Таинственное племя Танымасской долины

Валерий Германов
Во второй половине XIX в. возникла нужда разобраться в системе географических координат. Тут и обозначилось противостояние астрономических обсерваторий: на Пулковских высотах под Петербургом и в предместье Лондона Гринвиче. Не находили общего языка Большая тригонометрическая служба Великобритании и Русское императорское географическое общество. Исторически сложилось так, что в России утверждалась в противовес британской - германская школа.
19 декабря 1871г. было утверждено представление о постройке Ташкентской астрономической обсерватории, а в апреле следующего года был утверждён проект зданий для обсерватории и дома для астронома. Первыми астрономами обсерватории стали К.В. Шарнгорст и с 1873г. А.Р. Бонсдорф. Еще через год Бонсдорф выехал в Гамбург для приёма астрономических инструментов. Вместе с Бонсфордом в Ташкент приехал выпускник Мюнхенского университета, баварский подданный Франц Ксавье фон Шварц (1847-1903), приглашённый для организации метеорологических работ.
31 декабря 1878г. Франц фон Шварц был назначен помощником заведующего Ташкентской астрономической обсерваторией по метеорологической части, а позднее и руководителем обсерватории. В 1879-1880гг. он возглавлял хронометрическую экспедицию в Кульджинский край, осуществляя астрономические, магнитные и барометрические наблюдения.
Помимо астрономических исследований немецкого астронома Франца фон Шварца интересовало далёкое прошлое Средней Азии. И он посвятил этой теме свою опубликованную в Германии на немецком языке и до сих пор не переведенную ни на русский, ни на узбекский языки, книгу «Туркестан, колыбель индогерманских народов». Проживший в Туркестанском крае более 15 лет, Шварц помимо астрономии глубоко интересовался жизнью, традициями и культурой народов этого региона. Он объездил край вдоль и поперёк, тщательно изучил всю имевшуюся тогда на русском языке литературу по древней, средневековой, новой истории проживших там народов. Вернувшись в Германию, Шварц продолжил изучение истории Туркестана, опираясь на крупнейшую коллекцию книг о Туркестане, хранившуюся в Государственной библиотеке Мюнхена. На родине ему удалось исправить, дополнить и окончательно завершить свой труд.
Согласно концепции Франца фон Шварца Туркестан является исторической прародиной для европейцев. На его территории, по убеждению Шварца, в глубокой древности происходило формирование индогерманских племен и именно отсюда в течение многих веков шла миграция арийского населения в на¬правлении Европы, Ближнего Востока и Северной Индии. Шварц считал, что Центральная Азия также является колыбелью древней культуры германцев, кельтов, славян и других народов. «Именно здесь в образе жизни, обычаях и традициях, - указывал Франц фон Шварц, - можно найти много отголосков из библейских сюжетов и сочинений Гомера». Только в Туркестане, как писал он в своём главном труде - «Туркестан, колыбель индогерманских народов», ему удалось больше проникнуться содержанием Библии и гомеровского эпоса, лучше их понять и по достоинству оценить. В книге «Великий потоп и великое переселение людей» Франц фон Шварц (Штутгарт, 1894) аргументировал, что на самом деле всемирный потоп был явлением совершенно локальным.
А именно разлитие  моря существовавшего ранее на территории нынешней пустыне Гоби в среду прежнего обитания индоевропейцев – Туркестан. Впоследствии эта теория Шварца разошлась по миру и за исключением некоторых геологических пробелов не противоречит современной науке. Более того, в России раскопали Аркаим лишь севернее того места, где по Шварцу была прародина индоевропейцев.
Франц фон Шварц принимал участие не только в ряде экспедиций и важно, что именно его исследования впоследствии стимулировали в Германии  и во всём мире интерес учёных к этому региону мира.
Очарованный Францем фон Шварцем выдающийся немецкий исследователь Вилли Рикмер Рикмерс (1873-1965) стоял у истоков снаряжения грандиозных экспедиций в русский Туркестан и на Памир. В 1913г. в восточной части хребта Петра Великого в Дарвазе, работала большая немецкая экспедиция, организованная Германским и Австрийским альпийским обществом; во главе её стояли В. Рикмер Рик-мерс, Х.фон Фикер и Р.Клебелсберг. Предполагалось, что она положит начало систематических исследований Памира, которые должны были продолжаться в следующие годы. Однако, Первая мировая война, а затем революция 1917г. в России помешали осуществлению этих планов.
Осенью 1925г. во время празднования 200-летия Российской Академии наук, в Москве была высказана мысль о пользе совместных с немцами экспедиций на территории СССР. В числе возможных объектов исследований немецкий метеоролог, профессор Х.фон Фикер назвал Западный Памир. В конце июня 1926 г. в Берлине состоялось первое собеседование немецкой группы с представителями АН СССР, после чего Фикер составил предварительный план «Русско-германской экспедиции в области Трансалая и Сельтау» на Памире. Весной 1927 г. этот план поступил в Президиум АН СССР.
Общее руководство всей экспедицией ВКП(б) возложила на Николая Петровича Горбунова (1892-1937) - одного из выдающихся организаторов науки, который в 1918-1919гг. провел большую работу по организации и координации работы РАН и других российских научных, впоследствии стал академиком и непременным секретарем АН СССР и был репрессирован. Его заместителем по экспедиции назначили другого незаурядного человека - Дмитрия Ивановича Щербакова (1893-1966), впоследствии также академика, возглавлявшего Отделение геолого-географических наук АН СССР. Его научные труды оказали огромное влияние на развитие современной минералогии, геохимии и петрографии. Во главе немецкой группы по назначению Общества стоял Вилли Рикмер Рикмерс, а старшим группы германских альпинистов являлся Ф.Борхерс. В научный совет экспедиции входили крупнейшие ученые того времени, занимавшиеся Центральной Азией: академик С.Ф.Ольденбург, академик В.В.Бартольд, академик В.Л.Комаров, академик А.Е.Ферсман, профессор  Н.Л.Корженевский,  а также Н.П.Горбунов, Д.И.Щербаков, Х.фон Фикер и другие.
Непостижим до сего времени феномен Советско-германской экспедиции 1928 г. и на её основе последовавшей затем многолетней Таджикско-Памирской экспедиции (немцев в нее приглашать, впрочем, перестали), развернувшей свои работы на территории всей Средней Азии. «Основной задачей экспедиции, - писал Ефим Россельс, имея в виду Советско-германскую экспедицию, - являлось составление точной географической карты и обследование «белого пятна», которое и занимает значительную часть намеченной области и вокруг которого местные жители сложили множество легенд о том, что в недосягаемых ущельях Танымасса живёт какое-то таинственное племя, которое бережно охраняет подступы к своим владениям. Легенды говорят, что много много лет назад какое-то древнее племя, спасаясь от своих поработителей, ушло через таинственные перевалы — Кашаль-Аяк и Танымасс — пропало без вести». Впоследствии, после ареста и расстрела Н.П.Горбунова многое из материалов той экспедиции было безвозвратно утрачено или предано забвению.
Стоит лишь отметить еще одно удивительное обстоятельство: даже когда исследователи стирали одно за другим «белые пятна» на карте Памира и он изучался всё шире и глубже, сакральная география и сакральная история этого удивительного района мира оставались вне научного поиска, а на сведения, добытые первыми экспедициями, больше никто внимания не обращал.
Лишь в 1958г. Академия наук СССР организует масштабную экспедицию в Памиро-Алайский регион с участием учёных различных специальностей для комплексного исследования слабо изученной территории. В район недоступного Танымасса новая экспедиция так и не дошла, но получила прекрасные результаты по географии, флоре, фауне,  этнографии неисследованного ранее региона. В её составе был профессор Б.Ф.Поршнев, которого, как историка, в первую очередь интересовало происхождение человека мыслящего. Он считал, что наши предки стали собственно людьми в социальном смысле в ходе взаимоотношений с представителями таинственного племени, описанного экспедицией 1928г.  По результатам экспедиции в Памиро-Алай в 1963г. Б.Ф.Поршнев издаёт работу «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах».
Продолжение исследований о таинственном древнем Танымасском  племени под влиянием трудов Франца фон Шварца было начато в 1988г. известным узбекским учёным Виктором Арведовичем Ивониным,  который будучи немцем и владея немецким языком тщательно изучил творческое наследие немецкого астронома. Он входит в состав нескольких Памиро-Алайских экспедиций опытного горовосходителя мастера спорта Владимира Даниловича  Кулешова, в поисках танымасских гомотангов, впервые названных фон Шварцем термином «шнееманн (снежный человек)». Однако в условиях распада  СССР научный интерес к этой проблеме иссяк и В.А. Ивонин использует единственно возможную в то время форму публикации результатов в виде художественных приключенческих рассказов, представляющих собой удивительный симбиоз реальных  фактов деятельности экспедиций, местных легенд и исконно немецкого романтизма. В такой необычной форме  протянулась длинная историческая цепочка от замечательных трудов Франца фон Шварца до современных проживающих в Узбекистане немцев, - последователей его легендарных идей.

(На фото: титул книги Франца фон Шварца - "Туркестан - колыбель индогерманских народов")