Апологеты

Константин Рыжов
В подлинном смысле богословские системы впервые появляются  у христианских писателей, которых обычно именуют апологетами.  Расцвет их творчества падает на конец II – начало IV веков. В это время жили и творили такие авторитетные богословы, как Иустин Мученик,  Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Люди широко образованные, они хорошо знали языческую философию и считали ее полезным и необходимым инструментом для осмысления религиозного опыта. Целью писаний апологетов было, с одной стороны, перевести истины веры на язык разума, то есть господствующих воззрений эпохи, а с другой – доказать представителям власти, что христианство воспитывает не разрушителей, а полезных членов государства и общества. Часто их апологии имели конкретных адресатов и были обращены либо к гонителям христианства – императорам, либо к образованному эллинистическому обществу.

В это время у Церкви, наряду с внешними, появились и внутренние враги. Речь идет о многочисленных еретических сектах, в ожесточенной борьбе с которыми и стало выковываться православное богословие. Наибольшее  волнение в христианском мире в начале III в. вызвало учение монотеистов-монархиан и, в особенности Савелия Птолемаидского ("савелианская ересь"), провозглашавшего, что Бог троичен "только по названию", а на самом деле Он - единая и неделимая Монада (http://www.proza.ru/2011/01/03/311).

Общий смысл возражение апологетов монархианам был примерно следующий. Первоначально Бог был один. Однако Он не был «бессловесным», но в Себе Самом обладал Своею «словесною мощью». Она была  как бы «внутренним Словом Божьим», изначально предназначенным к тому, чтобы стать «Словом произнесенным» или «внешним». «Ранее всех созданий, - писал Иустин, - породил Бог из Себя некую Словесную Силу, которая… называется иногда Мнением Господа, иногда – Мудростью, иногда – Ангелом, иногда – Богом, иногда Господом и Словом…» Речение Бога ничего не изменило в Его природе. Рожденное «Силою и Волею Отца», «Перворожденное» Слово не перестало быть в Боге, и рождение Его не сделало Отца «бессловесным». Бог остался единым, но перестал быть одним. В своем самостоятельном бытие Слово есть «нечто иное», чем Отец, это - «другой Бог», хотя и не по понятию, но по числу. Через Слово Бог сотворил мир и через Него же раскрывает Себя миру в творении. Жизнь мира и есть раскрытие в нем Бога Отца через Слово. Бог породил Сына Своего как начало всего, дабы через него «создать и образовать всяческое». Так от пламени исходит, его не умаляя, другое пламя. Так звучит вовне мысль-слово, так луч  исторгается от солнца и в него возвращается. Предвечно пребывающий в Боге Разум (Логос) «проистек» из Него, чтобы стать «идеей и энергией» всего.

    Обращаясь к чуду Боговоплощения, апологеты подчеркивали: из того, что Логос воплотился в человеке, следует, что человек есть сосредоточие мира. Христос был не только духовным, но и душевно-плотским человеком, а также Богом, воплотившимся как человек Иисус. Многие апологеты считали, что Логос снизошел на Марию и, сотворив Свою человеческую природу, родился от нее, то есть воплотился. Иные считали возможным говорить даже о страданиях Бога. Во всяком случае, во Христе признавали единство Божества с человечеством, не приводящее, однако к их отождествлению.

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ. (ок. 130 – ок. 202). Знаменитый христианский писатель, уроженец Смирны и ученик святого Поликарпа (http://www.proza.ru/2010/12/01/301). Около середины II в. Ириней прибыл в Галлию, принял там священство и с 177 г. был епископом Лиона. Выучив кельтский язык, он общался на нем с местным населением, однако писал по-гречески. Из его сочинений до нас дошел только классический труд «Против ересей». 

    Богословские взгляды Иринея вкратце сводились к следующему. Божественная природа едина. Отец и Сын неразрывно связаны между Собой, ибо Отец являет Себя миру через Сына. «Отец, – пишет Ириней, - невидимое Сына; Сын – видимое Отца».  Рождение Сына есть одновременно и творение мира и откровение Отца.  Создавая мир, Слово как бы открывает Создателя Бога через само создание.

    Такая трактовка догмата Троицы не была в дальнейшем принята Церковью, поскольку Сыну отводилась в ней подчиненная роль и Он представлялся чем-то низшим по сравнению с Отцом. Зато христологическое учение Иринея было уже вполне православным.  Он писал, что в акте Боговоплощения Сын (Логос) стал «видимым и осязаемым Словом», «соделался подверженным страданию и говорил с родом человеческим». Бог, прежде видимый духом пророчества (через Духа), стал таким образом видим через Сына. Ириней считал недопустимым разделение во Христе Логоса и человека Иисуса. – Предсуществовавший, как Дух, в Боге, Логос сделался подверженным страданию и смерти плотским человеком. «Слово Отца и Дух Божий, - пишет Ириней, - соединившись с древнею сущностью потомства Адамова, соделали человека живущим и совершенным, приемлющим Совершенного Отца». Логос действительно воплотился. Иисус Христос воспринял полное человечество, пролил за нас свою собственную кровь и дал за нас свою собственную душу. Поэтому Христос никак не отделен от людей, но плотски, кровно, по естеству человеческому един со всеми. Его божественный дух служит соединительным звеном между Богом и человечеством. Без этого не могло быть таинства Искупления.  Ибо единичный человек, Христос есть вместе с тем и Человек Всеединый, и в этом смысле – «Второй Адам». «В Адаме» все люди утратили образ и подобие Божии. Во Христе же все они получили нового и действительного главу. Но это не простое восстановление в прежнего состояния, а нечто большее: усовершение, обожение, которого Адам должен был достичь и не достиг из-за своего грехопадения.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. (ум. ок. 216 г.). Сохранилось предание, что Климент получил основательное философское образование. Долгое время он искал истину в эллинской философии и мистериях, много путешествовал, объехал всю Великую Грецию, Восток и Палестину. В Александрии он попал под обаяние главы местной «катехизической школы» Пантэна, который крестил его и сделал пресвитером. В 190 г. Климента избрали начальником Александрийского Огласительного училища. Во время гонений при императоре Септимии Севере, в 201 г., он переселился в Каппадокию и умер там до 216 г.

     Климент не хотел видеть никакого противоречия между истинной философией и христианской верой. Пишут, что он собирал истинное везде, где его усматривал, ибо считал, что Истина едина: какая-то часть ее была дарована иудеям в форме Закона и грекам – в их философии, но во всей своей полноте Истина содержится только в учении Христа. Однако, чтобы воспринять это учение полностью, христианин должен философствовать.

     По учению Климента Сын (Логос) есть «Целостный Ум», «Идея-Мысль Бога» и «Умный Мир». Однако он колебался называть Логос Богом во всем равным Отцу, и склонялся к тому, чтобы представлять Его как низшего Бога.

    Понимание Климентом природы Христа также было во многом неполным и прямо ошибочным. В акте Боговоплощения, считал он, Логос, Свет мира и предвечный Спаситель «породил Себя Самого: когда Слово стало плотью, дабы плоть обожилась». Слово облеклось в человека, как в одежду и стало воспринимаемым Богом. Климент  с несомненностью полагал, что Иисус Христос воспринял реальное человечество, реальное человеческое тело. Но при этом он считал Иисуса в высшей степени бесстрастным. Человеческое тело Христа не нуждалось ни в пище, ни в питье. Смешно было бы думать, писал он, что тело Иисуса имело те же потребности, что и тело другого человека. Спаситель, правда, ел, но ел не для поддержания Своего существования, не для Своего тела, которое было поддерживаемо в своем существовании божественною силою, а чтобы не подавать повода думать, что Он – призрак. Никакое страстное движение, ни удовольствие, ни печаль, не были Ему свойственны.

Труды Климента сыграли свою роль в переломе языческого мышления. Обращаясь к интеллектуалам-язычникам на из языке, Климент разъяснял им, что, мир – не мифологическое явление, наполненное богами и демонами, а скорее природный мир, провиденциально управляемый единым верховным самодостаточным Богом. На самом деле, языческие статуи богов – всего лишь каменные идолы, а мифы – просто примитивные выдумки, очеловечивающие их. Истинным является только один Бог – единый невидимый Дух, и одно лишь откровение истинно – библейское. Досократические философии – например, Фалеса или Эмпедокла – зашли не намного далее примитивных мифов. Почитать должно не материю, но ее Творца. Божественны не небесные тела, но их Создатель. Теперь человек может освободиться от старых суеверий и обрести просветление от истинного божественного Света – Христа. Мириады предметов, почитавшихся первобытным воображением священными, рассматривались им всего лишь как естественные явления, которые ранее наделялись наивными людьми несуществующими сверхъестественными силами. Подлинные посланцы божественной вести – не звери и птицы, не деревья и растения, а люди, избранные Богом в качестве пророков. Вселенной правит не Зевс – непостоянный бог эллинов, – но истинный иудео-христианский Бог, верховный и справедливый. Подлинным Богом, несущим спасение, являлся не мифологический Дионис, или Орфей, или Деметра, но исторический Иисус Христос. Заря христианства рассеяла отныне тьму язычества. Климент уподоблял греко-римский мир позднего язычества прорицателю Тиресию – старому, мудрому, но слепому и умирающему – и призвал людей оставить прежнюю жизнь и отжившие обычаи, отбросить старые празднества и языческие гадания, чтобы войти в новые таинства Христовы. Если старый мир начнет готовить себя для Бога, он вновь прозреет, узрит самое небо и станет новообретенным чадом христианства.

   ТЕРТУЛЛИАН (160-?). Знаменитый писатель, один из характернейших представителей и основоположников христианского богословия. Родился в Карфагене. Получил юридическое образование и считался отличным юристом. Был пресвитером, вероятно, в Карфагене. Около 202 г. Тертуллиан уклонился в монтанизм. Умер в глубокой старости. Год его смерти неизвестен.

    Богословское учение Тертуллиана можно представить в следующих чертах. Каждое лицо Святой Троицы есть Бог и вместе с тем все Они – одно. Все лица Троицы едины по существу (по своей субстанции), но вместе с тем различаются как Лица. Между ними существует определенная субординация. Бог Отец – есть субстанция как таковая, а Бог Сын есть Ее излияние. Бытие Сына подле Отца есть как бы форма, в которую вытекает существо Отца. Из этого следует, что Сын далеко не равнозначен Отцу, Он есть Лицо подчиненное, так же как и Святой Дух. Тертуллиан представлял их как органы, через которые действует Бог Отец.

    Рассуждая о природе Иисуса Христа, Тертуллиан настаивал на действительности плоти в лице Иисуса Христа. Он признавал также, что в Христе была не только действительная человеческая плоть, но и душа человеческая. Он писал: «мы видим двойственное состояние неслиянное, но соединенное в одном лице, видим Бога и человека Иисуса. Я говорю о Христе. Свойство той и другой субстанции в Нем остается до того неизменным, что и дух производит в Нем то, что ему свойственно, то есть знамения и чудеса, равным образом и тело испытывает свои страдания, например – голод, потому что обе субстанции действуют с раздельностью, каждая в своем состоянии…»

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239