени яркого поля...
В прятки играем! (Но сердцу чуть больно!)
 
Стоит отметить, что живопись Берты все-таки отличалась от работ остальных основателей импрессионизма, в ней были нотки лиричности и даже сентиментализма, созвучные с живописью предыдущих эпох. В отличие от большинства импрессионистов, писавших мелкими мазками с четким разделением цветов, Моризо предпочитала писать широкими свободными мазками, используя традиционные приемы смешения цветов. Кстати, подобным способом живописи пользовался и Мане.
В своих работах Берта воспевала обыденную жизнь обеспеченной буржуазной семьи – материнство, домашний быт, отдых с детьми на природе и т.п. Верность этой теме она сохранила до конца своих дней. Она экспериментировала с маслом, акварелью, пастелью.

"После сна" Берты Моризо
Улекса фон Лу
После сна - в плену у наваждения
ярких кадров сна, явь - отчуждением,
сном пленительным ослеплена
отразилась в зеркале она.

Стерта грань меж явью, снами, зеркалом,
озеро мечты - молитва в церкви ли,
с краскою стыда явь пробуждения
от томленья или наслаждения?

Сон глубок, но призрачность видения
в зеркале скользила сновидением,
и душа звенит от зазеркальности
нотами ушедшей вглубь астральности...

Казалось, все в жизни Берты Моризо складывается удачно, и впереди её ждут долгие годы счастливой семейной жизни и творчества. В её гостеприимном доме часто собирались друзья-художники Клод Моне, Гюстав Кайботт, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Джеймс Уистлер, Пюви де Шаванн. Подрастающая дочь Жюли делала успехи в живописи и явно собиралась пойти по стопам матери. Но в 1893 году умер Эжен Мане, муж Берты, а через два года сама художница заболела и 2 марта скоропостижно скончалась. Ей было всего 54 года.
О тех горьких днях осталось много свидетельств. Вот что писал сыну Камиль Писсарро: «Я остался в Париже, чтобы быть на похоронах нашего старого товарища Берты Моризо; она умерла от инфлюэнцы. Ты не представляешь себе, как мы были поражены и огорчены смертью этой очаровательной художницы, с таким прелестным женственным талантом украшавшей нашу импрессионистическую группу».
Дело Берты Моризо продолжила дочь Жюли. Она и на самом деле стала талантливой художницей, причем её манера живописи была близка к той, в которой предпочитала работать её мать.

По материалам блогов - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34811/
http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post142917541/
http://www.bestplastic.ru/specproject.aspx?id=8