Сознание

Геннадий Шикунов
 
Каждый из вас может взять справочник по психологии или толковый словарь и прочитать определение этого термина. Мне хочется остановиться и предложить вам рассуждения на эту тему, взяв за основу работу Станислава Грофа "Холотропное сознание".

Станислав Гроф для воздействия на психику (сознание) человека применял ЛСД и как ученый, суммируя данные, пытался найти определение сознания и решить вопросы, связанные с воздействием на него. Наша задача - проследить эту попытку ученого.

Гроф ставит под сомнение модель Вселенной, разработанной Ньютоновской наукой (Вселенная состоит из плотного материала) по которой жизнь, сознание, люди и творческий разум рассматривались как побочные продукты, развившиеся из непостижимого скопления материи.

"Следуя логике этой материалистической модели, человеческое сознание, интеллект, этика, искусство, религия и сама наука рассматривались как побочные продукты материального процесса, происходящего в мозге". Это, однако, не обязательно должно означать, что сознание рождается в мозге.

С точки зрения Грофа традиционной науке приписывается сознание, которое является побочным продуктом материального процесса и Ньютоновская точка зрения диктовала критерии приемлемости и неприемлемости переживания реальности, т.е. "нормы функционирующего человека". Любое отклонение воспринималось как чересчур бурное воображение и расстройство психической деятельности. И поэтому главной задачей книги стало исследование новых наблюдений и радикально-новый взгляд на нашу жизнь.

 В своей книге автор не дает четкое определение сознания. Материя и энергия превращаются одно в другое и, согласно этой точки зрения, сознание считается неотъемлемой частью Вселенской канвы и не ограничивается деятельностью нашего мозга.  С.Гроф не углубляется и не дает определение “материи” и “энергии”. Без определения этих понятий рассуждения о сознании превращаются в пустословие.
Приводя высказывания мыслителей таких как Девид Бом, Грегори Бейтсон, он приводит к мысли, что ум и Природа, образует неразрывное единство, а другими словами сознание и творческий разум человека является не как продукты нейрофизиологической деятельности мозга, а как важные и первичные атрибуты всего бытия. И поэтому изучение сознания становится центром внимания науки.

Прибегая к Юнгу, он говорит, что Юнг продемонстрировал, что "Фрейдовская модель человеческой психики слишком узка и ограничена". И, что "следует смотреть намного дальше личной биографии и индивидуального бессознательного".

С.Гроф выражает мысль, что "мир психики и материальный мир есть не две раздельные сущности и что они тесно переплетены между собой". Также сознание и материя находятся в постоянном взаимодействии, обеспечивая информацией и формируя друг друга". (Если не определяется "Сознание", то, что такое "материя"  Определения нет, и все превращается опять в пустословие.)

Гроф стал рассматривать сознание психологии человека как выражение и отражение космического разума, пронизывающего всю Вселенную и всю жизнь. Человек не просто высокоорганизованное животное со встроенными в черепа биологическими компьютерами и мы являемся неограниченными полями сознания, превосходящими время, пространство, материю и линейную причинность.

В результате наблюдений за тысячами людей, переживавших необычайное состояние сознания, Гроф пришел к выводу: что наше индивидуальное сознание напрямую соединяет нас не только с окружающей средой и с различными периодами нашего прошлого, но и с событиями, находящимися далеко за пределами восприятия наших физических чувств, уходящего в другие исторические эпохи, в природу и в космос. Человек способен переживать эмоции и физические ощущения, которые испытывались нами во время прохождения через родовой канал, а также нашу возможность вновь переживать эпизоды, относящиеся к эмбриональному периоду в материнском чреве. В необычных состояниях сознания наша психика может ярко и точно воспроизводить эти ситуации.

Что такое "время", "пространство"? Определений нет и нельзя уже конкретизировать суть, опираясь на данные понятия. Время и пространство, оказалось, измеряются одной и той же мерой и это никого не приводит в состояние недоразумения. Чтобы выйти из этого положения предлагается считать, что это единый континуум, что не решает, в конечном счете, проблемы. Время - всего лишь порядок восприятия, а пространство - условие проявления процесса. Данные понятия очень хорошо трактуются индусскими философами.

Основываясь на выводы, к которым пришел Гроф, он предлагает пересмотреть понимание трансперсональной парадигмы. Сознание не существует только в черепной коробке и как результат индивидуальной жизни человека. Он говорит: "Как только мы подходим к терминам понятия трансперсональной области, мы начинаем понимать сознание как нечто существующее вне нас и независимо от нас - как нечто, по сути своей не ограниченное материей. В отличие от нашего повседневного опыта, оно не зависит от физических чувств, хотя и использует их в качестве связующего звена в повседневном восприятии жизни". "Трансперсональное сознание не имеет границ - оно, скорее, бесконечно и выходит за пределы времени и пространства". "Принятие трансперсональной природы сознания ставит под сомнение многие фундаментальные представления нашего общества - представления, воздействующие на всех нас на глубоко личных уровнях. Принятие этого нового взгляда на сознание означает также и принятие того, что наша жизнь формируется не только под непосредственным влиянием окружающей среды, начиная со дня нашего рождения, но и, что не менее важно, наследственными, культурными, духовными и космическими влияниями, находящимися далеко за пределами того, что мы воспринимаем нашими физическими чувствами".

Данный вывод Грофа настолько глубокомыслен, что должен бы был перевернуть наше представление об окружающем нас мире.

 Когда человек основывается на обычное состояние сознания, он воспринимает окружающий мир посредством пяти органов чувств, где прошлое и будущее могут существовать лишь в нашем воображении. Но когда речь заходит о трансперсональных переживаниях, мы прорываемся сквозь барьеры и переживаем расширение или протяженность нашего сознания далеко за пределы физических ограничений нашей повседневной жизни.

Здесь необходимо задать вопрос: а что такое воображение и что такое трансперсональные переживания? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо четко представлять, что же такое сознание как оно формируется. К данному вопросу вам придется вернуться немного ниже.

При вхождении на любую новую территорию первопроходцы должны составлять карту этой новой области, чтобы последователи могли воспользоваться этой областью. Гроф заостряет свое внимание на понятиях пространства и времени и расширении обыденного сознания внутри и вне пределов этих понятий. Также задерживает внимание на психоидных переживаниях. В своей книге Гроф рассматривает переживания (встреча с архетипами, демонами, видениями) в сочетании с базовыми перинатальными матрицами (БПМ). В зависимости от проецируемой БПМ мы имеем проявление определенного вида сознания.

Далее Гроф, приводя высказывания Шри Ауробиндо, хочет привести к мысли, что: "В наших отношениях с миром мы должны осознавать, кем мы в действительности являемся - единой самосущностью, становящейся всем, что мы наблюдаем. Все движения, все энергии, все формы, все происходящие события мы должны видеть как проявление нашего единого и истинного "я" во многих существованиях". Как подтверждение этой мысли приводится высказывание Альберта Эйнштейна: "Человек является частью целого, называемого "Вселенная", - частью, ограниченной в пространстве и времени. Он переживает сам себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального - как оптический обман сознания".

Здесь можно сделать вывод, что наше восприятие мира иллюзорно, и мы являемся частью единого целого во всех его видоизменениях, внося своим существованием свою лепту в бесконечное видоизменение окружающего нас мира.

Но Гроф ограничивает этот вывод и сводит это к мысли, что человек может в своем трансперсональном сознании отождествлять (входить в образ) себя с другим человеком или сущностью, где предельной формой группового сознания является отождествление со всем человечеством, где резервуар переживаний человека как вида представляется безграничным.

Гроф описывает примеры отождествления с животными, растениями, аспектами неорганической природы. При выходе из границ нашего мира в трансперсональной сфере изменяется восприятие времени и пространства: человек получает возможность путешествовать во времени назад и вперед и время начинает существовать одномоментно.

Появляется осознание клеточной памяти и для людей, находящихся в необычных состояниях сознания вполне обычно отображение реальности, предшествующей их рождению. Человек может проследить мир переходов своего сознания из сущности одного прародителя в сознание предка следующего поколения, как бы в продолжение от одной жизни к другой. Здесь нет ни расовых, ни родовых границ, ни границ культур. Гроф объясняет это с помощью Юнговского коллективного бессознательного, хотя напрашивается далеко идущий и влекущий революционные преобразования в восприятии всех этих состояний вывод.

Здесь необходимо заострить внимание, что обычное состояние сознания человека находится в некотором ограничении и только ЛСД разрушает данные границы и выбор точки отсчета уже не зависит от воли человека и природных ограничений. (Отсюда, можно сделать побочный вывод - употребление наркотиков превращает мозг в блудную овцу. Не употребляйте наркотики.) Не говоря об этом, Гроф, тем самым, приводит к мысли, что сознание - это, прежде всего, точка отсчета для восприятия окружающего мира.

Гроф убежден в том, что индивидуальное сознание выживает после смерти физического тела. Но, как он говорит, не следует путать это с окончательным "доказательством",т.к. важно помнить, что любая наука никогда ничего не "доказывает"; она лишь "опровергает" или "с толком использует" существующие теории. " История науки сама учит нас, что ни одна теория не объясняет всех аспектов какого-либо явления, и что всегда существует более чем одна теория, которая призывает считаться с "проверенными" фактами. В таком случае следует считаться как с переживаниями прошлых жизней, так и с альтернативными объяснениями, которые не включают в себя теорию о том, что души выживают после смерти, или что существует переход индивидуального сознания из одной жизни в другую".

Если принять, что сознание формируется из нескольких компонентов, то точка отсчета не зависит от индивидуума, и она существовала и будет существовать вечно и любой другой может воспользоваться при определенных условиях данной точкой и воспринять мир именно с этой точки отсчета.

В категории "Корни человеческого насилия и текущий глобальный кризис" Гроф проводит параллели на общество в целом и связывает причины насилия и кризиса с травмой рождения. Травма рождения включает в себя переживание борьбы жизни и смерти и является потенциальной основой для многих крайних эмоций даже в массовом масштабе. Архетипы коллективного бессознательного могли бы также быть источником массовой психопаталогии, поскольку они наделены необычайной психологической силой, устраняющей все индивидуальные границы.

Хотя здесь, напрашивается мощный концептуальный вывод, который не звучит ни у одного основоположника психоанализа и их продолжателей. Автор вплотную подводит к этому выводу, но не формулирует его и рассматривает весь приведенный материал немного в иной плоскости. Вывод заключается в том, что человеческая психика - результат работы системы - "человек", а общество является также системой и общность заключается в идентичности условий существования и принципиальной основе схематики процессов, а также в схематике восприятия происходящего.

Поэтому мысль Грофа: "Согласно прозрениям, полученным совместно из наблюдений необычных состояний сознания и открытий психоисториков, мы все носим глубоко в себе сильные бессознательные энергии и эмоции, связанные с травмой рождения, с которыми мы не смогли адекватно совладать и ассимилировать их. Для некоторых из нас эти аспекты нашей души могут быть полностью бессознательными, тогда как другие могут в той или иной степени осознавать их влияние. Когда материал такого рода активизируется изнутри или реальными событиями внешнего мира, то он может привести человека к странной психопатологии, включая насилие, для которого, как казалось бы, нет видимых причин." - можно трактовать не так, как трактует автор, но это в данном случае уводит от сути работы Грофа и ставит под сомнение глубину или завершенность возможности двигаться в данном направлении и сделать более совершенный вывод.

Чтобы прийти к подобному выводу, необходимо подойти к решению этого вопроса с другой точки зрения. Будет просматриваться созвучность с выводами Станислава Грофа и в то же время можно увидеть выводы, которые при осознании приведут к революционным подвижкам в миропонимании.

Рассуждая о жизни, сознании и т.п. никто из Великих не определил понятие Жизнь так, чтобы оно (понятие) "работало" везде. Все рассуждения о жизни и обо всем остальном просто теряют смысл, если нет подобного определения, и заставляет выстроиться все в совершенно ином логическом порядке.

Собственно, определить понятие невозможно, не решив некоторые вопросы, которые не связаны напрямую с психологией и конкретно с определением в данном случае понятия
"Жизнь" и как следствие понятия "Сознание".

Чтобы прийти к желаемому, необходим целостный понятийный язык, который отличается от лоскутного, которым мы пользуемся. Необходимы довольно небольшой набор первостепенных определений, чтобы получить более или менее понятную картину мироздания и, уже потом, притронуться к сознанию.

Конкретизировать "Жизнь" невозможно без конкретизации "Единого неделимого целого". Ньютоновская вселенная, как единое целое – не более как пустой звон, т.к., в конечном счете, единым неделимым целым является не ФОРМА, а ПРОЦЕСС развития. Можно прийти к изначальному и единым неделимым целым станет процесс развития (ПРА) сферы. Только с момента ограничения данного процесса возможно восприятие и соотношение. Каждый это делает самостоятельно в меру своего совершенства, т.е. предопределяется это конструкцией связей данных генетическим кодом от Природы и наработанными связями в процесс жизни.  (Шутка: Не теряйте времени и приобретайте (расширяйте) круг связей, используя все возможные методы.)

Но и это трудно сделать, т.к. мы имеем неправильное представление о ЕДИНИЦЕ. Не берется во внимание качественная характеристика единицы, а считать мы можем и имеем право только единицей. Единица - не может качественно повториться никогда. Ее можно раздробить и рассматривать отношения частей. Только когда мы четко будем представлять мерность соотношений, которые необходимы для построения мироздания, только тогда мы сможем сделать первые шаги в направлении понимания окружающего нас мира и сознания в том числе.

Далее (из “Лабиринта”) основываясь только на звучании и восприятии некоторых слов в русском языке попытаемся найти связь между словами “знание”, “осознание”, “сознание”. В “Лабиринте” можно найти более широкое объяснение этих понятий, но хочется напомнить те, которые вполне могут нас удовлетворить сегодня, дав тему для размышлений.

ЗНАНИЯ - это практический или теоретический уровень возможностей используемых для объяснения процессов и практического применения в процессе существования человека (популяции) в этом мире. Приобретены они опытом в процессе существования цивилизации и передаются доступными для этого способами. Знания принадлежат человечеству и (но) востребуются каждым индивидуально.

Изначально в человеке преобладает биологическое начало. Приобретая первый опыт во время своей жизни человек столкнулся с необходимостью сохранения и передачи накопленного опыта, как минимум, своим детям. Для этого необходимо было передать этот опыт ближним, чтобы он мог быть сохранен, даже если им временно не было нужды пользоваться, а затем, при определенных обстоятельствах, был передан по назначению (требованию). По мере расширения сообщества от семьи до рода, племени и т.д. количество носителей опыта, перешедшего в знания - теоретический опыт, расширялся.

"Тело" сообщества превращается, таким образом, в некое хранилище опыта каждого. Если опыт человека превышает параметры имеющегося опыта в сообществе, то обладатель данного опыта превращается в главного носителя и хранителя этого опыта в течение всего периода преобладания этих параметров. Этот человек превращается из обычного члена сообщества как носителя в личность.

ЛИЧНОСТЬ - это тот человек, который расширяет количество накопленного опыта сообщества. Личность становится неотъемлемым компонентом для развития сообщества.
Новый опыт автоматически записывается в генетический код биологического человека и там же сохраняется. Совокупность генетических кодов, их взаимосвязь и взаимная обусловленность превращает сообщество в организм, имеющий биологическую основу. Это то поле, где возникают взаимосвязи, которые мы пользуемся и без которых невозможно представить свое существование и развитие.. Имея в корне биологическую основу они превращаются в силы, которые трудно воспринимать как материальные, но, в сущности, остаются признаками материального.

СОЗНАНИЕ - компонент качественного состояния материи на определенном уровне перехода из одного состояния в другое.
Сознание бывает общественным и индивидуальным. Это СПОСОБНОСТЬ пользоваться знаниями для общего блага посредством удовлетворения своих потребностей.

Удовлетворение своих потребностей человеком - это не что иное, как требование общества от человека сохранить свое существование как частицы общества. Подразумевается, что сознание - это качество человека как частицы общества, т.е. сознание имеет общественную природу. Направление возможностей развития человека предопределяются структурной организованностью сообщества (социума).

Человек биологический стал зависим от общества. Он пытается избавиться от этой зависимости. Для этого он пытается построить общество по своему подобию. Чтобы двигаться в этом направлении, человеку необходим опыт и знания, которые он может получить только у общества для их переосмысления, т.е. реструктуризации, хотя бы умозрительно, используя главный эталон - свой генетический код.

Человек не сможет пользоваться все новыми знаниями, накопленными в "теле" общества, т.е. резонировать их, если он не будет менять точку, где может быть возможен резонанс, другими словами точку отсчета (зрения). Именно это определяется связями, которые записаны в его генетическом коде. Все психоаналитики искали не природу сознания, а искали методы воздействия на нервную систему (психику) для поиска новой, необходимой точки отсчета.

ОСОЗНАНИЕ - осмысленная взаимосвязь жизненных форм в мироздании относительно определенной (выбранной) точки зрения.
(“Сознание” по Грофу больше подходит по смыслу к “осознанию” из “Лабиринта”.)
Осознание - инструмент, предопределяющий сознание посредством переосмысления получаемых каждым знаний как из накопленных человечеством, так и новых еще не используемых возможностей развития, полученных интуитивно и зависящих от личностного состояния генетического кода. (Перемена точки отсчета из-за вновь полученных связей и их РЕЗОНАНС)

ДУХ - это набор необходимых условий для развития системы огражденных
ДУХОВНОСТЬЮ-законом, по которым возможно это развитие. Духовность любой подсистемы подчинена РАЗУМУ - цели развития процесса с положительным результатом.

КУЛЬТУРА - максимально возможное целенаправленное использование знаний и предопределяется, прежде всего, духовностью человека и общества.

МИРОЗДАНИЕ - воображаемый и чувствуемый процесс существования всего вокруг и себя в т.ч. его законами перехода энергии из одного качественного состояния в другое. Зависит от избранной точки зрения человеком на жизнь, смысл жизни, разум и в его отношениях к духовности, религии, материальной природе всех процессов происходящих вокруг человека как точки отсчета.

ДУХОВНОСТЬ - закон развития процесса существования мироздания, который полностью подчинен Разуму. Духовность предопределяет все в человеке: его жизнь, его отношение ко всему вокруг и всем процессам, к которым он прямо или косвенно имеет отношение. Душу с ее качествами, жизнеспособность тела, религию, смысл жизни - все это предопределяется духовностью.

РАЗУМ - цель, предопределяющая реальные действия для достижения положительного (правильного) результата при ее достижении.
РАЗУМ - формула существования процесса (мироздания), т. е. безусловная поляризация и жесткое выполнение законов проявления
(развития) в этом направлении.
Под поляризацией подразумевается условное направление развития процесса, а под законностью - условия, при которых возможен этот процесс.
РАЗУМ - формула существования процесса перехода энергетического потока из одного состояния в другое Переход - обусловлен "борьбой" симметрий, по которым возможно достижение состояния покоя. Для нас главенствующей является симметрия пентасистем, которая обеспечивает бесконечность этого перехода и его восприятия.

ПРОЦЕСС - качественные изменения обусловленные сохранением единицы энергии при развитии одного периода существования мироздания.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ - (1)начало осознания окружающего мира человеком через только ему свойственные качества восприятия единого процесса, который подразумевается мирозданием и (2) осознанная и выраженная картина мироздания или части его посредством речи, графической передачи информации или другими приемами выражения восприятия. Но если точка зрения совпадает с точкой отсчета, то она превращается в безусловный инструмент для резонанса всех воздействующих на эту точку условий (сил).

ЧЕЛОВЕК - энергосистема, которая занимает во всем процессе определенное место и выполняет свои функции инструмента, качества и индикатора как и все существующие энергосистемы независимо от биологического или небиологического происхождения. Человек неотделим от процесса и полностью зависит от условий предопределивших его появление как энергосистемы. Энергетическая система имеет свои качества (тело, душу) и подчинена общему закону развития (духовности) и общей цели (разуму).

Любую энергетическую систему можно рассматривать как процесс с определенным смыслом существования, при котором происходит качественное преобразование энергии под воздействием независимо от него (человека) сложившихся условий и общего закона, который делает этот переход необходимым для конечной цели.

МАТЕРИЯ – энергетические системы, образующиеся для трансформации энергетического потока кодами, которые присущи только им. Энергосистемы с необходимым кодом для трансформации появляются при появлении комплекта условий для их существования и исчезают, как только исчезают необходимые условия.
В нашем понимании Материя – это нами воспринимаемые, т.е. входящие с нами во взаимодействие, энергосистемы.

ИСТИНА - основа смысла, другими словами исток смысла процесса (явления). В поисках этого истока смысла (истины) мы придем к осмыслению жизни, а другим мы ни чем и не занимаемся. Главное, что человек может сделать в своей жизни - найти ее смысл и выполнить то предназначение, для чего он явлен в этот мир. Если не найден этот смысл (предназначение), то жизненный процесс теряет всяческую ценность. Точка зрения (Эго) исчезает.

В другом варианте (абсолютная) истина находится там, где все можно свести к абсурду. Это точка, где все противоборствующие силы эквивалентны. Тогда поиск истины заключается в поиске пути в данную точку. В правильной сфере - это центр. Это истина места, т.е. начала отсчета. Есть истина тенденции.

СЧАСТЬЕ - чувство полученной удовлетворенности. Чем полнее удовлетворение, тем полнее ощущение счастья.
СЧАСТЬЕ - тенденция к совершенству (Фиксация результатов).

ЛЮБОВЬ - внутренняя (психологическая) зависимость, когда любящий готов пожертвовать собой, чтобы любимый мог ощущать чувство удовлетворенности.

НЕНАВИСТЬ - душевное состояние (положение) относительного бессилия и ущемления с присущим стремлением изменить такое положение, когда путь к балансу желаемого и действительного может лежать через преступление.

ИНТЕЛЛЕКТ - способность воспринимать, осознавать и оперировать понятиями и умозаключениями для образования новых, более совершенных понятий.(1):  способность сопоставлять, анализировать и принимать решение, т.е. остаточный эффект резонанса.(2)

Вам представлены два подхода для поиска ответа что же такое сознание. Они созвучны, но имеют разное наполнение и, в конечном счете, различны. Гроф суммировал накопленный опыт психоаналитиков и не смог преодолеть барьер, где все становится на свои места. У всех психоаналитиков без исключения существует граница, очерченная Абсолютом. Все рассуждения и построения они строят только в пределах этих границ. Можно усмотреть у Грофа попытки выйти за пределы этого замкнутого пространства, но и он этого не сделал.

В книге “Лабиринт” мы можем увидеть совершенно иную картину. На примере показано, что мироздание можно построить без атрибутики с Богом. Это делается через путь Отвлеченного познания. И в выстраиваемом мире, который выстраивает каждый от себя, становясь не сторонним наблюдателем, который рисует картину воссоединения с Богом, становится центром,  и начинает воспринимать весь процесс существования в связке с собой, а точнее, от себя.

В подобном варианте сознание превращается в инструмент без каких-либо секретов и механизм воздействия на него очень прост, т.к. весь мир построен по единому образу и подобию, который существует, используя всего лишь один единственный принцип, которому есть название РЕЗОНАНС.

Наше сознание зависит от избранной точки отсчета – условия резонанса. Если мы можем представить себя планетой, мы будем воспринимать весь окружающий мир с точки зрения планеты. Гроф добивался этого с помощью ЛСД. Другие психоаналитики добивались этого с помощью гипноза, Хаббард отыскал, что достаточно у человека отключить визуальное восприятие, как оно автоматически переключается на другие каналы и уже с помощью нейролингвистического программирования идет управление процессом резонанса или этот процесс идет без управления в "свободном режиме".

Тот же Станислав Гроф предложил Ребефинг и Вайвейшн - сдвиг точки отсчета с помощью изменения ритма дыхания. Это делали и делают йоги, а шаманы, колдуны и прочие шарлатаны, приводя сознание (режим взаимоотношений воспринимающей человеческой нервной системы с окружающим миром) в неустойчивое состояние.
И только сейчас, если вы обратили внимание, мы мимоходом определили суть    
Представление о сознании индивида можно экстраполировать (перенести) на уровень сообщества (социума), т.к. и сообщество (социум) существует по идентичным закономерностям. Нет ничего удивительного, что результатом существования сознания социума является некий образ, который может резонировать у каждого при определенных условиях.

Любопытный нюанс!  При индивидуализации происходит утрата (частичная или полная) с единым центром сообщества, который ответственен за синхронность сознания у членов сообщества.

Это и многое другое объясняется в книге "ЛАБИРИНТ".
Сегодня у нас была задача определиться с сознанием. Что и сделано.

1997год.